СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание безударной гласной в корне слова.

Категория: Русский язык
  1. Повторить правописание безударных гласных в корне, проверяемых  ударением. Выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корнях. Формировать умение дифференцировать орфограммы корня. Развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы.
  2. Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы.
  3. Воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к родному языку, чувство взаимоуважения.

Просмотр содержимого документа
«Правописание безударной гласной в корне слова.»

Урок по теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».

Шабурина Н.Н.

МОУ СОШ № 33

Г.Комсомольск-н/А.



Цели:

  1. Повторить правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением. Выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корнях. Формировать умение дифференцировать орфограммы корня. Развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы.

  2. Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы.

  3. Воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к родному языку, чувство взаимоуважения.

Задачи:

  • выяснить, когда в словах с корнями –лаг-, -лож-, -кас-, -кос- пишется а и о;

  • научиться видеть и выделять в слове орфограмму;

  • уметь отличать слова с чередованием в корне от одинаково звучащих и пишущихся слов, не связанных по лексическому значению.

_____________________________________________________________

ХОД УРОКА:

I этап. Актуализация прежних знаний и способов действий.

  1. Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему. Но сначала повторим то, что нам уже известно.

Повторение правописания слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.



Презентация. Слайд 1.



- Какая орфограмма объединяет все эти слова?



  • хв…стун

  • запл…тить

  • сл…зать сметану

  • зак…пать в землю

  • к…ртофель

  • п…л…клиника

  • м…раж

  • ф…нтастика

  • (Безударная гласная в корне)

  • На какие две группы можно разделить слова, объединенные этой орфограммой?

  • (Проверяемая безударная гласная и непроверяемая безударная гласная)

  • ЗАДАНИЕ: Вставьте буквы в слова, с непроверяемой безударной гласной.

  • Интерактивный режим.

  • - Как мы называем такие слова, как проверяем их написание?

  • Презентация. Слайд 2.

  • - Выберите для каждого слова проверочное.

  • Интерактивный режим

  • Хв…стун (хвост, хвастаться),

  • запл…тить (заплата, плата),

  • сл…зать сметану (лижет, слезет),

  • зак…пать в землю (капать, окоп).

  • _____________________________________________________________

  • - На сегодняшнем уроке будет изучаться новая тема, тоже о правописании безударных гласных в корнях слов.Презентация. Слайд3.

  • Прежде чем приступить к изучению нового материала давайте попытаемся объяснить правописание гласных в корнях следующих слов: излагать, изложение, касаться, коснуться.

  • Излагать точку зрения

  • Работать над изложением

  • Касаться проблемы

  • Коснуться вопроса

  • - Являются ли однокоренными слова ИЗЛАГАТЬ, ИЗЛОЖЕНИЕ?

  • - А КАСАТЬСЯ, КРСНУТЬСЯ?

  • Как видите, это однокоренные слова, но пишутся по-разному: то с буквой О, то с А. Что же происходит в корнях этих слов? (ЧЕРЕДОВАНИЕ).

  • - Итак, тема нашего урока :

  • Презентация. Слайд 4.

  • ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА.( Выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корнях. Формировать умение дифференцировать орфограммы корня.)

  • А как же быть с такими случаями, как их писать? Чтобы ответить на этот вопрос, распределите однокоренные слова

  • по столбикам .

  • Презентация. Слайд5.

    • -о-

    • -а-

  • II этап. Формирование новых знаний и способов действий.

  • - От чего же зависит выбор гласной в корнях этих слов?

  • Давайте вместе произведем частичный морфемный разбор этих слов. Сравните их морфемное строение.

  • - А сейчас попробуйте сформулировать правило правописания гласных  О-А в корнях с чередованием –лаг-, -лож-, -кас-, -кос-.

  • - Так от чего же зависит условие выбора буквы в корнях –лаг-// -лож-, -кас-// -кос-?(От наличия или отсутствия суффикса –а- после корня).

  • - Как мы будем действовать, чтобы выбрать , какую букву писать в этих словах?

  • __________________________________________________________________

  • III этап. Закрепление и совершенствование знаний и умений.

  • Заполните колонки таблицы недостающими сведениями.

  • При возникновении трудностей, обратитесь к «Теории» (стр.68-69).

  • Результат работы – восстановление содержания колонок деформированной таблицы. Презентация. Слайд6.

  • Правило проговаривается  2 – 3 раза по желанию отдельными учениками.

  • Презентация. Слайд7.

  • - А теперь познакомимся с графическим обозначением орфограммы «Правописание корней с чередованием –лаг-, -лож-, -кас-, -кос-».

  • IV этап. Применение знаний и формирование умений и навыков.

  1. Выполнение упр. № 566. (Упражнение выполняется по методике «Вызови соперника».)

  • 1).К данным глаголам подберите однокоренные существительные. Запишите слова, обозначая орфограмму. Поясните, что и как выделено при ее обозначении.

  • 2).С записанными сущ. составьте с/с гл.+сущ. Какие значения слова предложение могут обнаружиться в разных с/с?

  • Предлагать – предложение (внести предложение, записать предложение);

  • Предполагать – предположение (высказать предположение);

  • Слагать – сложение (произвести сложение);

  • Прилагать – приложение (напечатать приложение);

  • Соприкасаться – соприкосновение (почувствовать соприкосновение);

  • Касаться – касание (произвести касание).

  1. Презентация. Слайд 8.

  • Распределительный диктант с взаимопроверкой.

    • - а -

    • - о -

  1. Задание: «3-е лишнее» Презентация. Слайд10, 11.

  • лёгкое прик..сновение

  • неприк..сновенный запас

  • к..сательная линия

  • вас не к…снется

  • к..снуться вопроса

  • к..сой заяц

  • нал…гать штраф

  • прил…гать усилия

  • возл…жить ответствен-

  • ность

  • л…гичный вывод

  • прил…жил усилия

  • изл…жил суть

  • - - Что нужно учитывать, чтобы не ошибиться в написании этих слов? От слов с чередованиями  следует отличать слова с другими значениями,  имеющие в корнях близкие сочетания звуков.

  • С двумя любыми словосочетаниями, в состав которых входят слова с чередованием гласных в корне, составить предложения, записать, выделить изученную орфограмму.

  1. Презентация. Слайд12.

  • К…саться, к…сынка, иск…са, прик…сновение, к…сарь;

  • Низл…жить, возл…гать, л…гичный, предл…жение,.

  • Вывод:  Нужно знать лексическое значение слова и уметь узнавать корни с чередованием, то есть отличать их от других слов с похожим корнем или похожей частью корня.

  • 5. Тестирование Votum.

  • VII этап. Самоанализ урока (рефлексия).

  • Друзья мои! Я очень рада

  • Что состоялся наш урок.

  • Ну а сейчас приходит время

  • Уроку подвести итог.

  1. -Сделайте вывод, какие существуют виды орфограмм-гласных в корне ? Презентация. Слайд13

  2. - Что нового узнали мы сегодня на уроке?

  • 2. Вопросы в режиме голосования VOTUM

  • - Интересно ли было?

  • - Как вы себя чувствовали на уроке?

  • - С каким настроением пойдете с урока?

  • - Кто испытывал затруднения?

  • Урока время истекло,

  • Я вам, ребята, благодарна.

  • С корнями справились легко

  • И поработали ударно!

  • Д\з: «Т» параграф 51 , «П» упр.№571.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!