СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правописание О, Е после шипящих в суффиксах имен прилагательных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Правописание О, Е после шипящих в суффиксах имен прилагательных»

Цель: создание условий для формирования знаний у обучающихся о правописании О, Е в суффиксах имен прилагательных после шипящих.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить применять правило о написании о, е после шипящих в суффиксах имен прилагательных.

2. Наблюдать за ролью суффиксов в образовании новых слов.

Воспитательные:

1. Развивать коммуникативные навыки обучающихся..

Развивающие:

1. Развивать устную речь, мышление, память, внимание обучающихся.

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Просмотр содержимого документа
««Правописание О, Е после шипящих в суффиксах имен прилагательных»»

Русский язык

«Правописание О, Е после шипящих в суффиксах имен прилагательных»

Цель: создание условий для формирования знаний у обучающихся о правописании О, Е в суффиксах имен прилагательных после шипящих.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить применять правило о написании о, е после шипящих в суффиксах имен прилагательных.

2. Наблюдать за ролью суффиксов в образовании новых слов.

Воспитательные:

1. Развивать коммуникативные навыки обучающихся..

Развивающие:

1. Развивать устную речь, мышление, память, внимание обучающихся.

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Ход урока

Мотивационный момент

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

- Что такое имя прилагательное?

- Как изменяются имена прилагательные? (по родам, числам, падежам)

- Как определить падеж имени прилагательного?

- Падеж имени прилагательного определяют по  падежу существительного, от которого оно зависит.

- Как проверить окончание у прилагательных? (задать вопрос, окончание вопроса будет совпадать с окончанием прилагательного; подобрать прилагательное с таким же ударным окончанием)

- Каким членом предложения чаще всего бывают имена прилагательные? (определением, сказуемым)

- Назовите шипящие согласные звуки? (Ж, Ш, Щ, Ч)

- Вспомним, правило. Как проверить безударный гласный?

Постановка учебной задачи

 - Ребята, как вы думаете, одинаково или по-разному следует писать слова грошовый, дешевый, грушевый?  

- С какой трудностью столкнулись?

- Какую цель урока поставим?

Учебное действие

- Обратите внимание на доску. Здесь записан план, но к сожалению часть его стерлась, давайте дополним его.

- Словами подсказками будут: «вещЕвой», «печенка»(печень),«моржовый»

- 1.Прочитайте слово, поставь ударение.

2. Определите, в какой части слова пропущена орфограмма, выделите эту часть слова.

- Если орфограмма находится в корне - подбери проверочное слово.

- Если орфограмма находится в суффиксе и на нее не падает ударение – то пиши е.

- Если орфограмма находится в суффиксе и на нее падает ударение – то пиши о.

- Вернемся к нашим словам, какие гласные мы вставим?

- Откройте учебник на странице 87. Выполним у доски упражнение 88. От основ данных существительных с помощью суффиксов -ов-/-ев- образуй и запиши прилагательные. Поставь в них знак ударения. Подчеркни буквы беглых гласных в корне или суффиксе там, где они есть.

Свинец, кумач, парча, ситец, песец, грош, камыш, груша, плюш, вещь, биржа, дворец.

Образец: свинец — свинцовый, …

Свинец — свинцóвый, кумач — кумачóвый, парча — парчóвый, ситец — си́тцевый, песец — песцóвый, грош — грошóвый, камыш — камышóвый, груша — грýшевый, плюш — плю́шевый, вещь — вещевóй, биржа — биржевóй, дворец — дворцóвый.

- Прочтем еще раз вывод на странице 88.

- В прилагательных, образованных от основ существительных, оканчивающихся на шипящие и Ц, под ударением пишется суффикс -ОВ-, а без ударения – суффикс -ЕВ-.

- Прочтем высказывание под выводом.

- От основ каких частей речи образовались эти прилагательные? (сущ и глагол)

- Лимонный (лимон) сок, осенний (осень) день, казачий (казак) полк, учёный (учить) кот, сторожевой (сторожить) пёс,

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

89. Запиши прилагательные из словосочетаний в два столбика:
1) прилагательные, которые родились прилагательными;
2) прилагательные, которые образованы от основ существительных.
Рядом с прилагательными из 2-й группы напиши в скобках существительные, от основ которых они образованы. Выдели у прилагательных из этой группы суффикс. Подчеркни чередования согласных в корнях слов, видимые на письме.

лохматый пёс             ват-ный (вата) тампон
хороший человек       огуреч-ный (огурец) рассол
весёлый щенок          аптечный (аптека) киоск
мокрый паркет           песочные (песок) часы
тусклый свет              черничное (черника) варенье
тёплый воздух            табачный (табак) дым
сладкое яблоко          кулачный (кулак) бой
горький перец            капустный (капуста) салат

- Все прилагательные из второго столбика образованы от основ существительных с помощью суффикса «-н-».

Самостоятельная работа

- Самостоятельно с помощью суффикса «-н-» образуйте прилагательные от основ существительных звезда, победа, гриб, лимонад, клубника: звездный, победный, грибной, лимонадный, клубничный.

- Выполните упражнение 90. Открой Обратный словарь на -А, на -на. Запиши в столбик все слова. От основ этих слов с помощью суффикса -н- письменно образуй прилагательные и разбери их по составу. Устно объясни, почему в прилагательных пишется две буквы Н.

смена — сменн[ый]
пена — пенн[ый]
цена — ценн[ый]
длина — длинн[ый]
былина — былинн[ый]
мина — минн[ый]
картина — картинн[ый]
луна — лунн[ый]
струна — струнн[ый]

Устно дети обосновывают написание двух букв НН в этих словах: одна из них относится к корню слова, другая является суффиксом.

- Выполним упражение 91. Из первых двух строчек выпиши прилагательные, образованные от основ существительных. Разбери их по составу.

- Снег-ов[ое], лимон-н[ый], лун-н[ый].

Запиши существительные из третьей строчки в начальной форме. Укажи цифрой их склонение. Выдели корни и окончания. Образуй письменно от основ этих слов прилагательные с помощью суффикса -н-. Сердце (II скл.) – сердечный, боль (III скл.) – больной.

Рефлексия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!