СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правописание -ться и -тся в глаголах»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Правописание -ться и -тся в глаголах»»

Тема: «Правописание -ться и -тся в глаголах»

Цели урока: 

- познакомить с правописанием  глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться;  научить задавать вопросы к глаголам;

- развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму; 

- воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

Метапредметные:

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; 

Регулятивные  УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.

Предметные: обучающиеся научатся правильно писать безударные окончания -тся и -ться в глаголах.

Тип урока: открытия нового знания.

Форма работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: напечатанные тексты для работы в парах, в группах.


Ход урока


  1. Организационный момент. Этап мотивации.

Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание.

-Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

-Возможно есть классы и лучше,  и краше,

-Но пусть в нашем классе Вам будет светло,

-Пусть будет уютно и очень легко.

-Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось.

 

-Садитесь, ребята. Я рада вас видеть.

Улыбнитесь друг другу. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.

Пусть хорошее настроение всегда будет с вами.

Я верю в вас и знаю - у вас всё получится.


Начинаем урок русского языка.

Продолжите фразу:

«Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу….(запись на доске)

(лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, хорошо смогу выполнить задания ВПР, интересно рассказывать…)


2.Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Чистописание (буква Нн, слоги на, но, ну, ни).

3. Синтаксический разбор. Рыжая белочка быстро пробежала по стволу дерева.

4. Склонение словосочетания рыжая белочка


2.Актуализация знаний

Однажды, у одного господина корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, кто он.

Кор.: Что вы больше всего любите делать?

Часть речи: Люблю действовать!

Кор.: Что вы больше всего не любите?

Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!

Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?

Часть речи: Могу путешествовать во времени!

Кто же этот господин? Верно - это глагол, сегодня мы продолжим говорить о глаголе, узнаем о нём много нового. Дело в том, что по частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.


- Что называется глаголом? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что делал?, что делает?, что сделает?, что сделать? и т.д, и обозначает действие предмета. Н-р: стоял, стоит, постоят, стоять)

- Что такое неопределённая форма глагола? (Это начальная неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола, отвечает на вопросы что делать? или что сделать?, и имеют ^ –ть или ^ –ти. Н-р: везти, писать)

-Назвать морфологические признаки глагола (спряжение, время, лицо, число)

- А сейчас работаем в парах по карточкам. Прочитайте текст. Найдите глаголы. Определите морфологические признаки (время, лицо, число, спряжение). (карточки на партах)

Апрель

Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. Скоро прилетят с юга дикие утки. В голубой вышине зазвенит весёлая песня жаворонка.


-Давайте скажем, как выполнили ученики и проверим с ответами на экране. Проверка.

Звенит – н.вр., 3л, ед.ч, 2 спр;

сверкают – н.вр., 3л, мн.ч, 1 спр;

прилетят – б.вр., 3л, мн.ч, 2 спр.,

зазвенит – б.вр., 3л, ед.ч.,2 спр.

-Надеюсь у всех получились ответы, как на экране!

- Вспомним! Какие глаголы называются возвратными? (Глаголы с ^ -ся наз-ся возвратными глаголами. Они отвечают на вопросы что делать?, что сделать? купаться, радоваться)


3.Выявление места и причины затруднения

1) Работа с пословицей (с доски)

- Прочитайте пословицу:

Тот труда не бои (т…ся),

Кто умеет труди (т…ся).

- Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв.

- Взаимопроверка

- Сравните свои работы.

- Что же получается? (Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами)

- Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? (Мы ещё не знаем, когда пишется -тся или -ться)

- Какой будет тема нашего урока? (Правописание -тся и -ться в глаголах)


-тся -ться (Вывешивается на доску)


2)Сообщение темы и целей урока

- Да. Тема урока «Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах».

- Какую вы поставили перед собой цель?

(Я хочу научиться определять нахождение ь знака перед ^ -ся в возвратных глаголах; объяснять написание -тся и -ться в глаголах; применять правило правописания -тся и -ться в возвратных глаголах)


4.Построение проекта выхода из затруднения

1) -Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить её.

- Прочитайте слова 1 столбика (одеваться, стучаться, промчаться)

- Что их объединяет? (глаголы)

- На какой вопрос они отвечают? (что делать?, что сделать?)

- В какой форме стоят? (неопределённая форма)


- Прочитайте слова 2 столбика (одевается, стучится, промчится)

- Что их объединяет? (глаголы)

- На какой вопрос они отвечают? (что делает?, что сделает?)

- В какой форме стоят? (3-е л., ед.ч., наст. и буд. вр.)


- Прочитайте слова 3 столбика (одеваются, стучатся, промчатся)

- Что их объединяет? (глаголы)

- На какой вопрос они отвечают? (что делают?, что сделают?)

