СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Православное пение

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Православное пение»

Р







Учебная программа

«Основы хорового и церковного пения».


для обучающихся начальной ступени

(дети в возрасте от 7 до 14 лет).







Составитель учитель музыки-Трегубкина О.В.





2018-2019 уч.год.



Пояснительная записка



При создании этой программы учитывался возрастающий интерес современного российского общества к непреходящим духовным ценностям и, в частности, к русской духовной музыке. Программа предназначена для учителей провославной культуры и церковного песнопения. Её актуальность обусловлена потребностями современного общества в формировании национального мировоззрения в воспитании человека.

Специфика данной программы заключается в параллельном изучении основ нотной грамоты (сольфеджио), необходимого для успешного и осознанного освоения церковных песнопений, как обиходных, так и авторских (русских композиторов).

Цель изучения данного предмета - приобщение воспитанников школы к духовным ценностям Православия посредством хорового пения.

Задачи церковно-музыкального образования:

• воспитание интереса к православному богослужению, подготовка к практическому участию в богослужебном пении;

• овладение традицией духовных песнопений, их видами и жанрами в соответствии с богослужебной практикой;

• воспитание уважения к истории и традициям музыкальной культуры России;

• развитие вокально- хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса учащихся;

• развитие творческих способностей и художественного вкуса.

Изучению церковного пения предполагается отводить 1 учебный час в неделю, что составляет 26 часов в учебном году (начало учебного года – конец сентября, окончание – конец апреля). Программа рассчитана на 1 учебный год.

Предметом итоговой оценки учащихся должно быть достижение определенных результатов.

Личностные результаты должны отражать:

- укорененность в православной традиции;

- наличие исторической памяти как чувства сопричастности с Отечеством; уважительное отношение к культурному наследию;

- ответственность и прилежание в учебе, усвоение таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, долг, доброжелательность;

- наличие и практическая реализация навыков совместного творчества через участие в хоровом пении;

- развитие музыкально-эстетического чувства.

Метапредметные результаты должны отражать:

- правильное понимание отношений знания и веры;

- совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой деятельности;

- умение извлекать духовный и нравственный смысл из полученных знаний;

- умение сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач; овладение логическими действиями сравнения и обобщения в процессе анализа церковно- музыкальных произведений.

Предметные результаты должны отражать:

- формирование представления о значении церковного пения в духовно­ нравственном становлении и развитии человека;

- овладение певческими основами осмогласия и основных неизменяемых песнопений православного богослужения;

- развитие вокально- хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса;

- знание основ нотной грамоты

По окончании курса учащийся должен:

- отличать по слуху напевы разных гласов;

- петь наиболее известные воскресные и праздничные гласовые песнопения по тексту без нот;

- петь некоторые неизменяемые песнопения церковных служб наизусть;

- соблюдать правила орфоэпии при пении на церковнославянском языке; понимать смысл исполняемых песнопений;

- владеть основными вокально- хоровыми навыками - дыхание, атака звука, дикция, пение по руке регента;

- знать и соблюдать правила поведения на клиросе.







СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Простые песнопения, близкие к псалмодированию. «Аминь». «Господи, помилуй». «Подай, Господи». «Тебе, Господи». «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». «И духови твоему».

Общенародные песнопения Литургии. «Отче наш». «Тело Христово приимите». «Верую».

Начальное знакомство с тропарными гласами на примере наиболее известных песнопений. «Царю Небесный». «Достойно есть». «Богородице Дево». «Спаси, Господи».

Изучение тропарных гласов. Воскресные тропари 8- ми гласов. Тропари и кондаки Двунадесятых праздников. Рождественская песня или колядка. Тропарь, кондак и светилен Пасхи.

Ектении обиходных распевов. Великие, просительные, сугубые.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата

Тема занятия.

Колич часов

Форма.


Особенности церковного пения.

Значение церковного пения.

Осмогласие.

1

Беседа, прослушивание избранных песнопений. Упражнения на формирование правильной осанки и певческого дыхания.


Простейшие песнопения на одном звуке: «Аминь», «Господи, помилуй», «И Духови твоему».

1

Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения. Разучивание простейших песнопений.


Песнопения на двух звуках: «Подай, Господи», «Тебе, Господи», «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».



Клавиатура фортепиано. Нотоносец.

1

Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения.

Понятие «ектения». Виды: великая, малая, сугубая, просительная. Разучивание песнопений на двух звуках.

Знакомство с клавиатурой фортепиано. Октава. Знакомство с нотоносцем.




«Царю Небесный».

Скрипичный ключ. Нотоносец.

2

Упражнения на формирование певческого дыхания, развитие диапазона голоса.

Разучивание 6-го тропарного гласа на примере «Царю Небесный» .

Запись нот на нотоносце.




«Богородице Дево, радуйся».

Мажор и минор. Гамма до мажор.

2

Упражнения на формирование певческого дыхания, развитие диапазона голоса.

Разучивание 4-го тропарного гласа на примере «Богородице Дево, радуйся».

Знакомство с понятиями лад и тональность.


Строение гласов.



Тропарь праздника Рождества Христова.

1

Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения.

Знакомство с понятием «колено». Построение схем знакомых гласов: 4-го и 6-го тропарных.

Повторение разученных песнопений.



«Достойно есть»



Знаки альтерации.

1

Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения, расширение диапазона голоса.

Знакомство с 8-м тропарным гласом на примере песнопения «Достойно есть».

Повторение тропаря праздника Рождества Христова. Разучивание колядки или песни.

Контроль умения читать нотную запись в скрипичном ключе .


Введение во храм Пресвятой Богородицы.

«Спаси, Господи, люди Твоя…»

1

Беседа о празднике. Пение тропаря (4 глас).

Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения.

