СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовая неделя ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ПРАВА ДЕТЕЙ»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у детей системы правовых знаний, понимания

универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции.

Просмотр содержимого документа
«Правовая неделя ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ПРАВА ДЕТЕЙ»»

12


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Бельская средняя общеобразовательная школа»

Бельского района

Тверской области







Правовая неделя





ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ПРАВА ДЕТЕЙ»







Составила и провела:

педагог-психолог

первой квалификационной категории

Т.А. Стрелкова









Цель: формирование у детей системы правовых знаний, понимания

универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции.

Задачи: обучать подростков основам юридических знаний через восприятие

литературных произведений, сказок, театрализованную деятельность;

развивать умения определять и излагать свою личностную позицию,

выслушивать и принимать во внимание позиции других;

развивать навыки участия в дискуссии;

воспитывать правовую культуру детей через обыгрывание сценок, чувство

собственного «Я».



Форма проведения: игра - путешествие.

Предварительная работа: ознакомление детей с материалами документов: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»; изучение статей; работа с иллюстрациями по сказкам.

Оформление: на доске плакат с названием мероприятия; планшет с золотым правилом морали; статьи из «Конвенции о правах ребенка»; иллюстрации к сказкам; кроссворд; схема плана игры; декорация для проведения игры.

Оборудование: Мультимедийные оборудования; декорация и костюмы для инсценировок; музыкальные фрагменты из сказок «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Бременские музыканты»; фрагменты мелодий: «Давай за…», «На воле», «Ты неси меня река», песня «Разбойников»; иллюстрации к сказкам; статьи «Конвенции о правах ребенка»; план - схема игры – путешествия по станциям; кроссворд; для проведения часа творчества: альбомные листы, фломастеры, цветные карандаши; смайлики; портрет А.В.Суворова; таблички с записанными правами.



Организационный момент.

Вводная часть.

Разминка.

Путешествие по сказочным станциям:

I. Станция «Право на жизнь»

II. Станция «Правовой театр». Инсценировка "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Час творчества.

  1. Станция «Правовая книга»

Работа с фрагментами из сказок.

IV. Станция «Права ребенка на защиту государства от форм насилия».

Физминутка. Музыкальный конкурс.

Игра «Сказка ложь, да в ней намек».

Сказки глазами юриста.

V. Станция «Право на защиту от разлучения с родителями».

VI. Разгадывание кроссворда «Что такое право? »

VII. Подведение итогов.

VIII. Рефлексия.



Ход игры



  1. Организационный момент.

Педагог-психолог:

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом -

Станет радостно кругом!



II. Вводная часть.

Педагог-психолог:

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, коллеги!

Сегодня мы продолжаем разговор о правах человека, а конкретно о ваших правах, правах детей. Мы отправимся в путешествие и поиграем в игру «Права детей». Наше путешествие будет проходить по станциям. Но прежде чем мы начнем наше путешествие, проведем разминку.



Разминка.

Педагог-психолог: Какие международные документы о правах ребенка вы знаете?

К чему призывают эти документы?

Когда была принята Всеобщая декларация?

В каком году вступила в силу Конвенция о правах ребенка?

Должны ли люди быть равными в своих правах? Почему?

Всегда ли люди были равны?

Что объединяет всех людей на земле?

Что значит «относиться друг к другу по-братски?»

Назовите любые 6 прав, которыми, по вашему мнению, должен обладать ребенок.


(Ответы детей).

Педагог-психолог: итак, мы отправляемся с вами в путешествие по сказочным станциям.

I. Станция «Право на жизнь.

Педагог-психолог: В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека - право на жизнь». Маленький человек - ребенок - тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если родился слабым, больным - бросить его вниз со скалы.

- Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты?

- Объясните свою точку зрения.

(Ответы детей.)

Педагог-психолог: слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных - необходимо лечить, слабым - помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (демонстрирую портрет) родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А. В. Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть сценку и вспомнить название сказки и ее автора.

II. Станция. "Правовой театр"

Видео отрывок из сказки «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина

Педагог-психолог: вспомнили название сказки?А кто ее автор? ( Ответы детей: А.С.Пушкин).Чем закончилась сказка? Погибла царевна? Несмотря на все злодеяния царицы, царевна все же осталась жива. Кто помог царевне остаться живой?

(Ответы детей: помогли ей в этом семь богатырей, царевич Елисей и сказочные силы).

Педагог-психолог: кто заботится в наше время о сохранении жизни детей?

( Ответы детей: государство, родители воспитатели, врачи, полиция и многие другие люди).

Педагог-психолог: никогда никто не имеет права лишить ребенка жизни. Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав и законах России, и все обязаны соблюдать это право.

А теперь, давайте с вами попытаемся в рисунках передать содержание Конвенции.

