12
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бельская средняя общеобразовательная школа»
Бельского района
Тверской области
Правовая неделя
ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ПРАВА ДЕТЕЙ»
Составила и провела:
педагог-психолог
первой квалификационной категории
Т.А. Стрелкова
Цель: формирование у детей системы правовых знаний, понимания
универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции.
Задачи: обучать подростков основам юридических знаний через восприятие
литературных произведений, сказок, театрализованную деятельность;
развивать умения определять и излагать свою личностную позицию,
выслушивать и принимать во внимание позиции других;
развивать навыки участия в дискуссии;
воспитывать правовую культуру детей через обыгрывание сценок, чувство
собственного «Я».
Форма проведения: игра - путешествие.
Предварительная работа: ознакомление детей с материалами документов: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»; изучение статей; работа с иллюстрациями по сказкам.
Оформление: на доске плакат с названием мероприятия; планшет с золотым правилом морали; статьи из «Конвенции о правах ребенка»; иллюстрации к сказкам; кроссворд; схема плана игры; декорация для проведения игры.
Оборудование: Мультимедийные оборудования; декорация и костюмы для инсценировок; музыкальные фрагменты из сказок «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Бременские музыканты»; фрагменты мелодий: «Давай за…», «На воле», «Ты неси меня река», песня «Разбойников»; иллюстрации к сказкам; статьи «Конвенции о правах ребенка»; план - схема игры – путешествия по станциям; кроссворд; для проведения часа творчества: альбомные листы, фломастеры, цветные карандаши; смайлики; портрет А.В.Суворова; таблички с записанными правами.
Организационный момент.
Вводная часть.
Разминка.
Путешествие по сказочным станциям:
I. Станция «Право на жизнь»
II. Станция «Правовой театр». Инсценировка "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
Час творчества.
Станция «Правовая книга»
Работа с фрагментами из сказок.
IV. Станция «Права ребенка на защиту государства от форм насилия».
Физминутка. Музыкальный конкурс.
Игра «Сказка ложь, да в ней намек».
Сказки глазами юриста.
V. Станция «Право на защиту от разлучения с родителями».
VI. Разгадывание кроссворда «Что такое право? »
VII. Подведение итогов.
VIII. Рефлексия.
Ход игры
Организационный момент.
Педагог-психолог:
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом -
Станет радостно кругом!
II. Вводная часть.
Педагог-психолог:
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, коллеги!
Сегодня мы продолжаем разговор о правах человека, а конкретно о ваших правах, правах детей. Мы отправимся в путешествие и поиграем в игру «Права детей». Наше путешествие будет проходить по станциям. Но прежде чем мы начнем наше путешествие, проведем разминку.
Разминка.
Педагог-психолог: Какие международные документы о правах ребенка вы знаете?
К чему призывают эти документы?
Когда была принята Всеобщая декларация?
В каком году вступила в силу Конвенция о правах ребенка?
Должны ли люди быть равными в своих правах? Почему?
Всегда ли люди были равны?
Что объединяет всех людей на земле?
Что значит «относиться друг к другу по-братски?»
Назовите любые 6 прав, которыми, по вашему мнению, должен обладать ребенок.
(Ответы детей).
Педагог-психолог: итак, мы отправляемся с вами в путешествие по сказочным станциям.
I. Станция «Право на жизнь.
Педагог-психолог: В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека - право на жизнь». Маленький человек - ребенок - тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если родился слабым, больным - бросить его вниз со скалы.
- Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты?
- Объясните свою точку зрения.
(Ответы детей.)
Педагог-психолог: слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных - необходимо лечить, слабым - помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (демонстрирую портрет) родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А. В. Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть сценку и вспомнить название сказки и ее автора.
II. Станция. "Правовой театр"
Видео отрывок из сказки «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина
Педагог-психолог: вспомнили название сказки?А кто ее автор? ( Ответы детей: А.С.Пушкин).Чем закончилась сказка? Погибла царевна? Несмотря на все злодеяния царицы, царевна все же осталась жива. Кто помог царевне остаться живой?
(Ответы детей: помогли ей в этом семь богатырей, царевич Елисей и сказочные силы).
Педагог-психолог: кто заботится в наше время о сохранении жизни детей?
( Ответы детей: государство, родители воспитатели, врачи, полиция и многие другие люди).
Педагог-психолог: никогда никто не имеет права лишить ребенка жизни. Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав и законах России, и все обязаны соблюдать это право.
А теперь, давайте с вами попытаемся в рисунках передать содержание Конвенции.
Час творчества.
Педагог-психолог: как можно в рисунке изобразить право на жизнь?