Знакомство с 1-м тропарным гласом на примере «Спаси, Господи, люди Твоя…»

Разучивание трисвятого.

Построение схемы гласа.

Длительности. Ритм. Такт.


Божественная литургия.

Значение литургии. Части литургии.


1

Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения.

Беседа.

Разучивание Херувимской песни (Хотьковской).

Повторение Рождественского тропаря и колядки.


«Дева днесь…»



Ритм. Такт.

1

Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения.

Разучивание Херувимской песни (продолжение).

Знакомство с 3-м тропарным гласом на примере Рождественского кондака.

Повторение Рождественского тропаря и колядки.

Воспроизведение различных ритмических примеров.


Контрольное занятие.

1

Повторение пройденного материала.



Материал второго полугодия:

Тоника. Размер 2/4. устойчивые звуки до мажора. Тоническое трезвучие. Затакт. Паузы. Вводные звуки. Опевание устойчивых звуков. Размер ¾. Тональность ре мажор. Тональность соль мажор. Тональность фа мажор. Интервалы. Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая. Тональность ля минор (натуральный, гармонический, мелодический). Тональности ми минор и ре минор. Динамические оттенки.

Молитва «Отче наш». «Верую». «Тело Христово приимите». Тропарные гласы 2-й, 5-й и 7-й. Некоторые особенности богослужения периода пения триоди постной. Тропарь, кондак и светилен Пасхи. Особенности служб праздника Воскресения Христова и Светлой седмицы.





Дата.

Тема занятия.

Количество часов.

Форма.


«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»

Тоника. Устойчивые звуки до мажора. Тоническое трезвучие.

1

Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения.

Повторение 1-го тропарного гласа.

Пение мажорной гаммы и трезвучия. Понятие устойчивых и неустойчивых ступеней.


«Отче наш»

Размер 2/4. Дирижирование. Затакт.

1

Разучивание молитвы, упражнение в цепном дыхании.

Знакомство с понятием «размер». Уточнение знаний о длительностях, такте. Понятие «затакт».


«Отче наш»

Размер 2/4. Затакт. Паузы.

1

Повторение молитвы, отработка навыка протяжного пения, умения брать цепное дыхание. Упражнение в дирижировании примеров с размером 2/4. знакомство с понятием «пауза», написание пауз различной длительности.


2-й тропарный глас

Вводные звуки. Опевание устойчивых ступеней. Интервалы.

1

Знакомство со звучанием и строением 2 тропарного гласа.

Понятие вводных звуков (ступеней). Понятие «интервал». Знакомство с интервалами прима, секунда, терция.



5-й тропарный глас

особенности богослужения периода пения триоди постной

Тональность ля минор (натуральный, гармонический, мелодический).

1

Знакомство со звучанием и строением 5 тропарного гласа.

Знакомство с тональностью ля минор, пение минорной гаммы. Слушание пройденных интервалов. Слушание и пение минорного трезвучия.



«Верую»

Динамические оттенки. Интервалы.


1

Разучивание символа веры. Упражнение в правильном дыхании и звукоизвлечении.

Знакомство с динамическими оттенками F, P и .

Знакомство с интервалами кварта и квинта.


«Верую»

2 и 5 тропарные гласы.

Интервалы. Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая.

1

Повторение символа веры. Повторение пройденных гласов (тропарных).

Слушание пройденных интервалов, их определение.

Знакомство с ритмической группой четверть с точкой и восьмая, дирижирование и пение примеров


«Тело Христово приимите»

Размер ¾. Интервалы.

1

Разучивание стиха, поемого при причащении.

Знакомство с размером ¾. Дирижирование примеров. Повторение пройденных интервалов.


Тропарь Пасхи.

Тональность фа мажор. Интервалы.

1

Разучивание тропаря праздника Пасхи.

Знакомство с тональностью фа мажор, пение гаммы, слушание и пение интервалов в тональности и трезвучия, опевание устойчивых ступеней.

Знакомство с интервалом секста.


Кондак и светилен Пасхи.

Тональность соль мажор.

1

Разучивание кондака и светильна праздника Пасхи.

Знакомство с тональностью соль мажор, пение гаммы, слушание и пение интервалов в тональности и трезвучия, опевание устойчивых ступеней.



Тропарь, кондак и светилен Пасхи.

Тональность ре минор.

1

Повторение тропаря, кондака и светильна праздника Пасхи.

Знакомство с тональностью ре минор, пение гаммы, слушание и пение интервалов в тональности и трезвучия, опевание устойчивых ступеней.



Вход Господень в Иерусалим.

Особенности Страстной седмицы.

Особенности служб праздника Воскресения Христова и Светлой седмицы.

Интервалы.

1

Знакомство с особенностями служб периода от Вербного воскресения до воскресения апостола Фомы (обзорно).

Знакомство с интервалами септима и октава. Повторение пройденных интервалов. Пение гамм фа мажор и ре минор.


Тональность ми минор.

1

Знакомство с тональностью ми минор, пение гаммы, слушание и пение интервалов в тональности и трезвучия, опевание устойчивых ступеней.

Дирижирование и пение нотных примеров.

Слушание и определение интервалов.



Повторение пройденного материала.

1




















Используемая литература:

Типикон. СПб., 1997 – 2т.

Е. Кустовский, Н. Потемкина «Пособие по изучению осмогласия современной московской традиции». М., 1999

«Литургия св. Иоанна Златоуста. Сборник песнопений для детского хора» /под ред. Н. Миндровой. М., 2006

Ж. Металлиди, А. Перцовская «Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для 1 класса детской музыкальной школы.» СПб.: «Композитор*Санкт-Петербург», 2001

Ж. Металлиди, А. Перцовская «Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для 2 класса детской музыкальной школы.» СПб.: «Композитор*Санкт-Петербург», 2008








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!