Урок русского языка по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы- исключения».
Цель:, Формирование грамотного письма безударных окончаний глаголов.
развивать умения правильно писать безударные личные окончания глаголов;
Задачи:
-познакомить с глаголами-исключениями
- формировать умения выбирать способ определения спряжения глагола;
- уточнить знания об особенностях глаголов I и IIспряжения;
- расширять знания детей по теме « Глагол»;
-развивать познавательную деятельность учащихся, умение работать в группах, парах, индивидуально;
-развивать умение детей анализировать и делать выводы;
-формировать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова «Русский язык.4 класс, ч.1.»,тетрадь с печатной основой Т.А. Бойкова ч.1 4 класс, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки.
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Ребята, сегодняшний урок русского языка я бы хотела начать с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».
-Как вы понимаете ее смысл?
-Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания, изучая « самую живую часть речи, обладающую огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий».
-Что это за часть речи? (Глагол)
2. Минутка чистописания.
Посмотрите, какое чистописание я вам приготовила:
ешь //ишь//
ет//ит//
ите//ете//
Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответов:
Глагол - это
Часть слова
Член предложения
Часть речи
Глагол обозначает
Действие предмета
Признак предмета
Название предмета
В предложении глагол бывает
Второстепенным членом
Чаще всего сказуемым
Подлежащим
Глаголы изменяются
Только по числам
Только по временам
По временам, по лицам, по числам.
ите//ете/ешь//ишь// ет//ит//е//и// ите//ете//
– получилось у детей, если правильно ответили.
3. Повторение пройденного.
3.1.Фронтальный опрос.
-Итак, сделаем вывод. Расскажите, что вы знаете о глаголе?
ГЛАГОЛ –
1. Часть речи
2.Обозначает действие предмета
3. . Имеет неопределенную форму
4.Изменяется по временам
В прошедшем времени изменяется по родам
5. Спрягается
(открывается по порядку после ответов учеников, кроме слова СПРЯГАЕТСЯ, которое откроется после объяснения темы урока)
-Давайте уточним, а что такое спряжение?
+Изменение глаголов по лицам и числам
-Посмотрите свои работы по чистописанию, где встречаются такие соединения букв?
+В безударных личных окончаниях глаголов
-А что такое личные окончания глаголов
+Окончания глаголов в разных лицах
-Назовите тему с которой мы работаем на уроках?
+Безударные личные окончания глаголов.
-Какую ошибку мы предупреждаем, работая по данной теме?
+В безударном положении звук слышится нечётко и можно допустить ошибку.
- а как правильно написать безударное личное окончание у глаголов?
+1. Ставим глаголы в третье лицо множественного числа. Если в 3 л. мн.ч. глагол имеет окончания – ут ,– ют, то это глагол I спряжения, а если – ат, –ят, то II спряжения.
Ставим глаголы в неопределенную форму. Все глаголы на –ить являются глаголами второго спряжения, не на - ить – первого спряжения.)
3.2 Приведите примеры глаголов в разных спряжениях
3.3 Работа над орфограммами.
-А сейчас вам предстоит определить спряжение записанных на доске глаголов и вставить пропущенные буквы.
Изуча ._шь, приход._м, чита._те, (он) принос._т, слыш..т
-В какой части слова пропущены орфограммы? (В окончании)
-Работаем у доски и в тетрадях.
-Кто начнет?
Дети определяют спряжение глаголов двумя способами, вставляют пропущенные буквы.
4.Работа над новой темой.
4.1 Постановка проблемного вопроса.
Что-то не так? Попробуем порассуждать. (сам – но, 1. чел. у доски)
- Что у вас получилось?
Слышать -слышат (н. ф. слышать– I спр.; 3л. мн. ч. слышат– IIспр.)
- Если опираться на н.ф., то в окончании мы должны писать гласную- е, а если опираться на 3 л.мн.ч., то – и. У нас получается противоречие. Давайте в окончании глагола оставим дырочку и напишем мену букв. Вернемся к нему чуть позже.