Что вы представляете, когда слышите слово «жизнь»?
(Педагог-психолог: оценивает ответы и рисунки детей.)
Станция «Правовая книга»
Педагог-психолог: Ребята, вы знаете, что все права подразделяются на: социальные, экономические и личные. Я предлагаю Вам взять карточки, на которых записаны права и соотнести их с категориями прав.
(Ребята выполняют задание).
Работа с фрагментами из сказок.
Педагог-психолог показывает фрагменты из сказок, а дети называют сказку и выбирают право, которое нарушено в ней.
Показывает фрагмент № 4. Три поросенка
Нарушение, каких прав изобразил художник?
а) право на владение личным имуществом;
б) право на свободу;
в) право на неприкосновенность жилища;
г) право на жизнь.
Педагог-психолог: показывает фрагмент № 6. «Сивка-бурка»
Назовите две сказки, в которых царь был против брака своей дочери?
Какое право при этом нарушалось?
Вспомните слова Елены Прекрасной из сказки «Сивка-бурка», подтверждающие ее желание выйти замуж за Иванушку?
Педагог-психолог: молодцы, ребята. Отлично справились с заданием. А теперь мы отправляемся дальше. И следующая станция
Физминутка
Педагог-психолог: А сейчас мы с вами отдохнем и проверим ваши музыкальные способности. А для этого проведем:
Музыкальный конкурс.
Звучат песни. Воспитанники должны сказать, о каких правах идёт в них речь.
«В каждом маленьком ребенке» (право на всестороннее развитие).
«Дуэт Черного Кота и Злого Пирата» (дружить с тем, с кем хочет).
«Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения, мирных собраний)
«Может знает лес» (право на жизнь).
« На крутом бережку» (право на отдых).
«Наташка-первоклашка» (право на образование).
Педагог-психолог: Молодцы ребята, отлично справились! А сейчас мы поиграем еще в одну игру.
Игра «Сказка ложь, да в ней намек.
На экране высвечиваются вопросы. Ребята определяют, какую статью нарушил тот или иной герой сказки.
1. «Волк, ты нарушаешь закон, я свободный человек и мне, как и тебе, дорога моя жизнь, а прикасаться ко мне ты не имеешь права, без моего разрешения», - ответила Красная Шапочка.
Какую статью декларации хотел нарушить волк?
(ст. 3. Право на жизнь, свободу и неприкосновенность)
2. Карабас - Барабас наблюдал за Буратино, которого он сам подвесил на крючок. Он чувствовал себя хозяином, ведь все его куклы раболепно прислуживали ему. Однако вдруг Буратино заявил, что он нарушает Декларацию прав человека.
О какой статье говорил Буратино?
(ст. 4.Никто не должен содержаться в рабстве)
3. Доктор Айболит срочно спешил в Африку, чтобы спасти Танечку и Ванечку, которых злой разбойник Бармолей связал, и приковал цепями к пальме, желая съесть их к обеду в ближайшую среду.
О какой статье декларации забыл Бармолей?
(ст. 6. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности)
4. Иван Царевич вытащил из яйца иглу и решил тотчас расправиться с Кощеем, но не успел. Кощей взмолился жалобным голосом: «Иван Царевич, пощади, не губи, я не такой плохой, как всем кажусь. Все преступления мои выдуманы, а у моих обвинителей, нет никаких доказательств. Я сам жертва поклёпов и наговоров». Иван Царевич задумался и отложил иглу в сундучок, вспомнив об одной статье Декларации прав человека. - О какой статье вспомнил Иван Царевич?
(ст. 11 .Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем судебного разбирательства)
5. Очень понравилась царю тридесятого царства жена Ивана-дурака. Захотел он её себе в жёны заполучить и отправил своего воеводу с отрядом к Ивану-дураку. Под покровом ночи солдаты выкрали его жену, а Ивана-дурака сильно побили. Иван сразу догадался, кто на жену его позарился и в дом ворвался непрошеным. Утром Иван пришёл к царю и сказал: « Царь-государь, ночью вор лютый напал на мой дом и увёз жену-красавицу, нарушив права человека (то есть мои). А как нарушителю, будет ему кара страшная: и земная, и небесная. Суд людской его накажет и умертвит». Испугался царь и отдал Ивану его жену. - Какую статью декларации нарушил царь?
(ст.12.Никто не может подвергаться вмешательству в его личную и семейную жизнь)
6. Незнайка решил осуществить свою давнюю мечту и попутешествовать по родной стране, а если получится, то побывать и в других странах. Но жители Солнечного города узнали об этом и посадили его под домашний арест (очень боялись, что он своим поведением опозорит их город или совершит непоправимую ошибку). Но Незнайка тоже был хитёр, выбрался из дома через печную трубу и на звёздочке, пролетающей в этот момент мимо, улетел на Луну.
