СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление навыков правописания слов с разделительным мягким и твердым знаками.

Просмотр содержимого документа
««Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Кубринская средняя школа











Открытый урок русского языка по теме:

«Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками»











для учащихся 2 класса













Составитель:

Гаврилова Марина Александровна

учитель начальных классов





с. Кубринск

2022

Тема: «Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками».

Цель урока: закрепление навыков правописания слов с разделительными ъ и ь знаками.

Задачи урока:

образовательные:

- научить сапоставлять и писать слова с разделительными ъ и ь знаками.

развивающие:

- учить видеть проблему, исследовать и добиваться ее разрешения;

- учить формировать и сохранять учебную задачу;

- способствовать развитию орфографической зоркости.

воспитательные:

- формировать у детей интерес к русскому языку.

личностные:

- способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, осознанию собственных достижений при освоении учебной темы.

Метапредметные:

коммуникативные:

- способствовать развитию коммуникативных навыков: умение общаться с одноклассниками и взрослыми, обосновывать собственную точку зрения, соглашаться с другой точки зрения.

регулятивные:

- способствовать развитию умений принимать и сохранять учебную задачу, соотносить учебное действие с известным правилом.

познавательные:

- содействовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Оборудование:

-презентация (ноутбук, интерактивная доска)

-карточки с заданиями

-словари (толковый словарь Д. Ушакова, толковый словарь В. Даля, С. Ожегова)

Цель: проверить готовность к уроку, психологически настроить учеников.

п/п

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1

Организационный момент

Психологический настрой

-Здравствуйте ребята, учителя

-Ребята поздоровайтесь с гостями

-Проверьте, как организованно ваше рабочее место

-Начинается урок, он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, учитесь тайны открывать чтоб за работу на уроке получить оценку «5»

-Всего вам доброго, мирного, ясного. Всего вам светлого и прекрасного

-здороваются

Дети настраиваются на урок

2

Проверка домашнего задания

-Дома вы составляли кроссворд, используя слова с разделительным ь знаком. Поменяйтесь кроссвордами и попробуйте разгадать.

Цель: Нацелить детей на работу над грамотностью письма

Кроссворды разгадываются детьми

Работа в парах.


3

Орфографическая минутка

Устно: Мы живем в родной стране,

Пишем на родном языке. И Писать с ошибками стыдно.

Учитель: Какие знания необходимы для правильного написания?

Учитель: Раскройте скобки

На доске:(по) бежать (по) снегу, (до) слушать (до) конца, (с)ъезжать (с) квартиры.

Учитель:Итак, как пишутся глаголы?

Цель: Повысить скорость письма, правильность соединений. Отследить качество соединений.

-Запишем число, классная работа

У учащихся идем осознание процесса обучения.

Учащиеся объясняют, почему у глаголов есть приставки, но нет предлогов, что имена существительные с предлогами пишутся отдельно

Запись числа, классной работы

4

Минутка чистописания

Учитель: цель нашей минутки чистописания:

-тренируемся в скорости письма, правильности соединений

-Какую тему мы начали изучать вчера? (правописание разделительного ъ)

-перед какими гласными пишется Ъ? (е,ё,ю,я).

Цель: Ввести детей в тему урока, закрепить имеющиеся знания.

Учитель: Посмотрите внимательно, на слова на доске:

Вор…бьи, к…ньки, ф…нарь, ябл…нька, безд…рожье, с…бачья.

-Какая буква пропущена в словах?

-Что нужно сделать чтобы не ошибиться в написании этих слов?

-На какие 2 группы можно разделить эти слова?

Запись соединений с разделительным Ъ: ЪЪ,Ъе,Ъё,Ъю,Ъя, сЪя, тЪё, дЪю, зЪя.

-Въезд, подъезд, объявление


Учащиеся:

-запомнить

-классификация слов по самостоятельно найденным основаниям.

Слова с Ь – показатель мягкости согласных звуков и разделительный Ь.


5

Определение цели деятельности на уроке

-Запишите эти слова в 2 столбика, 1 столбик мягкий знак- показатель мягкости согласного звука

2 столбик разделительный Ъ знак.

Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, мягкий знак и разделительный Ь знак.

-Сравните с доской:




-Воробьи для всех:

Антоним слова спуск?

В какой столбик запишем это слово?

-Что это такое? «Отдам котят в хорошие руки!»

В какой столбик запишем это слово?

- Запишем в 3 столбик.



Учитель: попробуйте сформировать тему урока и цели нашей работы.








Цель: разграничить отличительные признаки написания слов с разделительным ъ и ь знаками.

На доске:

(в`йунок) (в`й`эхал)

вьюнок въехал

Учитель: прочитайте транскрипции Й-етирован. (й`) после согласных

Учитель: на что обратили внимание?

Учитель: что из этого следует-нужно писать ъ знак.


-В русском языке 2 разделительных знака Ъ и разделительный Ь.


-Когда же пишется разделительный Ь?




-Когда пишется Ъ?






