Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание -ться и -тся в глаголах"
Провела :Гамзатова Раисат Гаджикурбановна
Цель:
Закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умения выполнять УУД, входящие в его структуру (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Построить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах и сформировать первичное умение его применять.
Закрепить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах (общий случай) через выполнение заданий разных видов.
Ход урока.
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент.
- Встаньте прямо. Повернитесь к своему соседу по парте. Улыбнитесь. Пожелайте удачи друг другу. Я желаю вам отличного настроения, плодотворной работы на уроке и хороших оценок.
Настроимся на рабочий лад.
Слайд 1
На каждом уроке русского языка мы с вами узнаем что-то новое и интересное о языке. А писатель Константин Георгиевич Паустовский говорит так «Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни». А зачем это нам надо? Ведь вы уже умеете читать и писать.(Ответы детей). Я предлагаю продолжить такую вот фразу:
Слайд 2
Если мы будем хорошо знать язык, то сможем … (лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, и т.д.)
- А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка.
- Константин Паустовский много писал о русской природе. Сейчас у нас за окном поздняя осень, нет ярких пятен – серо и темно. Давайте, добавим себе немного ярких воспоминаний – ещё недавно светило солнце, мы ходили в лес за ягодами, грибами.
- Посмотрите внимательно на экран, прочитайте
Слайд 3 Меж грибами мухомор
Красотой гордится.
Нечего гордиться –
Для супа не годится.
О каком летнем чуде идёт речь в стихотворении? (о мухоморе)
– Кто догадался, какое слово мы сегодня будем писать на минутке чистописания?
2. Минутка чистописания.
М м Мухомор - Как образовано это слово? Какой способ? (сложение двух корней). Записать, выделить орфограммы.
Слайд 4
Меж грибами мухомор
Красотой гордится.
Нечего гордиться –
Для супа не годится.
- Я прошу вас обратить внимание на выделенные слова.
Какой частью речи они являются? (глаголы)
- Что такое глагол? УМНИЦА
- На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме? (что делать?, что сделать?) МОЛОДЕЦ
3. Постановка учебной задачи.
- Ещё раз посмотрим на эти 2 слова. Что вы здесь видите интересного? (оканчиваются на тся, ться)
Почему? (Разные версии. Точно можно сказать? (нет)
- Появилась проблема. (ь и без ь)
Можем мы с вами прямо сейчас ответить на вопрос? (нет)
Значит это нужно изучить на уроке.
Это и будет темой нашего урока. Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание -тся и –ться в глаголах)
слайд 5
Те. что мы должны понять на уроке? ( В каких случаях ться пишется с мягким знаком, в каких нет)
Правильно, это и будет наша цель.
Надо всё нам тут узнать
-тся и –ться, ну как писать?
И про мягкий знак хитрющий
Поскорее всё узнать.
Физкультминутка для глаз
4. Совместный поиск решения проблемы
1)Работа в парах
-Для того чтобы решить задачи урока и понять в каких случаях пишется ь, а в каких нет мы с вами проведём небольшое исследование.
Слайд 6
- У вас на парте карточка, на которой напечатаны слова. Разделите их на 2 группы, запишите в 2 столбика: кусаться, кусается, купаться, купается, стараться, старается
У каждой группы на парте: (разделим на 2 группы, запишем в 2 столбика)
Зададим, подпишем вопросы над столбиками……………………………………
Проверка: 1. Послушать ответы групп (кто попробует ответить, у кого также , а у кого не так) МОЛОДЦЫ
2. слайд 7 Давайте проверим по эталону
3. Обменяться карточками, оценить работу другой группы
Итак, какой вывод можно сделать? (Если в вопросе есть ь, значит, и глагол пишем с ь, если ь отсутствует в вопросе, значит, и глагол пишем без ь.)
Давайте, теперь определим правописание этих глаголов
Слайд 8 3 глагола: Кувыркает (?)ся, Улыбат(?)ся, Волнует(?)ся МОЛОДЦЫ
Мы в своём исследовании разобрались, в каких случаях нужно писать ь, а в каких нет.
- А, я вам хочу показать ещё один способ: слайд 9
1 столбик- (что делать?) – эти глаголы стоят в начальной форме на конце пишется Ь
2 столбик – (0н что делает? 3 лицо ед. или мн ч) Ь не пишется
Проверим правильность наших выводов, прочитав в учебнике на с. 115 рубрику «Тайны языка».
Слайд 10
Обобщение темы по таблице Определение првописания – тся/ ться в глаголах
По форме По вопросу
- тся – 3 лицо, ед. или мн. ч.: что делает? кувыркается
Кувыркается, кувыркаются что делать? кувыркаться
- ться – начальная форма что делают? кувыркаются
глагола: кувыркаться
Вывод: Не только по форме слова можно определить с ь знаком пишется (-тся, -ться) и без него, но и по вопросам.
- Какой способ определения правописания вам легче запомнить (ответы детей).
Вы вправе сами выбрать, как вам легче запомнить: определив форму глагола или по вопросу.
Физминутка.
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умыться,
Кашу съесть,
И на корточки присесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
- Какие слова связанные с темой урока вы услышали в стихотворении? Объясните их правописание.
5. Первичное закрепление с проговариванием
- Работать будем у доски по цепочке, объясняя выбор правописания, пользуясь полученными знаниями.
Выполнение упражнения №1 стр.115 с комментированием у доски по цепочке (запиши слова в 3 столбика: 1) имена существительные; 2) глаголы в начальной форме; 3) глаголы в форме 3 лица)
умница учиться учится
столица светиться светится
курица виться клубится…
– Сделайте вывод о написании -тся или -ться у глаголов
Работа в группах: У ВАС на карточках в интересной форме представлены крылатые выражения. Давайте, вспомним, что это такое? (ответы детей). Крылатые выражения – образные, меткие выражения, вошедшие в общее употребление
Задание читает учитель, Вставить пропущенные буквы, объяснить значение крылатых выражений. (отвечать детям: Прочитать какие слова относятся к теме урока) слайд 11
Молодцы! Что объясняет?
6. Итог урока. Рефлексия.
Ребята, давайте снова посмотрим на строчки из стихотворения
Слайд 12 Меж грибами мухомор
Красотой гордится.
Нечего гордиться –
Для супа не годится.
-Какая проблема стояла в начале урока? (Когда пишется –ться, а когда –тся)
-Теперь мы можем ответить на этот вопрос?
-Как вы думаете мы всё узнали о глаголе? (ответы детей)
-Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. Ещё в 4 классе, а затем и последующих классах вы продолжите открывать новые и новые тайны этой части речи.
Слайд 13
-Оцените ещё свои достижения по критериям:
1.Тема усвоена
2.Тема усвоена ещё недостаточно
3.Тема ещё не усвоена
4.Научился применять правило
5.Научился ещё недостаточно
6.Ещё не научился применять
Выставление оценок за урок. Похвалить.
7. Домашнее задание: 1.с.115 правило, упр.4
2.Доп.задание: Найти пословицы и поговорки с глаголами на –ться и –тся (5)