- Какое право человека нарушили жители Солнечного города?
(ст. 13. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства)
7. Кот Базилио и Лиса-Алиса решили отнять у Буратино все его денежки, для чего переоделись разбойниками и, привязав Буратино за ноги к дереву, всяческими угрозами пытались выбить из него деньги.
- О каком праве человека забыли Кот и Лиса?
(ст.17. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими)
8. Золушка работала в доме своей мачехи, не покладая рук. Ни днём, ни ночью не знала отдыха. А мачеха только и знала, что работы прибавляла. То горох с чечевицей смешает, то пшена в золу высыплет, а потом Золушку заставит всё до крупинки рассортировать. И ниогда никто из них не подумал, что она живой человек и ей необходим отдых. Что уже говорить о том, что за упорные труды необходимо и вознаграждение.
- Какое право человека всё время нарушала мачеха?
(ст.24.Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск)
9. Буратино очень хотел учиться и стать самым умным. Но в той стране, где он жил, образование мог получить только тот, у кого были деньги. А Папа Карло был беден, и чтобы отправить Буратино в школу, ему пришлось расстаться со своей любимой курткой и шарманкой, чтоб купить Буратино азбуку.
(ст. 26. Каждый человек имеет право на образование).
Педагог-психолог: Молодцы, ребята! Хорошо справились со всеми заданиями.
Сказочные герои искренне рады за вас. И помните о своих правах, не забывайте Декларацию прав человека. А мы отправляемся дальше.
Педагог-психолог: Прежде чем мы отправимся к следующей станции, я предлагаю вам вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста.
Сказки глазами юриста
1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно?
( «Красная шапочка»)
2.Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»)
3.В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок»)
4.Нзовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна – лягушка»)
5.В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но сумевшая это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)
V. Станция «Право на защиту от разлучения с родителями»
Педагог-психолог: В каких случаях родителей могут лишить родительских прав?
(Когда уклоняются от выполнения обязанностей по воспитанию детей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, являются хроническими алкоголиками).
- Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои разлучены насильно с родными.
Дети. «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Снежная королева», «Двенадцать месяцев».
Педагог-психолог: Ребята, кто помог героям наших сказок вернуться домой?
- Кто поможет вам, если случится беда?
(Социальные службы, органы опеки и попечительства, государство).
Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований. Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребенка. Часто с детьми обращаются несправедливо, порой жестоко. Поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ — «Конвенция о правах ребенка», где записаны основные права детей.
VI. Разгадывание кроссворда «Что такое право? »
По вертикали
1. Правовой акт, который принимается высшими органами государственной власти, является главным, ведущим.
2. Лицо, организация, государство, предоставляющие гарантии (поручительство, обеспечение).
3. Участник судебного процесса, в обязанности которого входит вынести решение о виновности или невиновности подсудимого.
4. Лицо, от имени государства поддерживающие законность в прокуратуре.
8. Юрист, призванный защищать граждан в судах, государственных и негосударственных учреждениях.
По горизонтали
4. Система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.
5. Основной и самый массовый орган судебной власти.
6. Охраняемые, обеспечиваемые государством, узаконенные возможности что-то делать, осуществлять.
7. Элементы системы, связанные в единое целое, имеющие сходство и различия.
Ответы
По вертикали: 1. Закон. 2. Гарант. 3. Заседатель. 4. Прокурор.
8. Адвокат.
По горизонтали: 4. Право. 5. Суд. 6. Права. 7. Отрасль.
VII. Подведение итогов.
Педагог-психолог: Ребята, сегодня вы замечательно потрудились.
- Понравилась ли Вам наша игра – путешествие?
- Что нового Вы узнали во время нашего путешествия?
- С какими международными документами о правах ребенка Вы познакомились?
VIII. Рефлексия.
Мы сегодня достаточно много говорили о правах детей. Я надеюсь, что каждый из вас, ознакомившись с Конвенцией о правах ребенка, понял, что каждый ребенок имеет, не только права, но и обязанности перед обществом.
Помните «золотое правило морали»: никогда не делай того, что не пожелал бы себе.
Педагог-психолог: Перед вами, ребята, два человечка. Один улыбается, другой – хмурится. Если вам понравилось наше путешествие, выберите фигурку улыбающегося человечка, а если нет – хмурого человечка.
Педагог-психолог: Ребята! Молодцы! Вы меня очень порадовали! У вас сегодня все получилось! Поздравляю Вас! Продолжайте также хорошо работать! Спасибо большое всем за участие!