Тема «Правописание гласных и согласных в приставках» (5 класс).
Цели урока:
Образовательная: способствовать осмыслению и усвоению правил «Правописание гласных и согласных в приставках». Способствовать развитию умений применять правила на письме.
Развивающая: продолжить развивать умения работать с учебным материалом;
Развивать речевые умения и навыки;
Способствовать развитию творческой деятельности учеников.
Воспитательная: показать смысловое значение приставок, применение их для создания красивой правильной речи;
Тип учебного занятия: изучение нового материала.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
Русский язык; Учебник для 5-го кл. общеобразовательных организаций/ Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов и др.; под ред. Н.М. Шанский.-М.:Просвещение, 2016.
Карточки с заданиями.
Таблицы
Основные этапы урока.
Организационный момент
Учитель приветствует детей, определяет готовность учащихся к работе
Объявление темы и целей урока, мотивация
Актуализация знаний
3.1. Фронтальный теоретический контроль (ответы на вопросы):
Что такое морфемика?
Что такое морфема?
Назовите известные вам морфемы
Что такое приставка?
Почему приставка называется значимой частью слова?
3.2. «Игра с приставками»
Чтение учителем отрывка из книги «Секреты орфографии» «Поговорим о всех приставках сразу» (с. 124)
Изучение нового материала
Объяснение учителя
В русском языке приставок очень много, все они делятся на три группы:
-приставки, которые заканчиваются на з-с
-приставки пре-при, которые зависят от значения
-приставки, которые не изменяются на письме
(Рассматривание и знакомство с таблицами, которые висят на доске)
Мы с вами сегодня будем знакомиться и изучать приставки, которые не изменяются на письме, т.е. пишутся всегда одинаково, традиционно.
Работа по карточкам (6 человек)
Записать предложения, выделить приставки, которые не изменяются на письме. Презентовать работу.
1 карточка
В окно ворвался сильный ветер и оборвал шторы.
2 карточка
Лиса быстро добежала до реки и побежала в лес.
3 карточка
Заяц спрятался за кустами и насторожился.
4 карточка
Рано утром я вышел из дома, сошёл с крыльца.
5 карточка
Петя отошёл в сторону и подписал листок.
6 карточка
Медведь обгонял волка и надломил ветку дерева.
Работа с текстом (текст записан на доске)
Вставьте подходящие по смыслу приставки:
…ступила осень. В воздухе …холодало. Вода в водоемах …темнела. С кустов и деревьев …летает листва. …летные птицы …бираются …летать в теплые края.
Закрепление и применение знаний
Работа с учебником
Выполнение упражнения № 433 с. 29
Работа с текстом
Запись текста под диктовку:
Перелетные птицы одни за другими собираются в дальний путь. Первые поднимают тревогу ласточки, и еще в конце августа они вдруг исчезают. Они чувствуют приближение осени , и ранний отлет этих птичек предсказывает раннюю зиму.
Задание по тексту: найти слова с приставками, которые не изменяются на письме, обозначить эти приставки.
Самоконтроль и самооценка (слова записаны на доске: перелетные, собираются, поднимают, отлет, предсказывает)
Игра «Замени одним словом»
Пропустить урок (прогулять)
Начать исполнять песню (запевать)
Проглотить таблетку с водой (запить)
Отделить ножницами часть ткани (отрезать)
Сменить место проживания (переехать)
5.7.Самопроверка
Подведение итогов урока, выставление оценок
Домашнее задание
Выучить параграф № 82, выполнить упражнение № 436 (комментарии к д/з)
Дополнительные задания
1.Выписать слова с приставками, объяснить значения пословиц:
Комар носа не подточит
Любишь взять, люби и отдать
Отзовутся кошке мышкины слезки
Не боги горшки обжигают
Лежа пищи не добудешь
В умной беседе ума набираться, в глупой - свой потерять
А.А.Фет «Вечер»
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
Почему первые предложения начинаются со слов, имеющих одну и ту же приставку?
1 карточка
Записать предложения, выделить приставки, которые не изменяются на письме. Презентовать работу.
В окно ворвался сильный ветер и оборвал шторы.
2 карточка
Записать предложения, выделить приставки, которые не изменяются на письме. Презентовать работу.
Лиса быстро добежала до реки и побежала в лес.
3 карточка
Записать предложения, выделить приставки, которые не изменяются на письме. Презентовать работу.
Заяц спрятался за кустами и насторожился.
4 карточка
Записать предложения, выделить приставки, которые не изменяются на письме. Презентовать работу.
Рано утром я вышел из дома, сошёл с крыльца.
5 карточка
Записать предложения, выделить приставки, которые не изменяются на письме. Презентовать работу.
Петя отошёл в сторону и подписал листок.
6 карточка
Записать предложения, выделить приставки, которые не изменяются на письме. Презентовать работу.
Медведь обгонял волка и надломил ветку дерева.
.