СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание имен собственных.Проект"Тайна имени"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок  способствует развитию умений обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.Учащиеся исследуют толкование значения некоторых имени фамилий.

Просмотр содержимого документа
«Правописание имен собственных.Проект"Тайна имени"»


Муниципальное образование Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

города Крымска

муниципального образования Крымский район



Урок русского языка в 3-а классе по теме:


Правописание имен собственных. Проект «Тайна имени».


Учитель начальных классов

Джепарова Э.В





2017 год


Тема урока: Правописание имен собственных. Проект «Тайна имени».


Педагогические цели

способствовать развитию умений обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных, наблюдать над толкованием значения некоторых имен; создать условия для составления (с помощью взрослых) рассказа о своем имени

Тип урока

Развитие знаний и способов действий/решение учебной задачи

Планируемые результаты

(предметные)

Умеют ориентироваться в целях, задачах,средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов; применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владеют умением проверять написанное

Личностные результаты

Знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения; принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; имеют установку на безопасный образ жизни, мотивацию к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные : общеучебные- осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические- осуществляют анализ, находят сходство и различие; постановка и решение проблемы- самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Коммуникативные: договариваются,приходят к общему решению,используют в общении правила вежливости

Основное содержание темы, понятия и термины

Имя существительное.Собственные и нарицательные имена существительные.Заглавная буква имен собственных.Кавычки.Инициалы.Рассказ.Проект

Образовательные ресурсы

Учебник стр.16-19





Сценарий урока


Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Друг на друга посмотрели,

Повернулись, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Ребята, поздоровайтесь с гостями.

Сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да). Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу!

-Проверим готовность к уроку.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Наблюдение

2.Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный.

Открываем тетради и записываем

Восемнадцатое января.

Классная работа.(Подчеркните орфограммы)

1.Словарная работа. На мультимедийной доске записаны слова с ошибками. (Слайд 2)

(Спишите, исправляя ошибки)

Калекция, росия, калектив, келограм, москва .

Я открываю (Слайд №3).Самопроверка. Проверяем внимательно с экрана.

Коллекция, Россия, коллектив, килограмм, Москва .


-Аккуратно исправьте ошибки , если они есть и выучите их правописание дома.

-Ребята, что вы можете сказать об этих словах. По каким признакам можно разделить эти слова на группы?

Какие слова вы отнесли в первую группу?

Во вторую?

Какие еще слова пишутся с заглавной буквы?

Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Прочитайте тему урока нашего урока.

Давайте сформулируем задачи нашего урока, которые мы будем решать на уроке

-Сегодня на уроке предстоит…(формулировка задач обучающимися ) ;

-уточнять представления о правописании имен собственных;

-наблюдать над толкованием значения некоторых имен собственных;

-составлять (с помощью взрослых) рассказ о своем имени.


Записывают слова, исправляя ошибки, ставят ударение.




Учащиеся делят слова на группы :


Собственные и нарицатель-ные.

Извлекают необходимую информацию .

Осуществляют самопроверку.

Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

Беседа по вопросам.

3.Усвоение новых знаний и способов действий.

Названия художественных произведений

Парная, коллективная.

Словесный, практический.Упражнение



Откройте учебник на стр. 16, прочитайте задание к упр.24. Обратите внимание на условное обозначение: две звездочки. Объединитесь парами и выполните устно это упражнение.

-Какие имена собственные вы встретили в упражнении?

-А что, вы еще заметили в написании названий художественных произведений?

Прочитайте на с.16 правило тетушки Совы. Все ли орфограммы в написании имен собственных вы заметили.








.

Выполняют задания


Умеют работать в парах, контролировать действия партнера. Используют рисунки для решения учебной задачи



Упражнени



А теперь работаем группами. У вас на столах памятки для работы группами, значки для регулировки работы (перечеркнутый рупор -тишина, красный крест-просьба о помощи, сова-это готовность группы к ответу).

Распределите роли: лидер, секретарь, контролеры ,податели идей.


У вас на столах лежат розовые конверты. Достаньте задание, прочитайте и выполните. Начинаем работу.

1 группа

Вставьте пропущенные буквы и названия литературных произведений.

Рассказ ______________________________написал __ев _иколаевич __олстой.

Стихотворение_________________________написал _ихаил __рьевич __ермонтов.

2 группа

Вставьте пропущенные буквы и названия литературных произведений.

Литературную сказку ___________________________________________

написал ___севолод ___ихайлович ___аршин.

Басню _______________________________________написал __ван ___ндреевич ___рылов.

3 группа

Вставьте пропущенные буквы и названия литературных произведений.

Литературную сказку_________________________________________

написал __ладимир ___едорович ____доевский.