-Написание глагола поддается правилам? (Нет)
- А может это одно слово в русском языке, и проблемы нет?
4.2. Поиск решения.
4.3.Работа с учебником УПР.48 с.68(Работа в группах)
-Давайте воспользуемся обратным словарём. Откройте его на-ь, на –ать. Найдите глаголы, напечатанные крупным шрифтом. Выпишите столбиком те из них, которые не выделены жирным шрифтом. Их должно быть 4.Проверь, какие личные окончания у этих глаголов: ударные или безударные. К какому спряжению они должны относиться согласно правилу?
Н.ф. 2л.ед.ч. 3л.мн.ч.
Держать держишь держат
Гнать гонишь гонят
Дышать дышишь дышат
Слышать слышишь слышат
+Все глаголы на –ать, значит они относятся к 1 спряжению.(1 столбик)
-Давайте проспрягаем эти глаголы рядом .Поставьте их в форму 2 л. ед числа -Какие окончания они имеют?
- А теперь в форму 3 лица мн.ч..
-Какие окончания у глаголов?
-Что теперь вы скажите?
+По этим окончаниям глаголы должны относиться ко 2 спряжению.
Вывод: Данные глаголы относятся и к 1 спр. и ко 2 спр.
+мы исследовали глагол-……..глаголы стоят в н.ф. имеют глагольный суффикс а перед ть, а когда ставим в 3 л.мн.ч.имеют окончания как у глаголов 2 спр.и во 2 л. Ед.ч.в окончании имеют букву и)
-У нас опять противоречие, значит в русском языке есть глаголы, которые не подчиняются правилу. Прочитайте ещё раз эти глаголы. (Они на доске)
Как называются глаголы, которые не подчиняются правилу?
+Глаголы-исключения. Их нельзя проверить, надо запомнить
-Что ещё мы можем добавить в тему нашего урока.
+Глаголы -исключения
(Глаголы – исключения) -на доску
- В тетради подпишите тему, перепишите все глаголы- исключения с доски в тетрадь.
5. Физкультминутка.
Мы спряжения к глаголу подбирали
И немножечко устали
Потихоньку дружно встали
И движенья показали.
-Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)
-Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)
-Как молчишь? - Вот так!
-Как летишь? - Вот так!
-Как плывёшь? - Вот так!
-Как сидишь? - Вот так!
-назовите глаголы, которые встретились в физкультминутке.
+Живёшь( 2л.ед.ч.-1 спр.)
+идёшь ( 2 л.ед.ч., 1 спр.)
+молчишь (1 спр.0
+летишь (2л.ед.ч.,2 спр.)
+Плывёшь (1 спр.)
+сидишь (2 спр.)
- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке?
3.3.Выражение решения.
- Чтобы до конца решить нашу проблему обратимся к научному источнику, откройте учебник на стр.69
- Прочитайте самостоятельно правило.
- Какое открытие вы для себя сделали?
(Глаголы- исключения… относятся ко II спряжению).
-Теперь можете сказать, к какому спряжению относится глагол «слышит»?
-Давайте вернёмся к началу урока и впишем правильно окончание в глагол
Орфограмму глаголов – исключений будем обозначать так (обидеть – II искл.)
3.4. Грамматическая сказка о глаголах - исключениях.
- A сейчас я хочу рассказать вам одну сказочную историю, которая связана с темой нашего урока.
Давным-давно, когда нас с тобой еще на свете не было, в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им:
Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать и после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.
Пошли они к царю с просьбой:
- Милостивый государь, помоги нам.
Что случилось?
По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши друзья – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними.
Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ.
Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению.
3.5.Помощь в стихах.
- Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок при спряжении глаголов- исключений я предлагаю вам выучить их в виде стихотворения.(У каждого на парте листок со стихотворением). Давайте прочитаем его.
Весёлые рифмы.( на парте у каждого) и откройте картинку на с.70
Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки всё держать.
4. Закрепление полученных знаний.
4.1.Образование новых слов.
Образуйте новые слова в группах от слов-исключений. Запишите их.
