Класс 9
Тема: Русско-японская война 1904-1905 гг.
Тип урока: комбинированный
Цели:
Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России в начале XX века;
Подвести учащихся к пониманию причин, повода, последствий Русско-японской войны;
Продолжить формирование умений работать с историческими документами, картой, самостоятельно делать выводы.
Основные понятия: Порт-Артур, Портсмутский мир, Маньчжурия,
Агрессия.
Оборудование: учебник, карта «Русско-японская война», атласы, презентация, видеофрагмент фильма «Российская империя» Л. Парфёнова, исторический документ «Мирный договор между Россией и Японией»
Ход урока:
Организационный момент
Актуализация знаний учащихся по теме «Внутренняя политика в 1894-1904 гг.»
Проверка заполнения таблицы «политические деятели».
Проверка выполнения домашнего задания – эссе на тему «Почему Николай II принципиально не избрал реформу политической системы России?»
Опрос:
-Назовите хронологические рамки правления Николая II?
-Опишите характер и политические взгляды Николая Второго.
-Какие незыблемые основы собрался охранять Николай II вступая на престол?
-Какие «новшества в деятельности полиции пытался внедрять Плеве В.К.?
-Что означает понятие «русификация»?
Изучение нового материала.
План:
Направления внешней политики Росси.
Дальневосточная политика
Причины и характер Русско-японской войны 1904-1905 гг.
Ход военных действий. Оборона и падение Порт-Артура.
Итоги и последствия Русско-японской войны.
В 1899 г. состоялась международная конференция в Гааге. В ней учувствовало 26 стран. Было понятно, что военное столкновение неизбежно. Но была сделана попытка смягчить его характер. Было принято:
не использовать удушливые газы;
не применять снаряды, начинённые газом;
не использовать разрывные пули.
Был создан Гаагский международный суд для решения международных конфликтов.
В 90-х гг. XIX в. внимание всех европейских правительств было привлечено событиями на Дальнем Востоке. У Николая II появляется идея выхода России к незамерзающим морям Тихого океана, т.е. переориентация внешнеполитических интересов - «большая азиатская программа». Усиливается противостояние между Россией и Японией. Внутри страны борьба между двумя группировками - сторонников модернизации страны, выступавших за приоритет внутренней политики над внешней (С.Ю. Витте, П.А. Столыпин и др.), и сторонников распространения экспансии на Восток и приобретения новых территорий ( А.М. Безобразов, А.П. Извольский и др.). Победила вторая группа.
2. На самом деле Миролюбивые цели Николая II были связаны с «азиатской программой» - усиления России в Восточной Азии.
Главным препятствием на пути к российскому преобладанию на Дальнем Востоке была Япония, которая стала активно претворять в жизнь программу создания «Великой Японии», начав захватнические действия в Китае и Корее. В 1896 г. между Россией и Китаем был заключен секретный договор об оборонительном союзе. По этому договору Китай разрешил России построить Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД) — из Забайкалья до Владивостока через китайскую территорию.
Китайско-русское сближение подхлестнуло к захвату китайских территорий другие державы. В 1897 г. Германия взяла под свой контроль порт Циндао. Россия не только не поддержала Китай, но решила, по примеру Германии, приобрести незамерзающий порт в Желтом море. Русские корабли вошли в Порт-Артур, важный стратегический пункт на Ляодунском полуострове. В мае 1898 г. Китаю был навязан договор о безвозмездной аренде на 25 лет Ляодунского полуострова и Порт-Артура с правом создания там российской военно-морской базы. Военное присутствие России в Китае вызвало резкое неприятие со стороны Японии. Тайную поддержку ей оказывали США и Англия, также не заинтересованные в усилении российских позиций на Дальнем Востоке. Они предоставили Японии кредиты, организовали поставки металла, нефти, оружия, военных судов, всячески подталкивая ее к войне с Россией.
