СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе" урок русского языка в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе" урок русского языка в 4 классе, "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«"Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе" урок русского языка в 4 классе»

Урок русского языка (УМК «Школа России»)

Класс: 4 «А»

Учитель: Синюкова Татьяна Николаевна

Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах в единственном числе.

Тип урока: урок обобщения знаний

Цель: совершенствовать навык проверки безударных падежных окончаний имен существительных

Задачи:

  • обучающие: отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных; сравнить ударные и безударные окончания существительных одного и того же склонения; пользоваться вспомогательным способом проверки безударных окончаний (подбор слова-помощника) с помощью проектной деятельности обучающихся, обогащать словарный запас детей; 

  • развивающие: развивать умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, формулирование выводов; развивать навыки исследовательской работы; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, речь детей;

  • воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; способствовать воспитанию таких качеств личности, как воля, умение преодолевать трудности в учении; воспитывать аккуратность, самостоятельность, любознательность, доброжелательность, готовность к взаимовыручке.

Планируемые результаты:

Предметные: закрепить полученные знания детей по изученной теме; умение   безошибочно писать безударные окончаниях имён существительных, объяснять правописание данной орфограммы.

Метапредметные:

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие с поставленной задачей, контролировать и оценивать свои действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать) устанавливать аналогии, обобщать, учить выделять существенные признаки.

Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной и индивидуальной работе, уметь выполнять взаимопроверку, формировать своё мнение; уметь выполнять работу в паре, в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками, развивать самостоятельность, внимание, умение наблюдать и делать выводы, формировать интерес к учебной деятельности, понимание роли русского языка в жизни человека.


Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД


1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности




Прозвенел уже звонок

начинаем наш урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.


Я желаю вам удачи!

За работу, в добрый час!

Слушают, настраиваются на предстоящую работу







Проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии







































































-Чтобы определить тему урока вам поможет игра.

Давайте поиграем в игру “Закончи предложение”.

Итак, начинаем! 
1. Изменяемая часть слова … (окончание)

2. Часть речи, обозначающая предмет … (существительное) 
3. Имена существительные бывают… (одушевлённые и неодушевлённые,
ж.р., м.р., с.р., 1,2,3 склонения).
4. Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам) 
5. Сколько падежей в русском языке? … (шесть) 
Молодцы! Справились с заданием!


- Сформулируйте тему урока
Тема: «Правописание падежных окончаний имён существительных» (Слайд 2)

- Поставьте от данной темы цели – какая у нас цель урока?


- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

1.Минутка чистописания Мм мо мя мл

Морской, моряк, морячок. (Слайд 3)

­ Разберите слово морской по составу.

­ Составьте предложение со словом моряк по схеме: (Слайд 4,5)

Кто? что сделал? в какое? куда?

Разберите предложение: укажите главные и второстепенные члены, определите части речи. (Моряк отправился в дальнее плавание.)

2. Словарная работа (Слайд 6)

­ Морское судно (корабль)

­ Моряки часто желают друг другу попутного… (ветер)

­ Главный на корабле (капитан).

­ Вспомните словарное слово-синоним к слову капитан (командир).

Проверьте себя!

-Как вы думаете, почему наша минутка чистописания и словарная работа связана с морской тематикой?

- Сегодня мы отправимся в плавание по островам Океана Знаний, а точнее, наш корабль попадёт в море Имени Существительного. ( Слайд 7)


Карта (Слайд 8)

Вы побываете на Острове Коварной Ошибки, сразитесь с пиратами на Острове Безграмотландия, вспомните окончания имён существительных на Острове Падежных Окончаний.

Но прежде, чем отправимся в путешествие, давайте вспомним:

-Какой праздник отмечают 19 декабря ? (Слайд 9)

- А что вы знаете из жизни Святителя Николая?

- И, конечно, поможет Вам- путешественникам по Океану Знаний.


- А вы должны на уроке постараться показать, как много знаете и умеете. Я желаю вам получить много хороших отметок, а самое главное – получить орден от Королевы Знаний.

Мы отправляемся в путешествие на корабле. А на каждом корабле должен быть капитан. А нашим капитаном будет…командир…


Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и цель урок, принимают учебную задачу



















На уроке закрепим умение проверять падежные окончания имен существительных.

Цель: закрепить знания о способе проверки безударной гласной в окончании слов.


Записывают число и классная работа.

Работа с однокоренными словами, составление предложения и разборы №2,№4.







Отгадывают словарные слова.








Ответы детей















Отмечает День Святителя Николая Чудотворца.

Почти семнадцать веков прошло с тех пор, как на земле жил святитель и угодник Божий Николай, великий чудотворец, которого прославляет весь христианский мир за его веру, праведную жизнь и чудеса.

Он считается покровителем путешественников, мореплавателей и, конечно, детей.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися.

Познавательные:

- умение извлекать информацию из услышанного и увиденного, делать выводы.
Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные:

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;







3. Локализация индивидуальных затруднений


 





Мы с вами попали на Остров Коварной Ошибки. (Слайд 10)

Вернёмся к словам, записанным на минутке чистописания. Я предлагаю вам исследовать: можно ли здесь проверить написание безударной гласной в корне слова? Как? (Проверяем безударную гласную). Проверьте.

