Педагогические цели | способствовать развитию умений обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных, наблюдать над толкованием значения некоторых имен; создать условия для составления (с помощью взрослых) рассказа о своем имени |
Тип урока | Развитие знаний и способов действий/решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Умеют ориентироваться в целях, задачах,средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов; применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владеют умением проверять написанное |
Личностные результаты | Знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения; принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; имеют установку на безопасный образ жизни, мотивацию к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные : общеучебные- осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические- осуществляют анализ, находят сходство и различие; постановка и решение проблемы- самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме. Коммуникативные: договариваются,приходят к общему решению,используют в общении правила вежливости |
Основное содержание темы, понятия и термины | Имя существительное.Собственные и нарицательные имена существительные.Заглавная буква имен собственных.Кавычки.Инициалы.Рассказ.Проект |
Образовательные ресурсы | Учебник стр.16-19 |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Друг на друга посмотрели, Повернулись, подтянулись И друг другу улыбнулись. Ребята, поздоровайтесь с гостями. Сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да). Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу! -Проверим готовность к уроку. | Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Наблюдение |
2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. | Открываем тетради и записываем Восемнадцатое января. Классная работа.(Подчеркните орфограммы) 1.Словарная работа. На мультимедийной доске записаны слова с ошибками. (Слайд 2) (Спишите, исправляя ошибки) Калекция, росия, калектив, келограм, москва . Я открываю (Слайд №3).Самопроверка. Проверяем внимательно с экрана. Коллекция, Россия, коллектив, килограмм, Москва . -Аккуратно исправьте ошибки , если они есть и выучите их правописание дома. -Ребята, что вы можете сказать об этих словах. По каким признакам можно разделить эти слова на группы? Какие слова вы отнесли в первую группу? Во вторую? Какие еще слова пишутся с заглавной буквы? Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Прочитайте тему урока нашего урока. Давайте сформулируем задачи нашего урока, которые мы будем решать на уроке -Сегодня на уроке предстоит…(формулировка задач обучающимися ) ; -уточнять представления о правописании имен собственных; -наблюдать над толкованием значения некоторых имен собственных; -составлять (с помощью взрослых) рассказ о своем имени. | Записывают слова, исправляя ошибки, ставят ударение. Учащиеся делят слова на группы : Собственные и нарицатель-ные. | Извлекают необходимую информацию . Осуществляют самопроверку. Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя | Беседа по вопросам. |
3.Усвоение новых знаний и способов действий. Названия художественных произведений | Парная, коллективная. Словесный, практический.Упражнение | Откройте учебник на стр. 16, прочитайте задание к упр.24. Обратите внимание на условное обозначение: две звездочки. Объединитесь парами и выполните устно это упражнение. -Какие имена собственные вы встретили в упражнении? -А что, вы еще заметили в написании названий художественных произведений? Прочитайте на с.16 правило тетушки Совы. Все ли орфограммы в написании имен собственных вы заметили. . | Выполняют задания | Умеют работать в парах, контролировать действия партнера. Используют рисунки для решения учебной задачи | Упражнени |
| | А теперь работаем группами. У вас на столах памятки для работы группами, значки для регулировки работы (перечеркнутый рупор -тишина, красный крест-просьба о помощи, сова-это готовность группы к ответу). Распределите роли: лидер, секретарь, контролеры ,податели идей. У вас на столах лежат розовые конверты. Достаньте задание, прочитайте и выполните. Начинаем работу. 1 группа Вставьте пропущенные буквы и названия литературных произведений. Рассказ ______________________________написал __ев _иколаевич __олстой. Стихотворение_________________________написал _ихаил __рьевич __ермонтов. 2 группа Вставьте пропущенные буквы и названия литературных произведений. Литературную сказку ___________________________________________ написал ___севолод ___ихайлович ___аршин. Басню _______________________________________написал __ван ___ндреевич ___рылов. 3 группа Вставьте пропущенные буквы и названия литературных произведений. Литературную сказку_________________________________________ написал __ладимир ___едорович ____доевский. Рассказ в стихотворной форме__________________________________ написал ____иколай ___лексеевич ___екрасов. Группы по очереди отчитываются о результатах проделанной работы. Вывод: Какими правилами вы пользовались при выполнении задания? -Названия художественных произведений не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки. Имена Отчества и Фамилии пишутся с заглавной буквы. -А как можно сокращать имя и отчество автора? -Имя и отчество автора можно сокращать до одной начальной буквы. Первые буквы имени и отчества называются инициалами. | . | | |
