Урок русского языка 4 а класс (Урок № 19) .
2. Организовать работу по отработке умения находить словосочетания в предложении.
3. Воспитывать интерес к урокам русского языка, самостоятельность.
. Формируемые УУД: п.-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; к.- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р.-постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л.- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока | Формируемые УУД |
1.Самоопределение к деятельности. (1-2мин) |
Прозвенел звонок, Начинается урок! Я очень хочу, чтобы вы улыбались, Работаю нашей довольны остались. Пусть этот урок нас порадует всех И каждый из нас ощутит свой успех.- Как настроение? Я вам желаю удачи на сегодняшнем уроке. У вас всё получится. | Личностные: формировать интерес к изучению русского языка. Регулятивные: - способствовать развитию рефлексивных навыков, навыков работы по алгоритму и составленному плану; |
2.Актуализация знаний. (4-5мин) |
На слайде слова с пропущенными буквами. Ваша задача- определить пропущенную букву, называя орфограмму. ( Дети работают устно,) Слова: Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный. | Познавательные: умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: контроль и коррекция. |
3. Постановка цели урока ( постановка проблемы) (4-5мин) |
Задание: из первых букв данных слов составьте слово, оно будет ключевым в теме нашего урока. - Итак, тема нашего урока «Словосочетание. Словосочетание и предложение». Прочитайте предложение с доски. - Тяжёлая туча закрыла небо. - Спишите это предложение и выпишите из него словосочетания. Учитель: Какие словосочетания вы записали? - У кого другой ответ? - У нас получились разные ответы, с чем мы столкнулись?( с затруднением) - Если сталкиваемся с затруднением, что нужно сделать?( остановиться и подумать) - Какое задание было дано? - Раньше мы выписывали словосочетания из предложения? (да) - Почему же мы столкнулись с затруднением?( мы забыли как находить словосочетания в предложении) - Значит, какую цель мы должны поставить перед собой на урок? (повторить, что такое словосочетание и потренироваться находить словосочетание в предложении) - Итак, цель нашего урока: вспомнить, что такое словосочетание, вспомнить как находить словосочетание в предложении и развивать умение находить словосочетания в предложении. | Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: постановка и формулирование проблемы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. (7-8мин) |
Что же такое словосочетание? ( Это соединение слов, связанныхдруг с другом по смыслу.) - Послушайте стихотворение о словосочетании. Внимание! Внимание! Вот словосочетание. В нем ходят парою слова, Но не равны у них права. В нем слово главное всегда С зависимым шагает. А кто тут главный - без труда Вопрос определяет. Вопрос от главного идет К зависимому слову, И никогда - наоборот, Запомни как основу. - Это стихотворение позволяет нам вспомнить, что мы уже знаем о словосочетании Предлагаю вам вспомнить алгоритм « Как найти словосочетание в предложении». 1. Прочитай предложение. 2. Найди в нем подлежащее и сказуемое. 3. Выясни, какой второстепенный член относится к подлежащему. 4. Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. Это и будет первое словосочетание. 5. Выясни, какой второстепенный член относится к сказуемому. 6. Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. Это и есть словосочетание. - Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием? ( Это главные члены, они образуют отдельное предложение) Учитель: Посмотрим, как работает этот алгоритм. Вернемся к предложению. Тяжёлая туча закрыла небо. - Порассуждаем по алгоритму. Найдите подлежащее и сказуемое. ( Туча закрыла) - Будет ли это словосочетанием? Почему? - Какой второстепенный член относится к подлежащему? ( тяжелая) - Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. ( туча (какая?) тяжелая). - Какой второстепенный член относится к сказуемому?(небо) - Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. ( закрыла (что?) небо). - Как вы думаете, если какой-то шаг алгоритма пропустить, получиться правильно найти словосочетание? - Каждый шаг в алгоритме важен. Выполняем шаги алгоритма только в нужной последовательности. | Регулятивные: учиться совместно с учителем обнаруживать и формулироватьучебнуюпроблему. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решение учебной задачи. |
5. Физкультминутка. (1-2мин) |
6. Первичное закрепление изученного материала. (7-8 мин) |
Работа в парах по учебнику с.52 упр.74. Задание: определить границы предложения устно ????, выписать только словосочетания имен существительных с именами прилагательными. Проверка у доски в паре. - У кого все сделано так, как мы проверили, поставьте знак +, у кого допущены ошибки – минус. - Поднимите руки, у кого +. Какой вывод делаем? ( мы умеем правильно находить словосочетания) - Поднимите руки, у кого -. Какой вывод делаем? ( Нам нужно еще потренироваться в нахождении словосочетаний ) - Вы работали в парах, а теперь предлагаю самостоятельно выполнить тест. | Регулятивные: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). Познавательные:отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем способов. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ( 7-8 мин) |
ТЕСТ Обведите правильный ответ 1.Словосочетанием называется…. а) соединение слов, связанных друг с другом по смыслу б) слова, отвечающие на один и тот же вопрос. 2. Найди словосочетание а) глубокое ущелье б) прилетели грачи 3. Какие сочетания слов не являются словосочетанием? а) сижу и слушаю б) дальняя дорога 4.Найти словосочетание. а)тихо падают б) На прогулке 5 .Являются ли словосочетанием главные члены предложения а) да б) нет | Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие инструменты). Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний |
Включение в систему знаний и повторение. (7-8мин) |
Работа с деформированными предложениями Задание: составить и записать предложения, выписать словосочетания. 1. С, снежинки, неба, падали, легкие. 2. В, парке, замела, золотая, дорожки, осень. 3. Поздней, льют, холодные, осенью, дожди. | Регулятивные: работая по предложенному плану, использоватьнеобходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
Рефлексия. Подведение итогов урока. Оценки за урок(2-3мин) |
Наш урок заканчивается, подведем итоги. Вспомним, какую цель ставили в начале урока? - Достигли мы поставленных целей? - Почему вы считаете, что мы достигли поставленных целей? - Было ли для вас полезным повторение данной темы? - Где вам пригодятся знания, полученные на уроке? ( При выполнении заданий к упражнению, в диктанте) - Что же такое словосочетание? Как найти словосочетание в предложении? - Оцените свою работу. Руки вверх–все понятно, трудностей не возникало. Руки перед грудью –все понятно, но возникали небольшие трудности. Руки опущены –нужна помощь учителя. - Какие трудности возникли…? | Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Личностные: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. |
Домашнее задание |
Записать 1 предложение об осени, выписать из него словосочитания | |