Р
Учебная программа
«Основы хорового и церковного пения».
для обучающихся начальной ступени
(дети в возрасте от 7 до 14 лет).
Составитель учитель музыки-Трегубкина О.В.
2018-2019 уч.год.
Пояснительная записка
При создании этой программы учитывался возрастающий интерес современного российского общества к непреходящим духовным ценностям и, в частности, к русской духовной музыке. Программа предназначена для учителей провославной культуры и церковного песнопения. Её актуальность обусловлена потребностями современного общества в формировании национального мировоззрения в воспитании человека.
Специфика данной программы заключается в параллельном изучении основ нотной грамоты (сольфеджио), необходимого для успешного и осознанного освоения церковных песнопений, как обиходных, так и авторских (русских композиторов).
Цель изучения данного предмета - приобщение воспитанников школы к духовным ценностям Православия посредством хорового пения.
Задачи церковно-музыкального образования:
• воспитание интереса к православному богослужению, подготовка к практическому участию в богослужебном пении;
• овладение традицией духовных песнопений, их видами и жанрами в соответствии с богослужебной практикой;
• воспитание уважения к истории и традициям музыкальной культуры России;
• развитие вокально- хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса учащихся;
• развитие творческих способностей и художественного вкуса.
Изучению церковного пения предполагается отводить 1 учебный час в неделю, что составляет 26 часов в учебном году (начало учебного года – конец сентября, окончание – конец апреля). Программа рассчитана на 1 учебный год.
Предметом итоговой оценки учащихся должно быть достижение определенных результатов.
Личностные результаты должны отражать:
- укорененность в православной традиции;
- наличие исторической памяти как чувства сопричастности с Отечеством; уважительное отношение к культурному наследию;
- ответственность и прилежание в учебе, усвоение таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, долг, доброжелательность;
- наличие и практическая реализация навыков совместного творчества через участие в хоровом пении;
- развитие музыкально-эстетического чувства.
Метапредметные результаты должны отражать:
- правильное понимание отношений знания и веры;
- совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой деятельности;
- умение извлекать духовный и нравственный смысл из полученных знаний;
- умение сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач; овладение логическими действиями сравнения и обобщения в процессе анализа церковно- музыкальных произведений.
Предметные результаты должны отражать:
- формирование представления о значении церковного пения в духовно нравственном становлении и развитии человека;
- овладение певческими основами осмогласия и основных неизменяемых песнопений православного богослужения;
- развитие вокально- хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса;
- знание основ нотной грамоты
По окончании курса учащийся должен:
- отличать по слуху напевы разных гласов;
- петь наиболее известные воскресные и праздничные гласовые песнопения по тексту без нот;
- петь некоторые неизменяемые песнопения церковных служб наизусть;
- соблюдать правила орфоэпии при пении на церковнославянском языке; понимать смысл исполняемых песнопений;
- владеть основными вокально- хоровыми навыками - дыхание, атака звука, дикция, пение по руке регента;
- знать и соблюдать правила поведения на клиросе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Простые песнопения, близкие к псалмодированию. «Аминь». «Господи, помилуй». «Подай, Господи». «Тебе, Господи». «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». «И духови твоему».
Общенародные песнопения Литургии. «Отче наш». «Тело Христово приимите». «Верую».
Начальное знакомство с тропарными гласами на примере наиболее известных песнопений. «Царю Небесный». «Достойно есть». «Богородице Дево». «Спаси, Господи».
Изучение тропарных гласов. Воскресные тропари 8- ми гласов. Тропари и кондаки Двунадесятых праздников. Рождественская песня или колядка. Тропарь, кондак и светилен Пасхи.
