СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила отношения с родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правила отношения с родителями»

Правила взаимодействия    с родителями

 

                              10 основных правил эффективного общения, которые помогут выстроить взаимодействие педагога с родителями и родителей с педагогами:

1. Уметь настроиться на эффективное общение.

            Очень важно не рассматривать предстоящую встречу как испытание на прочность. От настроя зависит очень многое, ведь убежденность в том, что конфронтация неизбежна, создает неблагоприятный фон общения, делает более негативным и острым восприятие любого слова, взгляда, движения.

            Негативный настрой создает напряжение, скованность, настороженность и... вроде бы не сказано ни одного слова, а "стенка" выстроена, и пробиваться через нее никому не захочется. Позитивный настрой - первое условие эффективного взаимодействия.

2. Уметь говорить.

            Общение должно быть спокойным, доброжелательным, без претензий и обвинений, без резкого тона, убийственного взгляда и выплеска эмоций. Нужно четко определить, для чего учителю (или родителю) необходимо общение.

3. Уметь слушать и слышать.

            Но, наверное, самое главное - научиться слушать и слышать друг друга, захотеть слышать и постараться понять. Этому можно и нужно учить учителей и родителей, но каждый нормальный человек должен научиться этому сам. А школа с проблемами взаимоотношений между учителями и родителями - просто отражение нашей жизни, в которой нам так не хватает умения слушать, слышать и понимать друг друга. Когда отец и мать настроены агрессивно, с установкой доказать или оправдаться перед учителем, они не способны его слушать, принимать советы и рекомендации. А если ещё и учитель ответит грубостью, тогда не избежать того, что идеально подходит для выражения «нашла коса на камень». Кому это надо? Отцу, матери? И уж во всяком случае не ребёнку. А учителю и подавно. Ведь он заинтересован так же, как и родители, в положительном исходе общения.

4. Уметь спрашивать, задавать вопросы и отвечать на них.

            Важно уметь корректно сформулировать вопрос, на который хочется получить ответ, не стоит оставлять невысказанными возникшие вопросы и, конечно, необходимо аргументировано отвечать на них.

5. Уметь понимать, анализировать и контролировать свои невербальные коды общения.

            Бывает и так: человек не сказал ни единого резкого слова, но тон его речи предопределяет дальнейшее поведение собеседника. Интонационная чуткость речи очень важна при вступлении в контакт: взгляд, жест, улыбка и др.

6. Уметь наблюдать за собеседником и контролировать ситуацию общения.

            Старайтесь «отражать» мысли и чувства партнёра по общению.

Партнёров по общению можно сравнить с зеркалом, которое отражает чувства и эмоции, выраженные в словах. Если учитель (родитель) встречает собеседника улыбкой, тот отвечает тем же. Если в голосе учителя «металл», родители тут же настраиваются на аналогичный тон. 

7. Уметь решать проблемы в ходе общения, не создавая новые.

            Понимание должно завершаться «развивающим» советом и готовностью партнёра (родителя)  действовать самостоятельно. Чтобы оказать матери или отцу конструктивную помощь, важно раскрыть им возможности их ребёнка, убедить в необходимости опереться на них. Каждому заботливому родителю хочется самому попробовать свои педагогические силы. Пусть не всё сразу получится, но разве ребёнок может научиться ходить, не набив себе шишек? «Развивающий» совет, вероятно, потому так и называется, что он оставляет родителям место для самостоятельной, творческой деятельности.

8. Уметь отстаивать свою точку зрения, возражать и говорить «нет».

            Собеседнику можно возражать, говорить, что он заблуждается, доказывать его ошибки, но делать это нужно деликатно. Нельзя допустить, чтобы все время говорил один, не давая другому возможности высказаться. Если вы хотите изложить свое мнение, выждите, пока другой договорит, не прерывайте его. С человеком, не умеющим выстроить отношения, сдержать эмоции, спокойно и твердо отстоять свою позицию без "черной риторики", очень сложно жить. Понимание должно предшествовать советам.

9. Уметь признавать свои ошибки и извиняться.

