Урок по теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».
Шабурина Н.Н.
Г.Комсомольск-н/А.
(Безударная гласная в корне)
На какие две группы можно разделить слова, объединенные этой орфограммой?
(Проверяемая безударная гласная и непроверяемая безударная гласная)
ЗАДАНИЕ: Вставьте буквы в слова, с непроверяемой безударной гласной.
Интерактивный режим.
- Как мы называем такие слова, как проверяем их написание?
Презентация. Слайд 2.
- Выберите для каждого слова проверочное.
Интерактивный режим
Хв…стун (хвост, хвастаться),
запл…тить (заплата, плата),
сл…зать сметану (лижет, слезет),
зак…пать в землю (капать, окоп).
_____________________________________________________________
- На сегодняшнем уроке будет изучаться новая тема, тоже о правописании безударных гласных в корнях слов.Презентация. Слайд3.
– Прежде чем приступить к изучению нового материала давайте попытаемся объяснить правописание гласных в корнях следующих слов: излагать, изложение, касаться, коснуться.
Излагать точку зрения
Работать над изложением
Касаться проблемы
Коснуться вопроса
-
- Являются ли однокоренными слова ИЗЛАГАТЬ, ИЗЛОЖЕНИЕ?
- А КАСАТЬСЯ, КРСНУТЬСЯ?
– Как видите, это однокоренные слова, но пишутся по-разному: то с буквой О, то с А. Что же происходит в корнях этих слов? (ЧЕРЕДОВАНИЕ).
- Итак, тема нашего урока :
Презентация. Слайд 4.
ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА.( Выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корнях. Формировать умение дифференцировать орфограммы корня.)
– А как же быть с такими случаями, как их писать? Чтобы ответить на этот вопрос, распределите однокоренные слова
по столбикам .
Презентация. Слайд5.
II этап. Формирование новых знаний и способов действий.
- От чего же зависит выбор гласной в корнях этих слов?
Давайте вместе произведем частичный морфемный разбор этих слов. Сравните их морфемное строение.
- А сейчас попробуйте сформулировать правило правописания гласных О-А в корнях с чередованием –лаг-, -лож-, -кас-, -кос-.
- Так от чего же зависит условие выбора буквы в корнях –лаг-// -лож-, -кас-// -кос-?(От наличия или отсутствия суффикса –а- после корня).
- Как мы будем действовать, чтобы выбрать , какую букву писать в этих словах?
__________________________________________________________________
III этап. Закрепление и совершенствование знаний и умений.