СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание гласных в чередующихся корнях

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к заданию 9 

Просмотр содержимого документа
«Правописание гласных в чередующихся корнях»

Закревская Н.А. учитель русского языка и литературы МАОУ СШ 45 ПКГО


Чередующиеся корни





РАСТ/РАЩ


РОС


зависят от последних согласных; если корень заканчивается на -ст/щ, то пишем «а»

Растение, выращенный, прорасти

если корень заканчивается на -с, то пишем «о»


Пророс, росли, поросль


ИСКЛ.: отрасль, росток, на вырост, вырост, подросток, Ростов, Ростислав, ростовщик

ЛАГ

ЛОЖ

Написание зависит от суффикса -А-

Предполагать

Нет суффикса -А-, пишем ЛОЖ

Предположение

Искл.: пОлог

КАС


КОС


(слова со значением «дотрагиваться, прикасаться)

Написание зависит от суффикса -А-

касАться, касАтельная

Нет суффикса -А-, пишем КОС

Прикосновение

(не относятся к чередованию слова «косить», «коса», «косой» и т.д.)

БИР (ТИР, ПИР, ДИР, МИР, ЖИГ, БЛИСТ, СТИЛ, ЧИТ)

Если за корнем есть суффикс -А-, то пишется буква -И- в корне:

блистАть, собирАть, запирАть, застилАть, отдирАть, вычитАть, перетирАть, зажигАть, умирАть


(к чередованию нельзя относить слова: пировать, спираль, примирение, примерить)

БЕР (ТЕР, ПЕР, ДЕР, МЕР, ЖЕЧ, БЛЕСТ, СТЕЛ, ЧЕТ)

Пишем -Е- в корне, так как нет суффикса -А-

Блестеть, заберёт, отпереть, постелить, отдерёт, вычет, затереть, прижечь, замереть

ИСКЛ.: сочетание (сочетать)

РАВН

Написание определяется значением «равный, одинаковый, одного уровня»:

Равенство, уравнять, равный


РОВН

Написание определяется значением «гладкая, ровная поверхность»:

Ровный, выровнять

ИСКЛ.: уровень, равнина, равняйсь, поровну, ровесник

МАК

Написание определяется значением «погружать, опускать в жидкость»:

Макать перо в чернила, макать сухарик в чай

МОК

Написание определяется значением «пропускать жидкость»:

Вымокнуть, промокать, непромокаемый

КЛАН

Написание зависит от ударения. Букву «А» можно писать только в ударной позиции:

клАняться

КЛОН

«О» пишется в безударной позиции, а также под ударением:

поклон

наклониться

ГАР

Написание зависит от ударения; под ударением пишется «А»:

загАр

Искл.: выгарки, изгарь, пригарь

ГОР

«О» пишется в безударной позиции: загореть, пригорать

НЕЛЬЗЯ относить к чередованию слова: гористый, горы, горный, горе, горевать и т.д.

ЗАР

Написание зависит от ударения; под ударением пишется «О»:

зарЯ

зарнИца

зарянка

ЗОР

«О» пишется под ударением: зОри, зОренька.

ИСКЛ.: зоревать, зарево

ТВАР

Написание зависит от ударения; «А» пишется только под ударением (осталось 2 слова с таким корнем: тварь и утварь)

ТВОР

О пишется без ударения и под ударением:

Творчество, творец, творить

ПЛАВ

Пишется во всех словах, кроме «пловец», «пловчиха», «пловцы»: поплавок, плавать

Также к данному чередованию относятся слова «плывун», «плыть» и т.д.

ПЛОВ

Пишется в словах

«пловец», «пловчиха», «пловцы»

СКАК

Написание зависит от согласной, на которую заканчивается корень: если он заканчивается на букву «К», то пишется гласная «А»:

Скакать, прискакать

СКОЧ

Если корень заканчивается на букву «Ч», то пишется гласная «О»:

Выскочить

ИСКЛ.: скачок, скачи, скачем, скачешь и т.д.

ИН/ИМ

Написание зависит от суффикса «А»:

понимАть

занимАть

выжимАть


А/Я

При отсутствии суффикса «А»: понять

занять

выжать


Также к чередованию отнесём следующие слова: помнить, память, внимательный, внять




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!