Час творчества.

Педагог-психолог: как можно в рисунке изобразить право на жизнь?

Что вы представляете, когда слышите слово «жизнь»?

(Педагог-психолог: оценивает ответы и рисунки детей.)



  1. Станция «Правовая книга»

Педагог-психолог: Ребята, вы знаете, что все права подразделяются на: социальные, экономические и личные. Я предлагаю Вам взять карточки, на которых записаны права и соотнести их с категориями прав.



(Ребята выполняют задание).



Работа с фрагментами из сказок.



Педагог-психолог показывает фрагменты из сказок, а дети называют сказку и выбирают право, которое нарушено в ней.

Показывает фрагмент № 4. Три поросенка

Нарушение, каких прав изобразил художник?

а) право на владение личным имуществом;

б) право на свободу;

в) право на неприкосновенность жилища;

г) право на жизнь.

Педагог-психолог: показывает фрагмент № 6. «Сивка-бурка»

Назовите две сказки, в которых царь был против брака своей дочери?

Какое право при этом нарушалось?

Вспомните слова Елены Прекрасной из сказки «Сивка-бурка», подтверждающие ее желание выйти замуж за Иванушку?

Педагог-психолог: молодцы, ребята. Отлично справились с заданием. А теперь мы отправляемся дальше. И следующая станция


Физминутка

Педагог-психолог: А сейчас мы с вами отдохнем и проверим ваши музыкальные способности. А для этого проведем:

Музыкальный конкурс.


Звучат песни. Воспитанники должны сказать, о каких правах идёт в них речь.

«В каждом маленьком ребенке» (право на всестороннее развитие).

«Дуэт Черного Кота и Злого Пирата» (дружить с тем, с кем хочет).

«Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения, мирных собраний)

«Может знает лес» (право на жизнь). 

« На крутом бережку» (право на отдых). 

«Наташка-первоклашка» (право на образование).

Педагог-психолог: Молодцы ребята, отлично справились! А сейчас мы поиграем еще в одну игру.


Игра «Сказка ложь, да в ней намек.

На экране высвечиваются вопросы. Ребята определяют, какую статью нарушил тот или иной герой сказки.

1. «Волк, ты нарушаешь закон, я свободный человек и мне, как и тебе, дорога моя жизнь, а прикасаться ко мне ты не имеешь права, без моего разрешения», - ответила Красная Шапочка.

Какую статью декларации хотел нарушить волк?

(ст. 3. Право на жизнь, свободу и неприкосновенность)



2Карабас - Барабас наблюдал за Буратино, которого он сам подвесил на крючок. Он чувствовал себя хозяином, ведь все его куклы раболепно прислуживали ему. Однако вдруг Буратино заявилчто он нарушает Декларацию прав человека.

О какой статье говорил Буратино?

(ст. 4.Никто не должен содержаться в рабстве)



3. Доктор Айболит срочно спешил в Африку, чтобы спасти Танечку и Ванечку, которых злой разбойник Бармолей связал, и приковал цепями к пальме, желая съесть их к обеду в ближайшую среду.

О какой статье декларации забыл Бармолей?

(ст. 6. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности)



4. Иван Царевич вытащил из яйца иглу и решил тотчас расправиться с Кощеем, но не успел. Кощей взмолился жалобным голосом: «Иван Царевич, пощади, не губи, я не такой плохой, как всем кажусь. Все преступления мои выдуманы, а у моих обвинителей, нет никаких доказательств. Я сам жертва поклёпов и наговоров». Иван Царевич задумался и отложил иглу в сундучок, вспомнив об одной статье Декларации прав человека. - О какой статье вспомнил Иван Царевич?



(ст. 11 .Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем судебного разбирательства)



5. Очень понравилась царю тридесятого царства жена Ивана-дурака. Захотел он её себе в жёны заполучить и отправил своего воеводу с отрядом к Ивану-дураку. Под покровом ночи солдаты выкрали его жену, а Ивана-дурака сильно побили. Иван сразу догадался, кто на жену его позарился и в дом ворвался непрошеным. Утром Иван пришёл к царю и сказал: « Царь-государь, ночью вор лютый напал на мой дом и увёз жену-красавицу, нарушив права человека (то есть мои). А как нарушителю, будет ему кара страшная: и земная, и небесная. Суд людской его накажет и умертвит». Испугался царь и отдал Ивану его жену. - Какую статью декларации нарушил царь?

(ст.12.Никто не может подвергаться вмешательству в его личную и семейную жизнь)



6Незнайка решил осуществить свою давнюю мечту и попутешествовать по родной стране, а если получится, то побывать и в других странах. Но жители Солнечного города узнали об этом и посадили его под домашний арест (очень боялись, что он своим поведением опозорит их город или совершит непоправимую ошибку). Но Незнайка тоже был хитёр, выбрался из дома через печную трубу и на звёздочке, пролетающей в этот момент мимо, улетел на Луну.

