СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Правила безопасного поведения на кухне" (1 занятие по программе Домоводство)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед практической частью, работа у плиты, воспитанники получают знания о правилах безопасного поведения на кухне.

Просмотр содержимого документа
«"Правила безопасного поведения на кухне" (1 занятие по программе Домоводство)»

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА КУХНЕ

Цель: ознакомить с техникой безопасности при работе на кухне.

Задачи:

Образовательные: изучить безопасные приемы труда, санитарии и гигиены, характеристики кухонной и столовой посуды, особенности ухода за ней.

Развивающие: развивать понимание того, что несоблюдение приемов безопасного труда и нарушение санитарно-гигиенических правил приводит к травмам и пищевым отравлениям

Воспитательные: Воспитывать аккуратность, опрятность в работе, культуру безопасного труда.

Методы проведения: словесные (рассказ, беседа), наглядные, практические, метод проблемного обучения, работа в группах, выполнение заданий, игры.



В ходе работы на кухне, чтобы избежать порезов рук, ожогов и других травм, необходимо соблюдать следующие требования техники безопасности:

1. содержать пол чистым и сухим, чтобы не поскользнуться;

2. нельзя оставлять нагревательные приборы без присмотра, так как это может привести к пожару;

3. перед работой нужно проверить шнур электроприборов, он не должен иметь оголенных проводов;

4. не допускать заливание электроплиты кипящей жидкостью, жиром и сахаристыми веществами. Следить, чтобы в разогретый жир не попадала жидкость, так как можно получить ожоги от брызг или от пламени горящего жира;

5. включать и выключать электроплиту надо сухими руками, держась за вилку, а не за шнур;

6. нож - это острый предмет. Обращаться с ним надо осторожно. Во время нарезки применять безопасные приемы работы. Передавать колющие и режущие инструменты и приборы ручкой вперед;

7. открывать бутылки, банки с консервами и компотами следует специальным ножом, хорошо заточенным;

8. нельзя подталкивать продукты в горловину мясорубки пальцами, для этого надо пользоваться деревянным пестиком;

9. следить за тем, чтобы при работе с ручной теркой не поранить руку: хорошо удерживать продукт, не тереть слишком маленькие его части;

10. брать горячую посуду следует прихваткой, а крышки кастрюль с кипящей жидкостью открывать от себя, чтобы капли горячей воды не попали на ноги. Использовать сковородник только с деревянной ручкой;

11. посуду с длинной ручкой (сковорода, ковш и другие) ставить так, чтобы не зацепиться за нее и не уронить;

12. не наливать горячую жидкость в стеклянную посуду: если посуда лопнет, то можно ошпариться;

13. не пробовать горячую пищу, предварительно не охладив ее;

14. периодически проветривать помещение, чтобы в нем не повышалась температура и влажность воздуха, не накапливался чад, образующийся при жарении;























































Правила санитарии и гигиены. Общие сведения о кухонной бытовой технике, посуде, столовых приборах.



1.Приветствие.

Создание положительного психологического настроя.

2. Актуализация знаний.

Необходимо назвать все предметы, которые окружают нас на кухне.

II.Основная часть.

Воспитатель:

Приготовление пищи требует безупречной чистоты, тщательного соблюдения санитарно-гигиенических правил. Очень часто причиной желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений могут быть не только недоброкачественные продукты, но и антисанитарное состояние кухни, кухонного инвентаря и приспособлений, небрежность и неаккуратность, которые допускаются в процессе приготовления пищи.

Существуют определенные санитарно-гигиенические правила работы на кухне: “Требования к содержанию помещения и оборудования”, “Требования к лицам, приготавливающим пищу”, “Требования к процессу приготовления пищи”, “Требования к хранению пищевых продуктов”, “Правила безопасной работы с электрическими приборами”, “Правила безопасной работы с горячими жидкостями”.

Воспитатель:

Чтобы познакомиться с ними, я предлагаю вам ответить на вопросы:

- Какие правила мы должны соблюдать при работе на кухне?

Воспитанники:

- Содержать пол на кухне чистым и сухим, чтобы не поскользнуться.

- Обеспечить хорошую освещенность рабочего мета.

- Периодически проветривать помещение.

Воспитатель:

- Какая посуда и инвентарь есть у нас на кухне?

Воспитатель:

- Как нужно мыть посуду?

Воспитанники:

- посуду мыть сразу после ее использования, пока не присохли остатки пищи.

- пригоревшую к посуде пищу нужно отмачивать, а не соскабливать.



- распределять по видам: чайная, столовые приборы, кухонная – и в той же последовательности моют.

- мыть с двух сторон.

- посуду после молока или разведенных яиц мот сначала холодной, потом горячей водой.

- вымытую посуду ставят в специальный сушильный шкаф.

Воспитатель:

Для сохранения свежести и доброкачественности продуктов мы используем ?

Воспитанники:

-холодильник.

Воспитатель:

Сейчас я вам расскажу о санитарно-гигиенических требованиях к хранению продуктов и готовых блюд.( Показывает карточки с правилами на доске и зачитывает записи.)

1. Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. Скоропортящиеся продукты необходимо хранить в холодильнике.

2. Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определённого срока.

3. Продукты, готовые к употреблению, хранить закрытыми отдельно от сырых.

4. Различные продукты и готовые блюда требуют определённой температуры хранения, поэтому в холодильнике их помещают на соответствующих местах (продукты не требующие долгого хранения, помещают в холодильник, например, яблоки, овощи, яйца, приготовленные блюда и пр.; продукты, требующие более длительного хранения, помещают в морозильник, например, мясо, рыбу и т.п.).

