СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовое воспитание как средство формирования правосознания и правовой культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад к заседанию методической комиссии теории и практики воспитания

Просмотр содержимого документа
«Правовое воспитание как средство формирования правосознания и правовой культуры»

Доклад

к заседанию методической комиссии

теории и практики воспитания


Правовое воспитание как средство формирования

правосознания и правовой культуры

Одной из приоритетных задач современного российского общества является повышение правовой культуры и правосознания граждан. Основным инструментом в этом процессе выступает правовое воспитание как целенаправленное воздействие на сознание в целях формирования высокого уровня правовой культуры и правосознания. Правовое просвещение было актуально во все времена, но особое значение оно приобретает сегодня, когда наше общество и государство находятся на пути формирования демократических институтов, гражданского общества и, как конечной цели, – построения правового государства.

В юридической литературе понятия правового сознания и правовой культуры достаточно хорошо описаны.

Правосознание - явление идеальное, непосредственно ненаблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций регулирующих поведения людей в юридически значимых ситуациях.

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Это неизбежный спутник права. Существование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических предписаний до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание людей.

Под правовой культурой мы понимаем определённый уровень правового мышления и чувств восприятия правовой действительности, а также надлежащую степень знания населением законов и высокий уровень уважения норм права, их авторитета. Правовая культура включает в себя специфические способы правовой действительности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.), законы и системы законодательств, судебная практика как результат правовой деятельности.

Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными. В таком восприятии право предстаёт в виде айсберга, меньшая часть которого видима, а большая скрыта под толщей воды.

Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуры каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.

Правовую культуру надо рассматривать не отдельно от общей культуры, так как она является ее составной частью, а в контексте повышения культуры в целом. Особое внимание при этом, на наш взгляд, необходимо уделять взаимодействию правовой и нравственной культуры, а правовое воспитание осуществлять в тесной связи с воспитанием политическим. Так как основным средством правового воспитания является правовое обучение, особое внимание необходимо уделять в образовательных организациях изучению правовых дисциплин и проведению внеурочных мероприятий гражданско-правовой направленности.

Важнейшей ступенью в развитии достойного гражданина своей страны является правовоспитательный процесс ребенка уже в школе, где очень важно правильно организовать процесс формирования правового сознания и правовой культуры в юном возрасте, когда каждый принимает для себя решение, какую роль он хочет и может занимать в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения студентов – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением гражданина.

Важно, чтобы обучающиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения молодежи.

Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы и получения образования подростки должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с  воспитания гражданина.

Исходя из специфики правового воспитания следует, что одним из условий повышения эффективности правового воспитания является учет возрастных особенностей школьников. Это предполагает в начальном, среднем и высшем звеньях школы дифференциацию правового воспитания.

Так, обучающиеся 1-3 классов начинают осваивать незнакомый им распорядок в школе, правила поведения, обязанности ученика, выполняют первые общественные поручения как дежурные класса, санитары. В процессе этой деятельности у них возникает чувство ответственности перед коллективом класса, школы за свои поступки, поведение.

В работе с обучающимися 5-6 классов закрепляется их сознательное отношение к выполнению правил для обучающихся, нетерпимость к нарушителям дисциплины, продолжается формирование личной ответственности за свои поступки, за свое поведение перед обществом

Обучающиеся 7-8 классов должны получить общие представления о законах Российского государства, об основных правах и обязанностях граждан, понимать и одобрять правила поведения в общественных местах, уметь их соблюдать.

Содержание правового воспитания в 9-х классах определяется изучением законов и прав, изучение Конституции РФ, возможны проведения различных круглых столов, формирование клубов и семинарских занятий.

В старших классах, в профессиональных образовательных организациях продолжается изучение основ российского законодательства, теоретических вопросов государства и права. Правовые положения и факты более глубоко связываются обучающимися с событиями реальной жизни. На базе усвоенных правовых знаний обучающиеся овладевают умениями и навыками использования этих знаний для оценки поведения людей. Правовое обучение в старшем звене должно быть обучением подлинно воспитывающим, иметь четко выраженную профилактическую направленность, быть важнейшим фактором предупреждения антиобщественных проявлений.

В разнообразных формах воспитательного воздействия на подростков важное значение имеет вовлечение их в те или иные игровые и творческие мероприятия. Решая поставленные в области правового воспитания задачи, необходимо планировать различные игровые и творческие мероприятия, в которых участвуют сами подростки. Например: недели правовых знаний, которые позволяют закрепить у обучающихся устойчивую и осознанную потребность в правовом поведении, выработать негативное отношение к употреблению наркотических и токсических веществ, воспитать уважительное отношение к закону; месячник «Интересы без наркотиков»; детское правотворчество в виде КВНов по правовой тематике «Человек и закон», театрализованных представлений, устных журналов; постоянная работа совета профилактики с «трудными» обучающимися различных категорий и их родителями; встречи обучающихся с работниками правоохранительных органов; работа кружка «Правоведение». Эффективный процесс правового воспитания предполагает активную деятельность не только воспитателей, но и воспитуемых.

В образовательной организации следует создать постоянно существующее информационное пространство правового характера. В системе следует проводить занятия родительского лектория, на которых перед родителями могут выступить психологи, наркологи, работники правоохранительных органов, педагоги.

Учитывая тот факт, что в профилактической работе по предупреждению правонарушений и преступлений среди подростков большое внимание уделяется организации свободного времени подростков, в образовательной организации должны быть созданы условия для саморазвития личности ребенка.

Последним звеном в системе правовой социализации может стать рефлексивный этап, когда проводится анализ результатов и корректировка деятельности по формированию правовой культуры подростков.

Особенность современной системы правового воспитания заключается в том, что одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских образовательных организациях является модернизация и развитие правового воспитания и образования. Наряду с конкретизацией содержательных компонентов формирования правовой культуры подростков, особое внимание уделяется созданию и внедрению эффективной технологии правовоспитательной деятельности в образовательных организациях, направленной на формирование личностных ценностей подростка, создание ценностно-правовой среды.

Высокий уровень правовой культуры молодежи даст нашему обществу будущее, так как именно наличие правовой культуры выступает одним из факторов гарантии создания демократического, правового, светского государства, где присутствуют соблюдение прав и свобод человека, уважение прав всех форм собственности, а также чести и достоинства граждан. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!