- Какое право человека нарушили жители Солнечного города?



(ст. 13. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства)



7. Кот Базилио и Лиса-Алиса решили отнять у Буратино все его денежки, для чего переоделись разбойниками и, привязав Буратино за ноги к дереву, всяческими угрозами пытались выбить из него деньги.

- О каком праве человека забыли Кот и Лиса?

(ст.17. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими)



8. Золушка работала в доме своей мачехи, не покладая рук. Ни днём, ни ночью не знала отдыха. А мачеха только и знала, что работы прибавляла. То горох с чечевицей смешает, то пшена в золу высыплет, а потом Золушку заставит всё до крупинки рассортировать. И ниогда никто из них не подумал, что она живой человек и ей необходим отдых. Что уже говорить о том, что за упорные труды необходимо и вознаграждение.

- Какое право человека всё время нарушала мачеха?

(ст.24.Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск)



9. Буратино очень хотел учиться и стать самым умным. Но в той стране, где он жил, образование мог получить только тот, у кого были деньги. А Папа Карло был беден, и чтобы отправить Буратино в школу, ему пришлось расстаться со своей любимой курткой и шарманкой, чтоб купить Буратино азбуку.

(ст. 26. Каждый человек имеет право на образование).





Педагог-психолог: Молодцы, ребята! Хорошо справились со всеми заданиями.

Сказочные герои искренне рады за вас. И помните о своих правах, не забывайте Декларацию прав человека. А мы отправляемся дальше.



Педагог-психолог: Прежде чем мы отправимся к следующей станции, я предлагаю вам вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста.

Сказки глазами юриста

1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно?

( «Красная шапочка»)

2.Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»)

3.В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает(«Колобок»)

4.Нзовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна – лягушка»)

5.В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но сумевшая это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)



V. Станция «Право на защиту от разлучения с родителями»

Педагог-психолог: В каких случаях родителей могут лишить родительских прав?

(Когда уклоняются от выполнения обязанностей по воспитанию детей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, являются хроническими алкоголиками).

- Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои разлучены насильно с родными.



Дети. «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Снежная королева», «Двенадцать месяцев».



Педагог-психолог: Ребята, кто помог героям наших сказок вернуться домой?

- Кто поможет вам, если случится беда?

(Социальные службы, органы опеки и попечительства, государство).

Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований. Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребенка. Часто с детьми обращаются несправедливо, порой жестоко. Поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ — «Конвенция о правах ребенка», где записаны основные права детей.



VI. Разгадывание кроссворда «Что такое право? »





По вертикали



1. Правовой акт, который принимается высшими органами государственной власти, является главным, ведущим.

2. Лицо, организация, государство, предоставляющие гарантии (поручительство, обеспечение).

3. Участник судебного процесса, в обязанности которого входит вынести решение о виновности или невиновности подсудимого.

4. Лицо, от имени государства поддерживающие законность в прокуратуре.

8. Юрист, призванный защищать граждан в судах, государственных и негосударственных учреждениях.


По горизонтали

4. Система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

5. Основной и самый массовый орган судебной власти.

6. Охраняемые, обеспечиваемые государством, узаконенные возможности что-то делать, осуществлять.

7. Элементы системы, связанные в единое целое, имеющие сходство и различия.




Ответы

По вертикали: 1. Закон. 2. Гарант. 3. Заседатель. 4. Прокурор.

8. Адвокат.

По горизонтали: 4. Право. 5. Суд. 6. Права. 7. Отрасль.


VII. Подведение итогов.

Педагог-психолог: Ребята, сегодня вы замечательно потрудились.

- Понравилась ли Вам наша игра – путешествие?

- Что нового Вы узнали во время нашего путешествия?

- С какими международными документами о правах ребенка Вы познакомились?

VIII. Рефлексия.

Мы сегодня достаточно много говорили о правах детей. Я надеюсь, что каждый из вас, ознакомившись с Конвенцией о правах ребенка, понял, что каждый ребенок имеет, не только права, но и обязанности перед обществом.


Помните «золотое правило морали»: никогда не делай того, что не пожелал бы себе.

Педагог-психолог: Перед вами, ребята, два человечка. Один улыбается, другой – хмурится. Если вам понравилось наше путешествие, выберите фигурку улыбающегося человечка, а если нет – хмурого человечка.

















Педагог-психолог: Ребята! Молодцы! Вы меня очень порадовали! У вас сегодня все получилось! Поздравляю Вас! Продолжайте также хорошо работать! Спасибо большое всем за участие!










 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!