­ А если безударная гласная будет в окончании? Мы можем проверить безударную гласную в окончании?

(Слайд 11)

Самостоятельная работа (Слайд 12)

Упр .239 с.127







Комментируют. Слушают, высказывают своё мнение

Вспоминают способы проверки безударных падежных окончаний.


Выбирают из упражнения 3 словосочетания , в которых существительные 1, 2, и 3 скл.




Регулятивные:

-целеполагание; умение высказывать свое предположение, формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные:

- построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

 4. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений

















Остров пиратов Безграмотландия (Слайд 14)

Мы приближаемся ещё к одному острову. Посмотрите, кто нас встречает! Это же пираты! Их остров называется Безграмотландия. Здесь живут все те, кто пишет с ошибками. Пираты забирают к себе в плен всех, кто безграмотный. Давайте докажем, что мы хорошо знаем падежные окончания имён существительных.

Повторение правил работы в парах.

Работа по карточкам. (Слайд 15,16,17)

­ Вспомните, как проверить правописание безударных падежных окончаний существительных?

Допиши окончание, укажи склонение, падеж существительных.

1.Корабль стоял в Севастопол… На корабл… всё было отлажено. В половин… третьего ноч… выходим в Чёрное мор… За бортом мигает буй – одинокий солдат на границ… бухты и

мор…

Проверка (Слайд 18)

Комментируют схемы

Слушают, высказывают своё мнение.













Определить падеж, склонение, вспомнить окончание




Ученики самостоятельно выполняют задания на карточках.



Регулятивные:

- ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Физминутка


Учитель предлагает отдохнуть и выполнить зарядку.


Выполняют физминутку.

Коммуникативные:

-адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.

5. Реализация построенного проекта

4-5 мин













Остров падежных окончаний (Слайд 19)

­ Существует ещё один способ проверки падежных окончаний.

Мини-проекты учащихся.

( 2 ученика)

Окончания можно проверить по слову-помощнику.

В результате нашей работы мы подобрали

проверочные слова для каждого склонения



(памятка для всех ребят)

3.Работа со словарём фразеологизмов в учебнике.



Капитан:

-Как вы понимаете: что такое слово помощник? (слово, которое поможет быстро определить падежное окончание)


- Почему именно эти слова выбраны помощниками для определения безударных окончаний имен существительных? (имеют ударное окончание во всех падежах)



Комментируют схемы

Слушают, высказывают своё мнение


Регулятивные:

- выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;


6. Обобщение затруднений














По этим словам, можно проверить написание любого существительного. Проверим этими словами падежные окончания имен существительных.

ВЫВОД: 1.В одном и том же падеже у существительных одного и того же типа склонения ударные и безударные окончания пишутся одинаково.

2. Правописание безударного падежного окончания существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же типа склонения.







Выводят правило по информации из таблиц.


Регулятивные:

-постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;

- выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

-построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формулируют проблему, самостоятельно находят способы ее решения.

Коммуникативные:

- владение монологической и диалогической формами речи.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Интеллектуальный тренинг.

Проверка падежных окончаний существительных

(Слайд 20, 21, 22)







Учащиеся в группах выполняют задания, а затем контролируют себя по эталону.

Выполняют самооценку выполненной работы.



1. Ставлю существительное в начальную форму.

2. Определяю склонение.

3. Определяю падеж.

4. Подбираю слово-помощник и ставлю в тот же падеж, проверяю окончание существительного (1скл.- рука, 2скл.- плечо, 3скл.- грудь)




Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- формулировать познавательную цель отдельного задания.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания.


8. Включение в систему знаний и повторения



 

  1. Задание от Королевы Знаний.

Дифференцированная работа в группах. (Слайд 23)

Работа в группах.

Составление интеллектуальных карт.

- Подведем итоги урока.

Капитан: -Для чего надо знать, как пишутся безударные окончания имен существительных? (чтобы грамотно писать)

- Какие слова- помощники вы запомнили для проверки падежных окончаний имен существительных из урока?

-Какой вариант проверки вы выбрали для себя?



- Какие цели мы с вами ставили? Мы достигли намеченных целей?

Высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.
 





Регулятивные:

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

9. Рефлексия деятельности на уроке



Наш марафон пришёл к финалу.

Мы потрудились все на славу.

Пора итоги подводить,

Не грех команду наградить.

Награждаются Орденом Королевы Знаний

Ребята, Королева Знаний приготовила для всех орден. Пожалуйста, оцените свою работу на уроке и сами впишите место, которое вы заняли на ваш взгляд.



- Оцени свою работу на уроке.

Лесенка успеха.

-Перед вами лист с изображением верёвки с перекладинами мачты. Нарисуйте себя на перекладине мачты с той цифрой, на сколько вы усвоили тему урока. Если вам понравился урок, то нарисуйте улыбку. Если нет, то изобразите грусть.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Всем пригодились!(Слайд 15-16)

Получают позитивный настрой от урока








Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Этап разъяснения домашнего задания

-Откройте дневники и запишите домашнее задание.

НА ДОСКЕ


Записывают задание на дом, задают вопросы



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!