Права ребёнка (брейн-ринг)
Цели и задачи: в игровой форме повторить с учащимися основные возрастные вехи в жизни ребёнка и приобретаемые в соответствии с возрастом права и обязанности; продолжить работу по формированию умений анализировать, обобщать, делать выводы, работать в группах, с документами.
Цель работы: урок обобщения знаний.
Форма урока: урок-игра.
Оборудование: карточки с заданиями, документы.
Ход урока
Учитель: В качестве закрепления пройденного материала мы сегодня проведём брейн-ринг «Права ребёнка», в которой будут участвовать две команды. Его цель: повторить основные возрастные вехи в жизни ребёнка и приобретаемые в соответствии с возрастом права и обязанности.
Брейн-ринг состоит из трёх частей. По итогам брейн-ринга выявляется победитель. Определять итоги будут эксперты – те учащиеся, которые предварительно работали с материалом игры.
Первый раунд «Разминка».
Задание: командам раздаются карточки с правовыми понятиями и датами, связанные с принятием соответствующих документов. Необходимо дать определения всех понятий и назвать события, связанные с датами. За каждое правильное определение команда получает 1 балл.
Материалы для конкурса «Разминка»
Права человека – это охраняемая, обеспечиваемая государством узаконенная возможность что-то делать.
Декларация – документ, не имеющий обязательной силы (имеет рекомендательный характер), в котором провозглашаются основные принципы.
Конвенция – международное соглашение по какому-либо социальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
Свобода совести – это возможность исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакой.
Дискриминация – ограничение или лишение прав людей по национальным, религиозным, политическим и иным мотивам.
Геноцид – уничтожение отдельных групп населения (и целых нородов) по расовым, национальным, религиозным, политическим и иным мотивам.
1959 г. – принятие Генеральной Ассамблеей ООН Декларации прав ребёнка.
1989 г. – принятие Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребёнка.
Подведение итогов, подсчёт баллов.
Второй раунд «Правовой статус ребёнка»
Данный конкурс позволяет проверить знания об изменениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) ребёнка на различных возрастных этапах.
Задание: каждая команда получает два набора карточек:
1) основные возрастные вехи в жизни ребёнка;
2) приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности.
Команды за пять минут должны соотнести два этих набора карточек. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 10 баллов.
Материалы для конкурса «Правовой статус»
1-й набор (8 карточек) – основные возрастные вехи в жизни ребёнка:
а) с рождения; | д) 15 лет; |
б) 6 лет; | е) 16 лет; |
в) 10 лет; | ж) 17 лет; |
г) 14 лет; | з) 18 лет. |
2-й набор – приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности:
Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права.
Подлежит первоначальной постановке на воинский учёт (выдаётся приписное свидетельство).
Несёт уголовную ответственность за любые преступления.
Подлежит административной ответственности за правонарушения в любом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних), за некоторые правонарушения (например, хулиганство) несёт административную ответственность в общем порядке.
Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.
Имеет право управлять мопедом при езде на дорогах.
Имеет право на получение паспорта.
Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.
Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство).
Может вступать в молодёжные общественные объединения.
Имеет право управлять велосипедом по дорогам.
Допускается поступление на работу (на лёгкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.
Может вносить вклады в кредитные учреждения (банки) и распоряжаться ими.
Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами.
Вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки.
Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей).
Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
Выражает своё мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.
Даёт согласие на изменение имени или фамилии.
Вправе заключать мелкие бытовые сделки.
Вправе посещать школу.
Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.
Имеет право на имя, отчество, фамилию.
Приобретает право на гражданство.
Проверка выполнения задания. Подсчёт баллов. Подведение итогов.
Учитель: Курьёзные правовые ситуации подстерегают вас каждый день. Их надо научиться решать. Проверим, как это у вас получается, во время конкурса «Проблемные вопросы».
Задание: каждая команда получает карточку, где описаны правовые ситуации. Ваша задача: внимательно их изучить и найти правильные пути решения. За правильный ответ – 10 баллов. Время: 5 минут.
Проблемные ситуации:
1. Представьте, что вы с друзьями приехали отдыхать дикарями на море. К вам подходят несколько пьяных мужчин, которые начинают оскорблять вас. Хулиганы обзывают ваших друзей, съедают ваш обед, угрожают словесно. Превосходство в физической силе явно на стороне хулиганов.
Каковы ваши дальнейшие действия?
2. Представьте, что вам позвонили друзья и предложили прогулять на следующий день уроки в школе, чтобы посмотреть новый фильм. Вам хочется пропустить занятие в школе, и вы боитесь обидеть своих друзей, но прогуливать нельзя, да и родители могут наказать.
Как вы поступите в данной ситуации?
Проверка выполнения задания. Подсчёт баллов. Подведение итогов.
Учитель: Мы подошли к заключительному этапу брейн-ринга – «Блиц-турниру», в ходе которого каждой команде предлагается утвердительно или отрицательно ответить на несколько вопросов. За каждый правильный ответ 1 балл. Время на обдумывание – 5 секунд.
Вопросы для блиц-турнира
Конвенция о правах ребёнка принята в 1959 г.? (Нет)
Декларация о правах ребёнка провозглашена в 1989 г.? (Нет)
Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнком признаётся лицо, достигшее 16 лет? (Нет)
Брачный возраст в ЛНР наступает с 18 лет? (Да)
Право избирать органы государственной власти гражданин ЛНР приобретает с 16 лет? (Нет)
Уголовная ответственность в ЛНР наступает с 16 лет? (Да)
Может ли несовершеннолетний подвергнуться административному аресту? (Нет)
Может ли быть несовершеннолетний арестован в случае совершения преступления? (Да)
Проверка выполнения задания. Подсчёт баллов.
Подведение итогов.
Учитель: Подведём итоги нашей игры… «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку», – так говорил журналист Н.В. Шелгунов.
Философ И. Кант считал по-другому. Ему принадлежат следующие слова: «Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем в их жизни. Но это не так. Это самые тяжёлые годы, поскольку тогда человек находится под гнётом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а ещё реже – свободу».
Вопрос к классу: какая точка зрения вам ближе и почему?
На рассуждение даётся 5 минут.
Домашнее задание. Дайте собственную формулировку понятия «детство» и запишите её. Будьте готовы аргументировать свою позицию.