СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание суффиксов -чик-/-щик- имён существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель: создание условий для усвоения темы, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Задачи: формировать навык нахождения в тексте существительных с суффиксами –чик и –щик и правильного написания этих суффиксов, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать; способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, анализировать, формулировать свои мысли, высказывать их вслух.

Просмотр содержимого документа
«Правописание суффиксов -чик-/-щик- имён существительных»

Правописание суффиксов -чик-/-щик- имен существительных

Класс: 5


Цель: создание условий для усвоения темы, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Задачи: формировать навык нахождения в тексте существительных с суффиксами –чик и –щик и правильного написания этих суффиксов, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать; способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, анализировать, формулировать свои мысли, высказывать их вслух.


Планируемые результаты

Личностные результаты:

- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

личностные УУД (мотивация): умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

регулятивные УУД (планирование): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

коммуникативные УУД: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

познавательные УУД: осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Предметные результаты: применять на практике правило написания существительных с суффиксами –чик, -щик.


Содержание урока:

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.



II. Актуализация знаний:

1. Синтаксический разбор

Мастерство требует упорного труда.

2. Работа с классом

Блиц-опрос

1) поставьте ударение: бармен, вахтер, агент

2) запишите слово, в котором слышится мягкий звук з: сжать, резьба, резкий;

3) подберите синонимы к словам: невежа- грубиян, невежда- неуч (Паронимы)

3. А теперь повторим правописание некоторых орфограмм ( ¬пре/при; корни лаг /лож; не с существительными; и/ы после приставок на согласную)

1)преградить, преумный, прислушаться;

2) положить, прилагательное, изложение;

3)неправда, неряха, не горе, а счастье;

4)безымянный, сверхинтересный, предыстория;

III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание:


Ребята, вы ,наверное, слышали строчки из стихотворения В.Маяковского:

У меня растут года,

Будет мне семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

- Задумывались ли вы над вопросом: кем вам быть?

- А какие профессии вы знаете?

Молодцы, вы знаете много профессий.

Сегодня, я думаю, вы расширите свои знания о профессиях и пополните свой лексикон новыми словами.

Мы с вами поиграем в игру «Отгадай словечко». Я даю вам толкование слова, а вы мне называете само слово. Если вы правильно назовете его, оно появится на экране.

Ответы будем записывать в тетрадь.

Но сначала запишем число, а строчку для темы урока оставьте свободной, я надеюсь, вы сформулируете ее сами, но чуть позже.

  1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик.

  2. Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик.

  3. Рабочий, специалист по типографскому набору – наборщик.

  4. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик.

  5. Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик.

  6. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик.

Внимательно посмотрите на эти слова. Распределите их на два столбика.

- Чем вы будете руководствоваться?

- На что обратите внимание?

- Какие суффиксы можно выделить в этих словах?

- Действительно, это суффиксы –чик и -щик.

- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

- Правильно, тема нашего урока:

Правописание суффиксов существительных -чик и –щик

Запишем тему нашего урока в тетрадь.

-Над чем будем работать на уроке?

- Чему нужно будет научиться?

IV. Усвоение новых знаний:

1. Наблюдение

- Можно ли по произношению определить, какую букву ч или щ надо написать в суффиксе –чик, -щик?

- Может вы заметили какую-нибудь закономерность?

Проверим, правильно ли вы ответили.

2.Обратимся к учебнику, прочитаем правило на с.153 (параграф 52).

3. А сейчас расскажите правило друг другу.


4. А чтобы вы смогли лучше запомнить правило, я предложу вам «запоминалочку» и расскажу сказку.

В стране Грамматике, почти на окраине её обширных земель, жили-были два братца – суффиксы ЧИК и ЩИК.

Старший брат ЩИК был трудолюбивый6 рано вставал, одевался да за дело принимался. А млабший между тем в постельке лежал, потягивался, с боку на бок переваливался.

