с. Кубринск
- научить сапоставлять и писать слова с разделительными ъ и ь знаками.
- способствовать развитию орфографической зоркости.
- формировать у детей интерес к русскому языку.
- способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, осознанию собственных достижений при освоении учебной темы.
- способствовать развитию коммуникативных навыков: умение общаться с одноклассниками и взрослыми, обосновывать собственную точку зрения, соглашаться с другой точки зрения.
- способствовать развитию умений принимать и сохранять учебную задачу, соотносить учебное действие с известным правилом.
- содействовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
-словари (толковый словарь Д. Ушакова, толковый словарь В. Даля, С. Ожегова)
№п/п | Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1 | Организационный момент Психологический настрой | -Здравствуйте ребята, учителя -Ребята поздоровайтесь с гостями -Проверьте, как организованно ваше рабочее место -Начинается урок, он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, учитесь тайны открывать чтоб за работу на уроке получить оценку «5» -Всего вам доброго, мирного, ясного. Всего вам светлого и прекрасного | -здороваются Дети настраиваются на урок |
2 | Проверка домашнего задания | -Дома вы составляли кроссворд, используя слова с разделительным ь знаком. Поменяйтесь кроссвордами и попробуйте разгадать. Цель: Нацелить детей на работу над грамотностью письма | Кроссворды разгадываются детьми Работа в парах. |
3 | Орфографическая минутка | Устно: Мы живем в родной стране, Пишем на родном языке. И Писать с ошибками стыдно. Учитель: Какие знания необходимы для правильного написания? Учитель: Раскройте скобки На доске:(по) бежать (по) снегу, (до) слушать (до) конца, (с)ъезжать (с) квартиры. Учитель:Итак, как пишутся глаголы? Цель: Повысить скорость письма, правильность соединений. Отследить качество соединений. -Запишем число, классная работа | У учащихся идем осознание процесса обучения. Учащиеся объясняют, почему у глаголов есть приставки, но нет предлогов, что имена существительные с предлогами пишутся отдельно Запись числа, классной работы |
4 | Минутка чистописания | Учитель: цель нашей минутки чистописания: -тренируемся в скорости письма, правильности соединений -Какую тему мы начали изучать вчера? (правописание разделительного ъ) -перед какими гласными пишется Ъ? (е,ё,ю,я). Цель: Ввести детей в тему урока, закрепить имеющиеся знания. Учитель: Посмотрите внимательно, на слова на доске: Вор…бьи, к…ньки, ф…нарь, ябл…нька, безд…рожье, с…бачья. -Какая буква пропущена в словах? -Что нужно сделать чтобы не ошибиться в написании этих слов? -На какие 2 группы можно разделить эти слова? | Запись соединений с разделительным Ъ: ЪЪ,Ъе,Ъё,Ъю,Ъя, сЪя, тЪё, дЪю, зЪя. -Въезд, подъезд, объявление Учащиеся: -запомнить -классификация слов по самостоятельно найденным основаниям. Слова с Ь – показатель мягкости согласных звуков и разделительный Ь. |
5 | Определение цели деятельности на уроке | -Запишите эти слова в 2 столбика, 1 столбик мягкий знак- показатель мягкости согласного звука 2 столбик разделительный Ъ знак. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, мягкий знак и разделительный Ь знак. -Сравните с доской: -Воробьи для всех: Антоним слова спуск? В какой столбик запишем это слово? -Что это такое? «Отдам котят в хорошие руки!» В какой столбик запишем это слово? - Запишем в 3 столбик. Учитель: попробуйте сформировать тему урока и цели нашей работы. Цель: разграничить отличительные признаки написания слов с разделительным ъ и ь знаками. На доске: (в`йунок) (в`й`эхал) вьюнок въехал Учитель: прочитайте транскрипции Й-етирован. (й`) после согласных Учитель: на что обратили внимание? Учитель: что из этого следует-нужно писать ъ знак. -В русском языке 2 разделительных знака Ъ и разделительный Ь. -Когда же пишется разделительный Ь? -Когда пишется Ъ? -Мы подтвердили тему нашего урока! -Сложность этой орфограммы, что мало услышать звук (й`) после согласного и понять, что нужно писать разделительный знак -Нужно еще правильно выбирать какой разделительный Ь или разделительный Ъ. | - у доски 2 ученика 1: фонарь, коньки, яблонька 2: воробьи, бездорожье, собачья. -подЪем - объявление -эти слова пишем в 3 столбик, т.