-Мы подтвердили тему нашего урока!





-Сложность этой орфограммы, что мало услышать звук (й`) после согласного и понять, что нужно писать разделительный знак

-Нужно еще правильно выбирать какой разделительный Ь или разделительный Ъ.

- у доски 2 ученика









1: фонарь, коньки, яблонька

2: воробьи, бездорожье, собачья.

-подЪем



- объявление


-эти слова пишем в 3 столбик, т.к., разделительный Ъ знак.


-Учащиеся

Наша цель выделить сходство и отличительные признаки этих знаков в словах, научиться писать слова с ь и ъ бед ошибок.




















- разделительный Ь знак пишется в корне слова после согласного перед гласными – е, ё, ю, я, и

- разделительный Ъ знак пишется после приставки, оканчивающиеся на согласный перед е, ё, ю,я.

Правописание слов с разделительным Ъ и разделительным Ь

6

Применение знаний


































































алгоритм-

Работа с карточками.

Выставить разделительный Ъ и разделительный Ь знаки.

В…юга Под…ем

П…еса С…ела

Сем…я Об…явил

Руж…е Раз…езд

Руч…ь Под…юбник

Учитель:

Чем отличаются слова? В какой части слова пишется разделительный Ъ и разделительный Ь знаки?

-Выделим корень

-Перед какими гласными буквами (схема)?

Учитель: Где пишется Ъ?

- выделим приставки


-На что оканчивается приставка?

-С какой буквы начинается корень?

Учитель: Какой вывод можно сделать?














Учитель:Вы совершенно правильно сделали выводыи сами сформировали правило, используя схемы.


Физкульт-минутка

Учитель:

-Руки подняли и покачали – Это ветер в лесу

-Руки согнули, кисти стряхнули - ветер сбивает росу

-В сторону руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят

-Как они сядут тихо покажем – Руки сложили назад.


Учитель: Перед нами словосочетания:

Раз…яснил задачу, дверь под…езда, л…ют дожди, дорога в об…езд, яркое об…явление.


-Списать словосочетания, вставить пропущенную букву, обозначить орфограмму

-Рассуждаем вслух:

-Есть ли в этом слове приставка?

-На какую букву она оканчивается

-С какой буквы начинается корень?

-С каким разделительном знаком будем писать это слово?


Учащиеся работают самостоятельно, потом сверяют с доской, по одному выходят, вставляют пропущенный знак.

Работа в парах












- в корне



-перед гласными е, ё, ю, я, и.

-разделительный Ъ знак пишется после приставки

-на согласные


- е, ё, ю, я (схема)


-ответ учащихся

Вывод:

-разделительный Ь знак пишется в корне, после согласного перед гласными е, ё, ю, я, и.

- разделительный Ъ знак пишется после приставок оканчивающиеся на согласный, перед гласными е, ё, ю, я.






















Применение полученных знаний в деятельности

7

Закрепление

Цель: Научить детей составлять предложения, находить главных членов и давать характеристику предложениям.

Составление предложения из рассыпанных слов, находим главные члены предложения:

варенье. всё, Воробьева, съела, Дарья


Цель: Подвести итог урока, обобщить знания по теме.

Учитель: Подведем итог

Чему мы научились?

Учитель: сейчас разобьемся на 2 команды девочки и мальчики(каждой команде по карточке)

Учитель: вставить пропущенные разделительные знаки:

С…ела В…юга

Под…езд Под…ем

Руж…е Сем…я

В…юга Об…явил

Поезд Руч…и


Применение полученных знаний в деятельности.

Учащиеся:

Дарья Воробьева съела всё варенье.

(повествовательны,

невосклицательное)















Учащиеся из каждой команды рассказать, какую орфограмму вставили.

8

Закрепление

Учитель: Удалось ли решить поставленные цели, мы сейчас узнаем, выполнив кроссворд

ГОТОВЫ?

Я диктую слова, а вы пищите только разделительные знаки.

«Не путай нас, пиши, что надо. Оценка будет вам наградой».

-обезьяна, подъем, подъезд, съедобный, варенье

- листья, въезд, хлопья, печенье, счастье

-семья, объезд, объем, объявление, бельё

- копье, ружье, воробьи, съела, ручьи,

- предъюбилейный, отъехать, съезд, Илья

Ь

Ъ

Ъ

Ъ

Ь

Ь

Ъ

Ь

Ь

Ь

Ь

Ъ

Ъ

Ъ

Ь

Ь

Ь

Ь

Ъ

Ь

Ь

Ъ

Ъ

Ъ

Ь



9

Домашнее задание

Учитель:Необходимый уровень

Найдите в словарях и запишите в тетрадь слова с разделительным Ъ и Ь знаками по 5 слов, обозначьте орфограмму или запишите 3 пословицы, где есть слова на изученную тему?

Запись домашнего задания в дневник.

10

Выставление отметок

Цель:Дать аргументированную оценку работе учащихся, комментированное выставление оценок.


















ПРИЛОЖЕНИЯ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!