Ектении обиходных распевов. Великие, просительные, сугубые.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата | Тема занятия. | Колич часов | Форма. |
| Особенности церковного пения. Значение церковного пения. Осмогласие. | 1 | Беседа, прослушивание избранных песнопений. Упражнения на формирование правильной осанки и певческого дыхания. |
| Простейшие песнопения на одном звуке: «Аминь», «Господи, помилуй», «И Духови твоему». | 1 | Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения. Разучивание простейших песнопений. |
| Песнопения на двух звуках: «Подай, Господи», «Тебе, Господи», «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Клавиатура фортепиано. Нотоносец. | 1 | Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения. Понятие «ектения». Виды: великая, малая, сугубая, просительная. Разучивание песнопений на двух звуках. Знакомство с клавиатурой фортепиано. Октава. Знакомство с нотоносцем. |
| «Царю Небесный». Скрипичный ключ. Нотоносец. | 2 | Упражнения на формирование певческого дыхания, развитие диапазона голоса. Разучивание 6-го тропарного гласа на примере «Царю Небесный» . Запись нот на нотоносце. |
| «Богородице Дево, радуйся». Мажор и минор. Гамма до мажор. | 2 | Упражнения на формирование певческого дыхания, развитие диапазона голоса. Разучивание 4-го тропарного гласа на примере «Богородице Дево, радуйся». Знакомство с понятиями лад и тональность. |
| Строение гласов. Тропарь праздника Рождества Христова. | 1 | Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения. Знакомство с понятием «колено». Построение схем знакомых гласов: 4-го и 6-го тропарных. Повторение разученных песнопений. |
| «Достойно есть» Знаки альтерации. | 1 | Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения, расширение диапазона голоса. Знакомство с 8-м тропарным гласом на примере песнопения «Достойно есть». Повторение тропаря праздника Рождества Христова. Разучивание колядки или песни. Контроль умения читать нотную запись в скрипичном ключе . |
| Введение во храм Пресвятой Богородицы. «Спаси, Господи, люди Твоя…» | 1 | Беседа о празднике. Пение тропаря (4 глас). Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения. Знакомство с 1-м тропарным гласом на примере «Спаси, Господи, люди Твоя…» Разучивание трисвятого. Построение схемы гласа. Длительности. Ритм. Такт. |
| Божественная литургия. Значение литургии. Части литургии. | 1 | Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения. Беседа. Разучивание Херувимской песни (Хотьковской). Повторение Рождественского тропаря и колядки. |
| «Дева днесь…» Ритм. Такт. | 1 | Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения. Разучивание Херувимской песни (продолжение). Знакомство с 3-м тропарным гласом на примере Рождественского кондака. Повторение Рождественского тропаря и колядки. Воспроизведение различных ритмических примеров. |
| Контрольное занятие. | 1 | Повторение пройденного материала. |
Материал второго полугодия:
Тоника. Размер 2/4. устойчивые звуки до мажора. Тоническое трезвучие. Затакт. Паузы. Вводные звуки. Опевание устойчивых звуков. Размер ¾. Тональность ре мажор. Тональность соль мажор. Тональность фа мажор. Интервалы. Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая. Тональность ля минор (натуральный, гармонический, мелодический). Тональности ми минор и ре минор. Динамические оттенки.
Молитва «Отче наш». «Верую». «Тело Христово приимите». Тропарные гласы 2-й, 5-й и 7-й. Некоторые особенности богослужения периода пения триоди постной. Тропарь, кондак и светилен Пасхи. Особенности служб праздника Воскресения Христова и Светлой седмицы.