В городе, где они жили, народ был работящий, деловаой, и ЩИК с удовольствием им всем помогал. Мастера своё дело знали, но никак не могли обойтись без ЩИКа. Сами посудите, что ни мастер, так обязательно в конце у него ЩИК появляется: обойЩИК, закройЩИК, фонарЩИК. Вскоре работы стало так много, что братец ЩИК перестал с ней справляться. Тогда мастера решили заставить работать и второго брата – ЧИКа, но это было непросто: сам он трудиться не хотел. Вот к нему и приставили сторожей, которые работать его заставляли. Это были буквы Д-Т, З-С, Ж. С тех пор так и повелось: как только в слове появляются эти буквы, ЧИК принимается за работу. Сами смотрите: смазЧИК, грузЧИК, лётЧИК.

5. А теперь вместе со мной составим таблицу.



- чик-

-щик-

после д-т, з-с, ж

остальные случаи



Слова исключения: Брильянтщик, асфальтщик


Запоминалочка: Зося ждет- чик



Вывод: Формулируем правило о написании суффиксов –ЧИК и –ЩИК: «В суффиксах существительных – чик (- щик) после букв д,т,з,с,ж – пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ».

Молодцы, правило вывели, а теперь представьте это правило в виде схемы (работа в парах) Д, з, ж, т, с - -ЧИК; Д, з,ж,т,с - -ЩИК

Чтобы лучше запомнить буквы, выучите фразу «Я тоже здесь» Все согласные буквы из нашего правила.


V. Первичная проверка усвоения знаний:


1. Лексический диктант. Я буду говорить значение слова, а вы записывать само слово:

1.Тот, кто перебежал к врагу (перебежчик).

2.Рабочий, специалист по бетонным работам (бетонщик).

3.Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь (подносчик).

4.Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке (каменщик).

5.Рабочий по проходке горных выработок (проходчик).

6.Рабочий, специалист по типографскому набору (наборщик).

7.Работник, ведущий учет (учетчик).

8.Тот. кто делает съемку местности (съемщик)

9.Рабочий, занимающийся смазкой (смазчик).

10. Работник бани, обслуживающий посетителей (банщик)


2. Распределительный диктант  

После букв Д,Т, З,Ж, С

пишется буква Ч (-ЧИК)

В остальных случаях пишется буква Щ (-ЩИК)



Извоз…ик, обход…ик (путей), груз…ик, развед..ик, буфет…ик, экскаватор…ик, стуль…ик, перепис…ик, лёт…чик, рассказ…ик, камен…ик, арматур…ик, стакан…ик, свар…ик, забой…ик, переплё…ик, ракет…чик, перевод…чик, стеколь…щик, диван…ик, барабан…ик, прицеп…ик (вагонов), компьютерщик.

Все ли слова вы распределили? Почему эти слова не вошли в вашу таблицу? (в этих словах другое значение).

3. Лингвистическая сказка с творческим заданием. Сейчас, ребята, я хочу вам рассказать об этом суффиксе небольшую сказку.

Давным-давно жил-был суффикс Чик. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет Чик образовывал – ЛЕТЧИК, из слова ПЕРЕПЛЕТ – ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям.

Давайте запишем в тетради таблицу, которая тоже будет помогать вам при выборе в написании суффикса.

Суффикс -ЧИК

Уменьшительно-ласкательное значение

Значение лица, после букв Д.Т.З,С,Ж

фонтанчик

грузчик







А теперь придумайте каждый по 5 слов для каждого столбика и запишите их.

-чик-

Значение лица

Уменьшительное значение

грузчик

фонтанчик







  1. Коллективная работа с текстом.

Родина


Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия новых машин, танцев. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец - машинист и твой отец - чабан.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.

( По В. Пескову)

Бакенщик

Раньше, чтобы суда могли безопасно плавать, необходимо было обозначать опасные для них места- мели. подводные скалы. Для этого специальные люди бакенщики каждый вечер зажигали огоньки в бакенах- бочках, которые плавали там где опасно.

Эта профессия исчезла под натиском современных технологий. Сегодня весь рельеф дна можно увидеть на экране обычного смартфона, который есть практически у всех.


- Выразительно прочитайте текст.

- Определите основную мысль.

- Назовите собственные существительные.

- Найдите разносклоняемое существительное и разберите морфологически.

- Выпишите существительные, называющие людей по профессии.

- Найдите слова с такими морфемами из текста и продолжите своими примерами ( 2-3)

- ор-: конструкт-ор,….архитект-ор, директ-ор, инспект-ор;

- чик-/ -щик-: бакен-щик,…свар-щик, развед-чик, камен-щик;

-ист-; машин-ист,…пиан-ист, гитар-ист, трактор-ист)



VI. Рефлексия.


Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?