- В какой форме стоят? (3-е л., мн.ч., наст. и буд. вр.)


- Итак, в каком случае пишется -ться? (Если глагол стоит в неопределённой форме, отвечает на вопрос что делать? или что сделать? перед ^- ся пишется ь знак)

- В каких случаях пишется – тся? (Если глагол стоит в 3-ем лице ед. или мн. числа, отвечает на вопросы что делает?, что сделает?, что делают? , что сделают?, то пишется –тся)


2) Работа с учебником

-Откройте учебники на с.104. Давайте прочитаем название нашей сегодняшней темы и сравним наше открытие с правилом в учебнике на стр. 104- 105.

- Прочитайте 1 часть правила, 2 часть правила.

3) Составление алгоритма на доске - коллективная работа


Глагол


что (с) делать? что делает?, что сделает?,

что делают?, что сделают?


-ться -тся


4) Дальнейшая работа над пословицей

- Вернёмся к пословице. Проверьте ещё раз.


5.Первичное закрепление

- Прочитайте слова. Запишем их в тетрадь в два столбика –тся, -ться, подчёркивая орфограммы.

(1 ученик на доске)

Он хвалит…ся, вращат…ся, качат…ся, она боит…ся, они нравят…ся, прощат…ся.


Проверка.

-тся -ться

он хвалится вращаться

она боится качаться

они нравятся прощаться


Физминутка

Потянуться, отдохнуть

Глубоко теперь вздохнуть

Встать, попрыгать, посмеяться

Покружиться, покачаться

Поклониться, распрямиться

И опять начать трудиться.


- Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физминутки? (Называют, что запомнили).

- В какой форме стоят глаголы? (Все глаголы в неопределенной форме)

- Значит, как их нужно писать?

- С ться.


6.Закрепление (продолжение)

1)Работа по учебнику стр. 105 упр. 219

- А сейчас я вам предлагаю выполнить упр. 219 по вариантам.

1 вариант – 1 и 2 предложения,

2 вариант – 3 предложение.

- Самопроверка по образцу.

1в. Рано утром на рассвете умываются мышата.

Надо, надо умываться по утрам и вечерам.

2в. Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться.


Упр.217 с.104

Отгадка: коромысло.

Объясним написание глаголов: купаться (что делать?), купаются (что делают?), валяется (что делает?).

Выделенные буквосочетания в глаголах и в имени существительном произносятся одинаково [ца], а пишутся по-разному. В имени существительном написание и произношение совпадают, а в глаголах нет. Выделенные буквосочетания глаголов -тся, -ться и имени существительного, оканчивающегося на -ца: -тся, -ться произносятся как [ца]; но на конце глагола никогда не пишется буквосочетание ца. 

     Три братца пошли на реку купаться.

     Двое купаются,

     А третий на берегу валяется.

     Повисли


2)Групповая работа _(класс делится на 6 групп)

Внимательно прочитайте предложения, найдите глаголы на изученные правила. Вставьте, где необходимо в глаголы ь.
1.Ещё в раннем детстве впервые раскрывает…ся перед нами обширный светлый мир.
2.Нужно родит …ся и долго жить в горах, чтобы полюбить и навсегда привыкнуть к дикой горной природе.
3.Луга так душисты, что с непривычки туманит…..ся и тяжелеет голова.
4. На километры тянут….ся густые, высокие заросли разных трав.
5. Голубое небо отражает…..ся в чёрных скалах.
6.Северная весна! Глаз не хватает налюбоват…ся!

Саша ошибает….ся, больно ушибит….ся,

надо познакомит.…ся, хочется вытянут….ся,

валят….ся на травке, мыт….ся под душем,

копат…ся в огороде, старают….ся понравит….ся,

посмеят…ся над собой, надеют….ся на лучшее,

надо хорошо учит….ся, громко смеят….ся.


7.Итог урока. Рефлексия

 – Над чем мы работали сегодня на уроке? (Тренировались в написании глаголов с сочетаниями -тся, -ться.)

       – За что вы можете похвалить сегодня себя?      

       – Предлагаю продолжить следующие предложения.

Урок:

-привлёк меня тем, что…..

-показался интересным….

-заставил задуматься….

       – А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока, теперь поднимите левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке.

       – Наш урок хочется закончить словами К.Г. Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, шум садов, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». Таким словом можно назвать глагол, о котором мы во время изучения данной темы узнали много нового и интересного.

- Нам предстоит выполнить ещё много заданий. А если у кого-то что-то не получилось, не беда. Всё равно с каждым уроком вы становитесь умнее.


8.Рефлексия.

Сигнальные карточки.


Поставить оценки детям с комментированием


9. Домашнее задание.

упр. 220 стр. 105



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!