Дата. | Тема занятия. | Количество часов. | Форма. |
| «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» Тоника. Устойчивые звуки до мажора. Тоническое трезвучие. | 1 | Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения. Повторение 1-го тропарного гласа. Пение мажорной гаммы и трезвучия. Понятие устойчивых и неустойчивых ступеней. |
| «Отче наш» Размер 2/4. Дирижирование. Затакт. | 1 | Разучивание молитвы, упражнение в цепном дыхании. Знакомство с понятием «размер». Уточнение знаний о длительностях, такте. Понятие «затакт». |
| «Отче наш» Размер 2/4. Затакт. Паузы. | 1 | Повторение молитвы, отработка навыка протяжного пения, умения брать цепное дыхание. Упражнение в дирижировании примеров с размером 2/4. знакомство с понятием «пауза», написание пауз различной длительности. |
| 2-й тропарный глас Вводные звуки. Опевание устойчивых ступеней. Интервалы. | 1 | Знакомство со звучанием и строением 2 тропарного гласа. Понятие вводных звуков (ступеней). Понятие «интервал». Знакомство с интервалами прима, секунда, терция. |
| 5-й тропарный глас особенности богослужения периода пения триоди постной Тональность ля минор (натуральный, гармонический, мелодический). | 1 | Знакомство со звучанием и строением 5 тропарного гласа. Знакомство с тональностью ля минор, пение минорной гаммы. Слушание пройденных интервалов. Слушание и пение минорного трезвучия. |
| «Верую» Динамические оттенки. Интервалы. | 1 | Разучивание символа веры. Упражнение в правильном дыхании и звукоизвлечении. Знакомство с динамическими оттенками F, P и . Знакомство с интервалами кварта и квинта. |
| «Верую» 2 и 5 тропарные гласы. Интервалы. Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая. | 1 | Повторение символа веры. Повторение пройденных гласов (тропарных). Слушание пройденных интервалов, их определение. Знакомство с ритмической группой четверть с точкой и восьмая, дирижирование и пение примеров |
| «Тело Христово приимите» Размер ¾. Интервалы. | 1 | Разучивание стиха, поемого при причащении. Знакомство с размером ¾. Дирижирование примеров. Повторение пройденных интервалов. |
| Тропарь Пасхи. Тональность фа мажор. Интервалы. | 1 | Разучивание тропаря праздника Пасхи. Знакомство с тональностью фа мажор, пение гаммы, слушание и пение интервалов в тональности и трезвучия, опевание устойчивых ступеней. Знакомство с интервалом секста. |
| Кондак и светилен Пасхи. Тональность соль мажор. | 1 | Разучивание кондака и светильна праздника Пасхи. Знакомство с тональностью соль мажор, пение гаммы, слушание и пение интервалов в тональности и трезвучия, опевание устойчивых ступеней. |
| Тропарь, кондак и светилен Пасхи. Тональность ре минор. | 1 | Повторение тропаря, кондака и светильна праздника Пасхи. Знакомство с тональностью ре минор, пение гаммы, слушание и пение интервалов в тональности и трезвучия, опевание устойчивых ступеней. |
| Вход Господень в Иерусалим. Особенности Страстной седмицы. Особенности служб праздника Воскресения Христова и Светлой седмицы. Интервалы. | 1 | Знакомство с особенностями служб периода от Вербного воскресения до воскресения апостола Фомы (обзорно). Знакомство с интервалами септима и октава. Повторение пройденных интервалов. Пение гамм фа мажор и ре минор. |
| Тональность ми минор. | 1 | Знакомство с тональностью ми минор, пение гаммы, слушание и пение интервалов в тональности и трезвучия, опевание устойчивых ступеней. Дирижирование и пение нотных примеров. Слушание и определение интервалов. |
| Повторение пройденного материала. | 1 | |
Используемая литература:
Типикон. СПб., 1997 – 2т.
Е. Кустовский, Н. Потемкина «Пособие по изучению осмогласия современной московской традиции». М., 1999
«Литургия св. Иоанна Златоуста. Сборник песнопений для детского хора» /под ред. Н. Миндровой. М., 2006
Ж. Металлиди, А. Перцовская «Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для 1 класса детской музыкальной школы.» СПб.: «Композитор*Санкт-Петербург», 2001
Ж. Металлиди, А. Перцовская «Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для 2 класса детской музыкальной школы.» СПб.: «Композитор*Санкт-Петербург», 2008