            Если между учителем и родителями существует неприязнь друг к другу, то её необходимо преодолеть во имя ребёнка. Нужно помнить, что конфликты между учителем и родителями всей тяжестью ложатся на ребёнка.

10. Уметь показывать свое расположение и благодарить.

            Учитель и родитель не противники, которых нужно победить. Они должны быть союзниками. Однако чаще обе стороны признают безуспешность своих попыток найти общий язык. И вне зависимости от того, "кто первый начал", "кто прав, а кто виноват", больше всех страдает ребенок. Во-первых, потому, что никакие школьные проблемы ребенка невозможно решить без взаимодействия учителя и родителей, без их согласованной помощи. Во-вторых, в конфликтной ситуации между учителем и родителями ребенок включается в систему "сдержек и противовесов", вынужден принимать чью-то сторону и часто оказывается под двойным прессом.

Самая типичная ошибка, разрушающая взаимодействие, создающая барьер, - взаимные претензии, обвинения вслух и при всех высказываемое недовольство. Чтобы учителя и родители понимали друг друга, необходимы взаимное желание к установлению истины. Вот далеко не полный набор правил общения, которые помогут родителям и педагогам лучше понимать друг друга. 

 

Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей и для родителей.
                                                                                                      В. Сухомлинский.

Памятка для педагога

1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет, а не нотации и угрозы. Постарайся создать необходимые условия для общения!
2. Не беседуй с родителями второпях, на бегу. Если не располагаешь временем, лучше договорись о встрече в другой раз!
3. Разговаривай с родителями спокойным тоном, без назиданий и нравоучений!
4. Умей терпеливо выслушать родителей, давай возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
5. Не спеши с выводами! Обдумай то, что услышала от родителей!
6. То, что родители тебе поведали, не должно стать достоянием других родителей, детей и педагогов!
7. Готовясь к встрече с родителями, помни, что любой родитель хочет услышать хорошее о своем ребенке, дающее шанс на будущее!
8. Каждая встреча с семьей должна заканчиваться конструктивными предложениями для родителей и ребенка!
9. Если не можешь компетентно помочь в решении проблемы, извинись и предложи родителям обратиться за помощью к специалистам!
10. Благодари родителей каждый раз, когда они приходят в школу и особенно за участие в делах класса и школы!




«Слово – тончайшее прикосновение к сердцу, оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в доброе, и острым ножом, и раскалённым железом, и комьями грязи… Мудрое слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду», - писал В.А. Сухомлинский.

Существует убеждение: нет родителей, равнодушных к успехам и неудачам своих детей. А мы, педагоги, должны уметь убедить родителей словом и делом: Я хочу, чтобы вашему ребёнку было хорошо.


           Два письма для рассуждения.

Отрывок из первого письма: "Это была первая встреча в этом году, и все, что я услышала, вызвало бурю протеста: "Хуже всех, не старается, почерк ужасный, кривляется, всем мешает, и в прошлом году был не ангел, но в этом..." Не хочу продолжать. Я одна воспитываю сына, возможно, он сложный ребенок, но очень добрый, во всем мне помогает, старается, просто я много работаю и не могу сидеть с ним за уроками. Наплакалась и решила в школу больше не ходить. Я ведь знала, что так и будет, даже идти не хотела"

Отрывок из второго письма: "Мое первое родительское собрание провалилось. Я даже не успела рассказать о том, как учатся их дети, как себя ведут... А у всех претензии - все не так: и задают-то много, и по шесть уроков бывает, и оценки ставят несправедливо, и сразу три контрольные в один день. Как будто я одна должна отвечать за все. Разговор не получился, как всегда".

            Казалось бы, две разные ситуации, а на самом деле - одна: неудавшегося и несложившегося  взаимодействия учителя и родителей. К сожалению, это очень частая ситуация. Если выслушать каждого, то можно понять причины огорчений, обид, нежелания больше общаться. Но все это результат неумения общаться, незнание или пренебрежение основными правилами эффективного общения.

            Что делать? Как изменить ситуацию, которая многим кажется безвыходной и непреодолимой? Любые отношения, любое взаимодействие людей, даже родных, «выстраивается». Взаимодействие с педагогом и родителями тоже  можно выстраивать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!