СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание тся и ться у глаголов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание тся и ться у глаголов

Просмотр содержимого документа
«Правописание тся и ться у глаголов»

Ход урока

І. Организационный этап. (Самоопределение к деятельности. Создание «ситуации успеха»)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

1. а)  Словарная диктовка

 Шорох, желтизна, аромат, обаятельный, стеречь, исчезать, отрасль, таять, чуять, багровый, лиловый, не мог, здесь, веять, лазурный, идти, жюри, помощник, росток, капюшон, не был, аккуратный, горизонты, пожалуйста, лаять, уберечь.

 - Найдите глаголы в неопределенной форме. Выделите у них окончания.

- Почему неопределённая форма глагола так называется?  

(Учащиеся выполняют задание на отдельных листах).  

(Регулятивные УУД, контроль)

     б) Индивидуальная работа учащихся по карточкам  

(Учитель сам выбирает учащихся для выполнения заданий данного вида)    

 (Регулятивные УУД, контроль)

Карточка № 1

   Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной форме. Выделите окончания  и корни глаголов.

        Увлечение, беседа, сожаление, сотрясение, удивление, наслаждение, скрип, раздражение, удаление, приложение. 

Карточка № 2

Поставьте глаголы в неопределённой форме. Выделите корни и окончания.

        Идешь, бежишь, бредешь, ползешь, шагает, плетется, несется, ходим, тащимся, мчимся, рассержусь, разъярюсь.

Карточка № 3

        Ч или чь? Запишите слова в два столбика: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.

        Заже…, сила…, ре…, привле…, скрипа…, могу…, сбере…, испе…, ту…, пересе…, тка…, певу…, остри…, стере…, проже…, линю…, но…, кума…, вра…, мело…, обже…, гра…, бога…, зада…, запря…, треску…, паху… .

(Проверка выполнения заданий в течение урока учителем).

2. Синтаксический разбор предложения

(Коллективная работа).

Дуют  ветры яростныегонят лодки парусные.

(Повеств., невоскл., прост., двусост.,  распр, с одн. сказ.)

- Прилагательное яростные разберите морфологически.

І. Ветры яростные – прилаг. Ветры (какие?) яростные.

ІІ. Н. ф. – яростный; во мн. ч., в им. п.

ІІІ. Ветры (какие?)  яростные.

ІІ. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний

        Сегодня мы продолжаем изучение темы «Глагол». Тема нашего урока: «Правописание –ться и –тся в глаголах. Запишите её в тетрадь».  

1.         бросит ? ся

нравит ? ся            

удивит ? ся

вернут ? ся

(Познавательные УУД, действия постановки и решения проблем, формулирование проблемы)

 (Познавательные УУД, логические,  анализ с  целью выделения признаков)

     - Что мы должны написать на месте пропусков?                      

  • От чего зависит написание –ться и –тся в глаголах?

 (Познавательные  УУД, действия постановки и решения проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)

Учащиеся предлагают варианты.

(Выбор написания зависит от формы слова. Форму глагола устанавливаем по вопросу).

       -Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока  (Знакомство со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах).

Помни: вопрос – твой помощник!

Что  делает?                                                Что  делать?  

Что  сделает?                                               Что  сделать?

бросится                                                        броситься

     нравится                                                         нравиться

удивится                                                        удивиться

вернутся                                                         вернуться

- Могут  ли быть в одних и тех же словах разные написания? Что вы об этом думаете? (Ситуация «общей несостоятельности» класса).

- Существует еще один способ действия при определении правильного написания –тся и –ться в глаголах.

  1. Аукцион пословиц, содержащих слова на изучаемую орфограмму.

- Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.

Друзья (что делают?) познаются(3-е л.) в беде

Трус своей тени (что делает?) боится (3-е л.)

Всякий человек в деле (что делает?) познаётся(3-е л.)

У него дело из рук (что делает?) валится (3-е л.)

Несчастья (что делать?) бояться (неопр. ф.), так и счастья (что делать?) не видать(неопр. ф.)

Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учиться(неопр. ф.)

За всё (что делать?) браться (неопр. ф.) – ничего не сделать.

  1. Коллективная работа. Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч.  

  (Коммуникативные УУД,  планирование, постановка вопросов)

  (Познавательные УУД, логические,  выдвижение гипотез и их обоснование)

  • Проявлять стремление         стремиться - стремится

  • Испытывать волнение         волноваться - волнуется

  • Допускать ошибки                ошибаться - ошибается

  • Принять решение                 решиться - решится

  • Чувствовать радость        радоваться – радуется




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!