к., разделительный Ъ знак. -Учащиеся Наша цель выделить сходство и отличительные признаки этих знаков в словах, научиться писать слова с ь и ъ бед ошибок. - разделительный Ь знак пишется в корне слова после согласного перед гласными – е, ё, ю, я, и - разделительный Ъ знак пишется после приставки, оканчивающиеся на согласный перед е, ё, ю,я. Правописание слов с разделительным Ъ и разделительным Ь |
6 | Применение знаний алгоритм- | Работа с карточками. Выставить разделительный Ъ и разделительный Ь знаки. В…юга Под…ем П…еса С…ела Сем…я Об…явил Руж…е Раз…езд Руч…ь Под…юбник Учитель: Чем отличаются слова? В какой части слова пишется разделительный Ъ и разделительный Ь знаки? -Выделим корень -Перед какими гласными буквами (схема)? Учитель: Где пишется Ъ? - выделим приставки -На что оканчивается приставка? -С какой буквы начинается корень? Учитель: Какой вывод можно сделать? Учитель:Вы совершенно правильно сделали выводыи сами сформировали правило, используя схемы. Физкульт-минутка Учитель: -Руки подняли и покачали – Это ветер в лесу -Руки согнули, кисти стряхнули - ветер сбивает росу -В сторону руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят -Как они сядут тихо покажем – Руки сложили назад. Учитель: Перед нами словосочетания: Раз…яснил задачу, дверь под…езда, л…ют дожди, дорога в об…езд, яркое об…явление. -Списать словосочетания, вставить пропущенную букву, обозначить орфограмму -Рассуждаем вслух: -Есть ли в этом слове приставка? -На какую букву она оканчивается -С какой буквы начинается корень? -С каким разделительном знаком будем писать это слово? Учащиеся работают самостоятельно, потом сверяют с доской, по одному выходят, вставляют пропущенный знак. | Работа в парах - в корне -перед гласными е, ё, ю, я, и. -разделительный Ъ знак пишется после приставки -на согласные - е, ё, ю, я (схема) -ответ учащихся Вывод: -разделительный Ь знак пишется в корне, после согласного перед гласными е, ё, ю, я, и. - разделительный Ъ знак пишется после приставок оканчивающиеся на согласный, перед гласными е, ё, ю, я. Применение полученных знаний в деятельности |
7 | Закрепление | Цель: Научить детей составлять предложения, находить главных членов и давать характеристику предложениям. Составление предложения из рассыпанных слов, находим главные члены предложения: варенье. всё, Воробьева, съела, Дарья Цель: Подвести итог урока, обобщить знания по теме. Учитель: Подведем итог Чему мы научились? Учитель: сейчас разобьемся на 2 команды девочки и мальчики(каждой команде по карточке) Учитель: вставить пропущенные разделительные знаки: С…ела В…юга Под…езд Под…ем Руж…е Сем…я В…юга Об…явил Поезд Руч…и | Применение полученных знаний в деятельности. Учащиеся: Дарья Воробьева съела всё варенье. (повествовательны, невосклицательное) Учащиеся из каждой команды рассказать, какую орфограмму вставили. |
8 | Закрепление | Учитель: Удалось ли решить поставленные цели, мы сейчас узнаем, выполнив кроссворд ГОТОВЫ? Я диктую слова, а вы пищите только разделительные знаки. «Не путай нас, пиши, что надо. Оценка будет вам наградой». -обезьяна, подъем, подъезд, съедобный, варенье - листья, въезд, хлопья, печенье, счастье -семья, объезд, объем, объявление, бельё - копье, ружье, воробьи, съела, ручьи, - предъюбилейный, отъехать, съезд, Илья Ь | Ъ | Ъ | Ъ | Ь | Ь | Ъ | Ь | Ь | Ь | Ь | Ъ | Ъ | Ъ | Ь | Ь | Ь | Ь | Ъ | Ь | Ь | Ъ | Ъ | Ъ | Ь | | |
9 | Домашнее задание | Учитель:Необходимый уровень Найдите в словарях и запишите в тетрадь слова с разделительным Ъ и Ь знаками по 5 слов, обозначьте орфограмму или запишите 3 пословицы, где есть слова на изученную тему? | Запись домашнего задания в дневник. |
10 | Выставление отметок | Цель:Дать аргументированную оценку работе учащихся, комментированное выставление оценок. | |