В январе 1903 г. Николай II созвал совещание по делам Дальнего Востока. Большинство высших чиновников считали необходимым начать ускоренную подготовку к войне с Японией. Особое мнение высказал С. Ю. Витте. В 1902 г. он совершил поездку на Дальний Восток и вынес из нее твердое убеждение, что Россия к войне не готова. Витте предлагал начать широкое экономическое освоение Дальнего Востока, особо подчеркивая нежелательность войны. Вскоре Витте был отправлен в отставку.
В июле 1903 г. Япония предложила России разграничить сферы интересов в дальневосточном регионе: признать Корею японской сферой влияния и лишь область железнодорожного транспорта в Манчжурии - зоной российских интересов. И хотя русское правительство вынуждено было согласиться на требования Японии, телеграмма была задержана на японском телеграфе. 24 января Япония разорвала дипломатические отношения с Россией, а 27 января 1904 г. началась война.
Запись в тетради: 1904-1905 гг. русско-японская война.
Соотношение сил и цели сторон в войне
И Япония, и Россия вели борьбу за чужие территории, это борьба за сферы влияния. И Россию, и Японию подталкивали к войне европейские державы, но накануне войны Россия оказалась в политической изоляции. Франция заявила о своем нейтралитете, Великобритания и США оказали активную поддержку японцам.
- Насколько были готовы к войне Россия и Япония?
Задание. Прочитайте отрывки из воспоминаний, сделайте вывод о соотношении сил. (см. приложение 1 к уроку).
В внутри России обстановка тоже была не спокойной. В.К. Плеве сказал: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война…»
Как вы понимаете слова Плева?
Просмотр видеофрагмента Л. Парфёнова «Русско-японская война.
Задание: выписать в тетрадь основные события.
Ход военных действий:
27 января 1904 г. | Атака порт-артурской эскадры японскими миноносцами причинила тяжелые повреждения двум русским броненосцам и одному крейсеру и тем обеспечила Японии превосходство на море. Гибель «Варяга». |
Апрель 1904 г. | Японцы беспрепятственно высадились в Корее, форсировали р. Ялу и вступили в Манчжурию. |
Май 1904 г. | Японцы высадились на Квантунском полуострове и приступили к осаде Порт-Артура. |
Август 1904 г. | Многодневное генеральное сражение под Ляояном, которое окончилось отступлением русской армии. |
Сентябрь - октябрь 1904 г. | Генерал Куропаткин сделал попытку перейти в наступление, но в кровавой битве на р. Шахэ русская армия была остановлена японцами, понеся большие потери. |
Октябрь 1904 г. | Из Балтийского моря вышла Вторая тихоокеанская эскадра (под командованием адмирала Рождественского), направляясь на Дальний Восток. |
Ноябрь - декабрь 1904 г. | Осажденный Порт-Артур геройски защищается. |
2 декабря 1904 г. | Убит генерал Кондратенко, бывший душою обороны Порт-Артура. |
19 декабря 1904 г. | Командующий русскими войсками генерал Стессель сдал крепость японцам, вследствие чего японская осадная армия могла быть переброшена на Манчжурский фронт. |
Февраль 1905 г. | В многодневном бою под Мукденом русская армия потерпела поражение и вынуждена была отступить на север. |
Май 1905 г. | Эскадра генерала Рождественского пришла в воды Желтого моря, направляясь во Владивосток, и в Цусимском проливе была уничтожена японским флотом. |
Май 1905 г. | Президент США Т. Рузвельт предложил воюющим сторонам свое посредничество. |
Июль 1905 г. | Портсмутская конференция |
23 августа 1905 г. | Портсмутский мирный договор. |
Работа с историческим документом «Мирный договор между Россией и Японией». (см. приложение 2)
Закрепление изученного материала.
Домашнее задание.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Смысл и цели войны для населения России были непонятны и чужды. Сказалось и неблагоприятная экономическая обстановка: столетие началось годами кризиса и неурожаев. Груз военных расходов оказался непосильным для страны. Необходимость реформирования государственного устройства империи была осознана большей частью российского общества.
4