КОНСПЕКТ урока домоводства в 6 классе
Тема:«Правила приёма гостей»
Цель: познакомить с правилами приёма гостей, традициями русского гостеприимства.
Задачи:
- продолжить знакомство с традициями русского народа;
-способствовать формированию умений и навыков, необходимых для дальнейшей социализации;
- прививать навыки культуры общения.
Ход занятия
Орг. Момент
( Дети рассаживаются за столом.Одна половина класса оформлена под старинную русскую избу, другая- в современном стиле).
Сценка «Настины гости»( на территории современной квартиры)
(Разыгрывается сценка на территории «современной квартиры». Хозяйка увлеченно занята своими делами( красит лаком ногти). К «двери» подходят гости и «звонят». Хозяйка отрывается от своего дела, идет открывать, при этом на лице недовольное выражение.)
СЛ. 1, звонок
X о з я и н. А, это вы!
Г о с т и (стоя на пороге). Ты ведь приглашала нас сегодня поиграть в новую игру.
Х оз я и н (недовольно). Ну, ладно. Проходите. Только:
Не ходите по ковру -
Вы протрете в нем дыру.
Встаньте с этого дивана
А не то там будет яма.
И не трогайте кровать -
Простынь можете помять.
И не трогайте игрушки.
Не ложитесь на подушки.
И не надо книги брать -
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути...
Ах, не лучше ль вам уйти? (Гости растерянно пятятся назад и уходят.)
учитель-
Как же тебе не стыдно,Настя?Разве так можно встречать гостей?
Настя-
А почему нельзя? Подумаешь…Ничего особенного!Как хочу так и встречаю!
- учитель Не думаю что после такого кто-то захочет прийти к тебе в гости ещё раз. И тебя наверное к себе не позовут….( ухожу)
Настя-Правда! И меня не позовут..об этом я и не задумывалась.Ну, а откуда мне знать , как принимать гостей правильно?У кого же спросить? Ой, Екатерина Владимировна, подождите!
- учитель Что ты хотела?
Н.- Я хочу узнать, как правильно принимать гостей.Так, чтоб и меня потом приглашали.
учитель -чтобы узнать это, я приглашаю тебя и наших ребят отправится в путешествие во времени и узнать- откуда появилась традиция у нас традиция гостеприимства. Приглашаю вас в гости в старинную русскую избу.
МУЗЫКА СЛ.2, бой часов
учитель - Наш народ, ребята очень щедрый, миролюбивый и гостеприимный. Само слово-гостеприимство говорит за себя-это умение принимать гостей.
( одеваю кокошник и фартук, выхожу из-за избы с караваем)
Сл. «Встреча гостя в избе» Музыка
- учитель -Встречали гостей на пороге избы с поклоном земным и пожеланиями здоровья- Здравия вам ( Здравствуйте).Гости кланялись хозяевам в ответ. А самых важных и дорогих гостей встречали хлебом –солью( караваем).Гости благодарили за радушный приём , отвечали: Спаси Бог!( Спасибо).
(Дети принимают от меня каравай, благодарят)
учитель - приглашали хозяева в дом, приговаривая:
-Здравствуйте, люди добрые!Если величать, так на пороге встречать!Добро пожаловать к нам в гости, милости просим!
Сл4. «Встреча гостя»
учитель - встречали гостя со словами: проходите, гости дорогие, красному гостю- красное место!И сажали в «Красный угол»- самое лучшее место, под иконами.
Сл.5
Дети садятся за стол
Хозяин, хоть и не богат,но гостям всегда рад.А хозяйка- что есть в печи- на стол мечи!Не дорог обед-дорог привет!Отведайте явства-кушанья- чем бог послал отобедайте!
Сл.6- русское застолье.
учитель - гостя дорогого накормить и напоить полагается, а гостям отказываться не разрешается.
Задание: выберите из показанных на слайдах блюд те, которые могли оказаться на столе в русской избе у наших предков.
Сл.7-16-Угадай блюдо.
учитель - после угощения следовало гостей развлечь беседой неспешною и забавами потешными.
Сл 17.
-На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких-
Собирали посиделки гостей самых дорогих
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели
И водили хоровод!
Сл.18 музыка
А забавы, да загадки?
Эх, загадки хороши!
Словно эти посиделки
Были праздником души.
Знаю, знаю наперёд- гости мои- смекалистый народ!Кто загадку отгадает- тот баранку получает!А кто не отгадает- тот свой штраф отбывает!( штрафы- задания вытаскивает из шапки тот, кому загадали загадку, а он не угадал.
ЗАГАДКИ
День спит, ночь глядит,
Утром умирает, другая сменяет. (Свеча)
Маленько, кругленько,
А за хвост не поднять. (Клубок)
Меня ждут не дождутся.
А как увидят — разбегутся. (Дождь)
Рук и ног у него нет,
А всех трясет и качает. (Ветер)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а разговаривает. (Книга)
ШТРАФЫ
1.В другой раз лучше кумекай, а теперь покукарекай!
2.Отгадку скажешь потом, а теперь помяукай котом!
3.А ты, гость дорогой, лучше песенку пропой!
4.Чтоб в другой раз глазами не хлопать, нужно громко потопать!
5. Ну-ка, гость дорогой, повтори –ка за мной:На дворе трава, на траве- дрова!!!
Слайд 19.
учитель - а ещё один закон гостеприимства- это суметь правильно проводить гостей.Если гости говорили, что пора им в дорогу до дома собираться, хозяева к ним обращались:
_спасибо, гости дорогие, что зашли к нам, проведали.Пусть дорога до дома будет светлой да гладкой , как скатерть- скатертью дорога!!!!
Сл.20
А чтоб в пути не заскучали, да не оголодали- мы вам в дорожку гостинцев насобирали. Своих домашних угощайте, да нас добрым словом вспоминайте.( передаю связку с баранками, каравай, горшок с мёдом).
Слайд 21.Бьют часы
Сл. 22 Совр. квартира
(Дети перемещаются в современную квартиру, садятся на стулья.Я снимаю костюм, выхожу к ним)
учитель - Какое волшебное и интересное путешествие у нас сегодня было!Понравилось вам гостить в русской избе?Настя, ты увидела, как наши предки принимали гостей в старину?
Н.- Да, но я не поняла- мне что так же гостям кланяться в пояс и всё такое?
учитель - конечно, так встречали гостей наши прапрабабушки и прапрадедушки в древние времена, а сейчас мы делаем это по-другому, но про правила не забываем.
Сл. 23ТАБЛИЦА
Древние традиции | Современные традиции |
С земным поклоном встретить | Приветствовать гостя в хорошем настроении, добрыми словами |
Подать хлеб-соль | Пригласить в дом, посадить на лучшее место |
Накормить явствами лучшими | Предложить угощения |
Вести беседы приятные | Развлечь гостя- весёлые разговоры, игры, музыка |
Провожая гостей, пожелать Ангела в дорогу | Проводить гостей до транспорта( автобус, поезд)или предложить довезти на своём транспорте |
Н.- А, теперь понятно,надо мне шпаргалку такую себе сделать,чтобы не забывать эти правила.
учитель-конечно,эти правила лучше вспоминать, когда в доме принимаешь гостей.
Н.-Ой, а сегодня же у нас как раз гости!!!Мы, хозяева, должны как следует подготовится!
Я-Да, в нашем классе сегодня гости, ученики из младших классов. Вот и будем гостеприимными, встретим их радушно, приятными разговорами и угощениями.
Н.- мы с ребятами накроем стол к чаепитию, угощения у нас есть же!
Дети накрывают на стол
Н. – гости дорогие, милости просим!
Сл.24