4.Физкультминутка | Коллективная. Практический | Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.) По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.) Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.) Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.) В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.) Вьюга злится, снег кружится,(Дети кружатся.) Заметает все кругом белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.) | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений |
5.Закрепление знаний и способов действий 6.Исследователь-ская работа | Парная. Словес- ный. Работа с текстом. Групповая | Продолжаем работа по учебнику. Найдите упр.26 на стр.17,прочитайте. Какое задание, нужно выполнить в этом упражнении. Обратите внимание на значок. Выполняем работу парами. А на доске задание будет выполнять__________________________ -Сколько слов записали?(5) -Какие слова ты выписал? (Вселенная, Земля, Солнце, Сириус, Орион) -Какую орфограмму подчеркнули?(Название планет пишется с заглавной буквы) Ребята отгадайте загадку: Что принадлежит лишь тебе, Употребляется чаще всего другими. (Имя) | Отвечают на вопрос. Находят в тексте имена собственные | Привлекают имеющиеся знания для ответа на вопрос. Осуществляют взаимопроверку | Упражнение |
| | | | | |
| | (В класс входят сказочные герои Алиса и Шалтай-Болтай) -Ребята , вы узнали кто к нам пришел? -Давайте послушаем, что они хотят нам сказать. - Меня зовут Алиса, и я… - Довольно дурацкое имя! – нетерпеливо перебил ее Шалтай. – Что оно означает? - Разве имя должно что-нибудь означать? – спросила озадаченная Алиса. - Вне всякого сомнения, - фыркнул Шалтай- Болтай. – Лично мое имя указывает на ту хрупкую форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой. - Я не могу согласиться с таким мнением, не имя красит человека, а человек имя. • А вам интересно, ребята, узнать о происхождении и значении некоторых имен, фамилий, отчеств? вы продолжаете работать в группе. Каждая группа получает задание в зеленых конвертиках. Обсуждает и выполняет его, а затем отчитывается о проделанной работе. 1 группа: Происхождение русских имён (приложение )- слайды 4-5 2 группа: Происхождение русских отчеств (приложение )- слайды6,7,8 3 группа: Происхождение русских фамилий (приложение )- слайд19-10 -Сейчас каждая группа должна отчитаться о проделанной работе. -Слушаем внимательно отчёт каждой группы. Содержание заданий смотрите на слайде. -А теперь ,пожалуйста, оцените свою работу на уроке. У вас на столах кружочки, нарисуйте лицо смалика. Слайд11 Если вы считаете, что вы узнали много нового и интересного и вам было все понятно нарисуйте веселого смалика, если у вас остались нераскрытые вопросы и что то непонятное - нарисуйте серьезного смалика ,а если вы считаете, что урок прошел зря и вам было неинтересно нарисуйте грустного смалика. И наклейте на цветную полянку вашей группы. | | | |
|
| |
7.Рефлексия | | Ребята вы сегодня молодцы. _Активно работали, были необыкновенными актерами… -Красиво и правильно выражали свои мысли… -Внимательно слушали одноклассников… - Вспомните задачи, которые вы поставили в начале урока? -Выполнили их? -уточнять представления о правописании имен собственных; -наблюдать над толкованием значения некоторых имен собственных; -составлять (с помощью взрослых) рассказ о своем имени. Последняя задача будет полностью достигнута с помощью домашнего задания. Вы подготовите проект «Тайна имени».
. | | | |
8.Домашнее задание: рассказ о происхождении имени | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Откройте страницы 18-19 .Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Обсудите со взрослыми, почему они выбрали для вас ваше имя, что им известно о происхождении имени. Дополните свой рассказ интересными сведениями о людях, носящих такое же имя, как у вас. Расскажите об этом на следующем уроке. Проверяет соответствующие записи. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания. | Рассказ |
9.Итог урока | Фронтальная. Словесный. Беседа | Продолжи предложения: Сегодня я узнал… Я смогу ... Меня удивило, что … | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния,впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам.Саморегуляция |