Рассказ в стихотворной форме__________________________________

написал ____иколай ___лексеевич ___екрасов.


Группы по очереди отчитываются о результатах проделанной работы.

Вывод:

Какими правилами вы пользовались при выполнении задания?





-Названия художественных произведений не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки. Имена Отчества и Фамилии пишутся с заглавной буквы.

-А как можно сокращать имя и отчество автора?

-Имя и отчество автора можно сокращать до одной начальной буквы. Первые буквы имени и отчества называются инициалами.



.




4.Физкультминутка

Коллективная. Практический

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной Бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос.

(Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда,

(Прыжки на месте.)

Вьюга злится, снег кружится,(Дети кружатся.)

Заметает все кругом белоснежным серебром.

(Имитируют движения руками.)


Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

5.Закрепление знаний и способов действий







6.Исследователь-ская работа

Парная. Словес-

ный.

Работа с текстом.






Групповая

Продолжаем работа по учебнику. Найдите упр.26 на стр.17,прочитайте. Какое задание, нужно выполнить в этом упражнении. Обратите внимание на значок. Выполняем работу парами. А на доске задание будет выполнять__________________________

-Сколько слов записали?(5)

-Какие слова ты выписал? (Вселенная, Земля, Солнце, Сириус, Орион)

-Какую орфограмму подчеркнули?(Название планет пишется с заглавной буквы)

Ребята отгадайте загадку:

Что принадлежит лишь тебе,

Употребляется чаще всего другими. (Имя)


Отвечают на вопрос. Находят в тексте имена собственные



Привлекают имеющиеся знания для ответа на вопрос. Осуществляют взаимопроверку

Упражнение









(В класс входят сказочные герои Алиса и Шалтай-Болтай)

-Ребята , вы узнали кто к нам пришел?

-Давайте послушаем, что они хотят нам сказать.
- Меня зовут Алиса, и я…
- Довольно дурацкое имя! – нетерпеливо перебил ее Шалтай. – Что оно означает?
- Разве имя должно что-нибудь означать? – спросила озадаченная Алиса.
- Вне всякого сомнения, - фыркнул Шалтай- Болтай. – Лично мое имя указывает на ту хрупкую форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой.

- Я не могу согласиться с таким мнением, не имя красит человека, а человек имя.


• А вам интересно, ребята, узнать о происхождении и значении некоторых имен, фамилий, отчеств?
вы продолжаете работать в группе.

Каждая группа получает задание в зеленых конвертиках. Обсуждает и выполняет его, а затем отчитывается о проделанной работе.

1 группа: Происхождение русских имён (приложение )- слайды 4-5

2 группа: Происхождение русских отчеств (приложение )- слайды6,7,8


3 группа: Происхождение русских фамилий (приложение )- слайд19-10

-Сейчас каждая группа должна отчитаться о проделанной работе.

-Слушаем внимательно отчёт каждой группы. Содержание заданий смотрите на слайде.

-А теперь ,пожалуйста, оцените свою работу на уроке. У вас на столах кружочки, нарисуйте лицо смалика.

Слайд11

Если вы считаете, что вы узнали много нового и интересного и вам было все понятно нарисуйте веселого смалика, если у вас остались нераскрытые вопросы и что то непонятное - нарисуйте серьезного смалика ,а если вы считаете, что урок прошел зря и вам было неинтересно нарисуйте грустного смалика. И наклейте на цветную полянку вашей группы.







7.Рефлексия


Ребята вы сегодня молодцы.

_Активно работали, были необыкновенными актерами…

-Красиво и правильно выражали свои мысли…

-Внимательно слушали одноклассников…


- Вспомните задачи, которые вы поставили в начале урока?

-Выполнили их?

-уточнять представления о правописании имен собственных;

-наблюдать над толкованием значения некоторых имен собственных;

-составлять (с помощью взрослых) рассказ о своем имени.


Последняя задача будет полностью достигнута с помощью домашнего задания. Вы подготовите проект «Тайна имени».




.




8.Домашнее задание: рассказ о происхождении имени

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение учителя

Откройте страницы 18-19 .Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Обсудите со взрослыми, почему они выбрали для вас ваше имя, что им известно о происхождении имени. Дополните свой рассказ интересными сведениями о людях, носящих такое же имя, как у вас. Расскажите об этом на следующем уроке. Проверяет соответствующие записи.


Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное задание.

Понимают цели, содержание и способы выполнения задания.

Рассказ

9.Итог урока

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Продолжи предложения:

Сегодня я узнал…

Я смогу ...

Меня удивило, что …


Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния,впечатления от урока

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам.Саморегуляция























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!