Упр. 49 с.70.- подготовка к дом.работе
4.2.Работа в парах
- Соберите разрезанные пословицы. Запишите их, вставляя пропущенные орфограммы. Обозначьте спряжение глаголов, подчеркните глаголы- исключения.
1.Воду в решете не удерж..шь.
2.За двумя зайцами погон…шься – ни одного не пойма..шь.
3.Слышит звон, да не знает, где он.
4.Не та рука плоха, что держ…т свое, а та, что тян…т чужое.
5. Охотник слыш…т, как лес дыш…т.
4.3 Работа с сигнальными карточками. - Заменить высказывание одним словом – глаголом неопределённой формы. Написать глаголы в 2 столбика.
Обратиться к кому-либо с вопросом.
Переместить сверху вниз.
Возражать, доказывать своё.
Быть нездоровым.
Придать кому-либо красивый вид, сделать нарядным.
Переместить растение с корнем из одного места в другое.
Становиться белым.
Относиться с уважением.
1спр. 2 спр.
болеть спросить
белеть опустить
уважать спорить
нарядить
пересадить
Определи спряжение глаголов: опаздывает 1,готовится2, удержит 2,считает 1 ,схватывает, услышит 2, темнеет 1, гонит2 ,летает 1,не дышит 2.
4.Итог урока. (Рефлексия)
- Какова была тема урока?
- С какой проблемой столкнулись?
- Назовите глаголы- исключения II спряжения.
- Почему эти глаголы являются исключениями?
- Ребята, кто хорошо усвоил новую тему и может ее объяснить товарищу, поставьте на наборное полотно - ! знак.
У кого остались вопросы по новой теме, требуется помощь учителя и обращение к учебнику поставьте -? Знак.
- Спасибо за работу.(Выставление оценок)
5. Домашнее задание.
1. Выучить правило стр.69.
2.Упр.49 с.70.
Приложение №1
1. Среди данных слов подчеркни только глаголы.
Бегун, русская, любить, народная, бегство, создавать, рассказать, хороший, огонёк, бежать, любовь, тёмный, гулять, помнить.
2. Выбери из списка и вставь вопросы в соответствующую строчку: что делал? Что будет делать? Что сделал? Что делает? Что сделает?
Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы:_____________________
Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы:_______________________
Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы:____________________
3. Соедини линиями правильно время и глагол.
Настоящее время пел
станцует
Прошедшее время смотрит
задумается
Будущее время спит
кричал
4. Вставь пропущенные буквы в безударные личные окончания глаголов.
Мы повторя. . . м, ты чита. . . шь, мы удивля. . . мся, ты шага. . . шь, они руб…т, она не хвал…т.
Работа в группах сменного состава.
-Разделитесь на группы по 4-5 человек для следующего задания. Каждая группа получает лист, где записаны глаголы. Надо определить, какую гласную надо написать в личном окончании глагола и определить спряжение.
(Дети работают в группах, затем по 1 человеку от группы выходят к доске, прикрепляют лист к доске и объясняют.)
1-группа:
Молч-т, беж-т, сп-т, благодар-т, гуд-т, тон-т.
2-группа:
Отвез-т, пыхт-т, дополз-т, греб-м, цвет-т, гре-т.
3-группа:
Подойд-т, пас-т, навест-т, размест-т, раст-т, игра-т.
4-группа:
Уйд-м, возьм-т, говор-м, ед-м, ль-т, взлета-т.
5-группа:
Крич-т, лет-шь, пищ-т, трещ-т, свист-т, смаж-т.
-У нас у каждой группы остался один глагол, где не могли определить спряжение и какую гласную надо написать в личном окончании глагола.
( Учитель вызывает по 1 ученику к доске, тот записывает на доске словосочетания и объясняет какого спряжения глагол ,работая по алгоритму.).
l l ll
-Брат болеет, слушает музыку, он спорит,
ll
давно дружим.
9. Игра «Кто самый внимательный».
(Учитель читает глаголы, а ученики определяют спряжение и поднимают карточки).
Благодарим, мешаем, сотрёшь, привезут, читаем, рисуете, носят, злить.