Требования безопасности перед началом работ.

- Надеть спецодежду (косынку, фартук), волосы убрать под косынку.

- Вымыть руки с мылом.

- Проверить исправность кухонного инвентаря и его маркировку.

- Включить вытяжную вентиляцию.

Требования безопасности по окончанию работы.

- Выключить электроплиту, выключить вытяжную вентиляцию.

- Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.

- Вынести мусор, тщательно вымыть руки с мылом.

Требования безопасности при работе с горячей жидкостью:

1. Наполняя кастрюлю жидкостью, не доливай до края 4-5 см.

2. Проверь качество ручек ёмкости.



3. Когда жидкость закипит, уменьши нагрев.

4. Снимая крышку с горячей посуды, приподнимай её от себя.

5. Засыпай в кипящую жидкость крупу и другие продукты осторожно.

6. На сковороду с горячим жиром продукты клади аккуратно (от себя), чтобы не разбрызгивался жир.

7. Снимая горячую посуду с плиты, пользуйся прихватками.

8. Не используй посуду с прогнувшимся дном.

Требования безопасности при работе с ножом и приспособлениями:

1. Передавай нож (или вилку) только ручкой вперёд.

2. При работе с мясорубкой продукт проталкивай пестиком. Не поднимай нож высоко над разделочной доской.

3. Открывать бутылки, банки с консервами и компотами следует специальным ножом, хорошо заточенным.

4. Следить за тем, чтобы при работе с ручной теркой не поранить руку: хорошо удерживать продукт, не тереть слишком маленькие его части.

Требования безопасности во время работы с электроприборами

1. Включать и выключать электроприбор сухими руками при этом браться за корпус вилки.

2. Нельзя оставлять нагревательные приборы без присмотра, так как это может привести к пожару.

3. Перед работой нужно проверить шнур электроприборов, он не должен иметь оголенных проводов.

4. Не допускать заливание электроплиты кипящей жидкостью, жиром и сахаристыми веществами. Следить, чтобы в разогретый жир не попадала жидкость, так как можно получить ожоги от брызг или от пламени горящего жира.

Воспитатель:

Ребята, если не следовать правилам безопасной работы на занятиях кулинарии, что может произойти?

Воспитатель:

Электричество в бытовых условиях может быть причиной серьезных травм и даже смертельного исхода. Причиной многих травм являются неисправные выключатели и розетки, старая проводка, неправильное обращение с электробытовыми приборами.

Необходимо помнить об опасности воды, которая является хорошим проводником электричества. Человек значительно увеличивает риск получить травму, если работает с электробытовыми приборами мокрыми руками или стоит на мокром полу.

Ваши действия:



1. Выключите ток на электрощите, если он в пределах досягаемости, в противном случае – выдерните штепсельную вилку.

2. Если вы не можете добраться до кабеля, розетки, электрощита, то:

- встаньте на сухую изолирующую поверхность, например, деревянную коробку, резиновый коврик или толстую книгу. Используйте швабру, деревянный стул или табуретку, чтобы оттащить пострадавшего от источника тока.

3. Не дотрагивайтесь до пострадавшего, обхватите его ногу или руку петлей и оттаскивайте от источника тока. В крайнем случае тяните пострадавшего за свободно свисающий сухой край одежды.

Если пострадавший без сознания, проверьте пульс и дыхание и при необходимости будьте готовы к реанимационным мерам. Охлаждайте ожоги большим количеством воды. Уложите его и вызовите скорую помощь.

Если человек серьезно не пострадал, создайте ему условия для отдыха и, если есть сомнения, вызовите врача.

Воспитатель:

Термический ожог - это травма, которая возникает в результате действия открытого огня, теплового излучения, соприкосновения тела с раскаленными предметами, жидкостями (кипяток) и др.

Различают четыре степени термического ожога.

Ожог первой степени, при котором поражается только верхний слой кожи, она краснеет, на месте ожога образуется отек, возникает боль.

Ожог второй степени, при нем пораженный участок увлажняется и покрывается волдырями. Необходимо оперативное лечение.

При ожоге третьей и четвертой степени поражаются все слои кожи, мышцы, нервы, жировая клетчатка. Требуется срочная госпитализация.

Ваши действия:

1. Прекратить действия поражающего фактора (погасить пламя, убрать раскаленный предмет).

2. Снять одежду и обувь с пораженного участка.

3. Охладить место ожога водой, льдом, снегом в течение 10 минут.

4. Наложить сухую стерильную повязку.

5. Дать обильное питье.

В случае обширных ожогов пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.

Воспитатель:

Вовремя оказанная помощь при порезе поможет быстрее залечить рану и предотвратить попадание микробов в рану.



Небольшие кровотечения можно остановить, придав конечности возвышенное положение и прижав рану.

2. Накройте рану стерильной салфеткой и забинтуйте.

3. При незначительных порезах достаточно наклеить лейкопластырь.



Заключительная беседа.

-С какими правилами санитарии и гигиены мы сегодня с вами познакомились?

-Какие требования предъявляются к лицам, приготавливающим пищу?

-Какие правила ухода за кухонной посудой необходимо соблюдать?

-Что нового вы сегодня узнали на занятии?

-Чему вы смогли научиться на занятии?

-Что вас удивило?

-Как вы думаете, пригодятся ли вам знания и умения, которые вы получили сегодня на занятии?ж






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!