- Что нового узнали?

- От чего же зависит правописания букв «ч-щ» в суффиксах существительных?

- Какие задания выполнять было легко и интересно?

- Остались ли какие-то неясности?

 - Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?



VI. Информация о домашнем задании:

Напишите небольшое сочинение (5-8 предложений) «Репортаж с новостройки», используя слова с суффиксами –ЧИК- // - ЩИК-





















































































Распределительный диктант  

После букв Д,Т, З,Ж, С

пишется буква Ч (-ЧИК)

В остальных случаях пишется буква Щ (-ЩИК)



Извоз…ик, обход…ик (путей), груз…ик, развед..ик, буфет…ик, экскаватор…ик, стуль…ик, перепис…ик, лёт…чик, рассказ…ик, камен…ик, арматур…ик, стакан…ик, свар…ик, забой…ик, переплё…ик, ракет…чик, перевод…чик, стеколь…щик, диван…ик, барабан…ик, прицеп…ик (вагонов), компьютерщик.




Распределительный диктант  

После букв Д,Т, З,Ж, С

пишется буква Ч (-ЧИК)

В остальных случаях пишется буква Щ (-ЩИК)



Извоз…ик, обход…ик (путей), груз…ик, развед..ик, буфет…ик, экскаватор…ик, стуль…ик, перепис…ик, лёт…чик, рассказ…ик, камен…ик, арматур…ик, стакан…ик, свар…ик, забой…ик, переплё…ик, ракет…чик, перевод…чик, стеколь…щик, диван…ик, барабан…ик, прицеп…ик (вагонов), компьютерщик.




Распределительный диктант  

После букв Д,Т, З,Ж, С

пишется буква Ч (-ЧИК)

В остальных случаях пишется буква Щ (-ЩИК)



Извоз…ик, обход…ик (путей), груз…ик, развед..ик, буфет…ик, экскаватор…ик, стуль…ик, перепис…ик, лёт…чик, рассказ…ик, камен…ик, арматур…ик, стакан…ик, свар…ик, забой…ик, переплё…ик, ракет…чик, перевод…чик, стеколь…щик, диван…ик, барабан…ик, прицеп…ик (вагонов), компьютерщик.




Распределительный диктант  

После букв Д,Т, З,Ж, С

пишется буква Ч (-ЧИК)

В остальных случаях пишется буква Щ (-ЩИК)



Извоз…ик, обход…ик (путей), груз…ик, развед..ик, буфет…ик, экскаватор…ик, стуль…ик, перепис…ик, лёт…чик, рассказ…ик, камен…ик, арматур…ик, стакан…ик, свар…ик, забой…ик, переплё…ик, ракет…чик, перевод…чик, стеколь…щик, диван…ик, барабан…ик, прицеп…ик (вагонов), компьютерщик.


Распределительный диктант  

После букв Д,Т, З,Ж, С

пишется буква Ч (-ЧИК)

В остальных случаях пишется буква Щ (-ЩИК)



Извоз…ик, обход…ик (путей), груз…ик, развед..ик, буфет…ик, экскаватор…ик, стуль…ик, перепис…ик, лёт…чик, рассказ…ик, камен…ик, арматур…ик, стакан…ик, свар…ик, забой…ик, переплё…ик, ракет…чик, перевод…чик, стеколь…щик, диван…ик, барабан…ик, прицеп…ик (вагонов), компьютерщик.



  1. Коллективная работа с текстом.

Родина


Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия новых машин, танцев. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец - машинист и твой отец - чабан.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.

( По В. Пескову)





  1. Коллективная работа с текстом.

Родина


Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия новых машин, танцев. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец - машинист и твой отец - чабан.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.

( По В. Пескову)



  1. Коллективная работа с текстом.

Родина


Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия новых машин, танцев. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец - машинист и твой отец - чабан.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.

( По В. Пескову)

  1. Коллективная работа с текстом.

Родина


Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия новых машин, танцев. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец - машинист и твой отец - чабан.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.

( По В. Пескову)

  1. Коллективная работа с текстом.

Родина


Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия новых машин, танцев. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец - машинист и твой отец - чабан.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.

( По В. Пескову)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!