СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Права ребёнка (брейн-ринг)

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Права ребёнка (брейн-ринг)»

Права ребёнка (брейн-ринг)

Цели и задачи: в игровой форме повторить с учащимися основные возрастные вехи в жизни ребёнка и приобретаемые в соответствии с возрастом права и обязанности; продолжить работу по формированию умений анализировать, обобщать, делать выводы, работать в группах, с документами.
Цель работы: урок обобщения знаний.
Форма урока: урок-игра.
Оборудование: карточки с заданиями, документы.

Ход урока

Учитель: В качестве закрепления пройденного материала мы сегодня проведём брейн-ринг «Права ребёнка», в которой будут участвовать две команды. Его цель: повторить основные возрастные вехи в жизни ребёнка и приобретаемые в соответствии с возрастом права и обязанности.
Брейн-ринг состоит из трёх частей. По итогам брейн-ринга выявляется победитель. Определять итоги будут эксперты – те учащиеся, которые предварительно работали с материалом игры.

Первый раунд «Разминка».
Задание: командам раздаются карточки с правовыми понятиями и датами, связанные с принятием соответствующих документов. Необходимо дать определения всех понятий и назвать события, связанные с датами. За каждое правильное определение команда получает 1 балл.

Материалы для конкурса «Разминка»
Права человека –
это охраняемая, обеспечиваемая государством узаконенная возможность что-то делать.
Декларация – документ, не имеющий обязательной силы (имеет рекомендательный характер), в котором провозглашаются основные принципы.
Конвенция
– международное соглашение по какому-либо социальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
Свобода совести –
это возможность исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакой.
Дискриминация –
ограничение или лишение прав людей по национальным, религиозным, политическим и иным мотивам.
Геноцид –
уничтожение отдельных групп населения (и целых нородов) по расовым, национальным, религиозным, политическим и иным мотивам.
1959 г. –
принятие Генеральной Ассамблеей ООН Декларации прав ребёнка.
1989 г. –
принятие Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребёнка.

Подведение итогов, подсчёт баллов.

Второй раунд «Правовой статус ребёнка»
Данный конкурс позволяет проверить знания об изменениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) ребёнка на различных возрастных этапах.
Задание: каждая команда получает два набора карточек:
1) основные возрастные вехи в жизни ребёнка;
2) приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности.
Команды за пять минут должны соотнести два этих набора карточек. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 10 баллов.

Материалы для конкурса «Правовой статус»
1-й набор (8 карточек) – основные возрастные вехи в жизни ребёнка:

а) с рождения;

д) 15 лет;

б) 6 лет;

е) 16 лет;

в) 10 лет;

ж) 17 лет;

г) 14 лет;

з) 18 лет.

2-й набор – приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности:

  1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права.

  2. Подлежит первоначальной постановке на воинский учёт (выдаётся приписное свидетельство).

  3. Несёт уголовную ответственность за любые преступления.

  4. Подлежит административной ответственности за правонарушения в любом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних), за некоторые правонарушения (например, хулиганство) несёт административную ответственность в общем порядке.

  5. Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.

  6. Имеет право управлять мопедом при езде на дорогах.

  7. Имеет право на получение паспорта.

  8. Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.

  9. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство).

  10. Может вступать в молодёжные общественные объединения.

  11. Имеет право управлять велосипедом по дорогам.

  12. Допускается поступление на работу (на лёгкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.

  13. Может вносить вклады в кредитные учреждения (банки) и распоряжаться ими.

  14. Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами.

  15. Вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки.

  16. Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей).

  17. Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

  18. Выражает своё мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.

  19. Даёт согласие на изменение имени или фамилии.

  20. Вправе заключать мелкие бытовые сделки.

  21. Вправе посещать школу.

  22. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.

  23. Имеет право на имя, отчество, фамилию.

  24. Приобретает право на гражданство.

Проверка выполнения задания. Подсчёт баллов. Подведение итогов.

Учитель: Курьёзные правовые ситуации подстерегают вас каждый день. Их надо научиться решать. Проверим, как это у вас получается, во время конкурса «Проблемные вопросы».
Задание: каждая команда получает карточку, где описаны правовые ситуации. Ваша задача: внимательно их изучить и найти правильные пути решения. За правильный ответ – 10 баллов. Время: 5 минут.
Проблемные ситуации:
1. Представьте, что вы с друзьями приехали отдыхать дикарями на море. К вам подходят несколько пьяных мужчин, которые начинают оскорблять вас. Хулиганы обзывают ваших друзей, съедают ваш обед, угрожают словесно. Превосходство в физической силе явно на стороне хулиганов.
Каковы ваши дальнейшие действия?
2. Представьте, что вам позвонили друзья и предложили прогулять на следующий день уроки в школе, чтобы посмотреть новый фильм. Вам хочется пропустить занятие в школе, и вы боитесь обидеть своих друзей, но прогуливать нельзя, да и родители могут наказать.
Как вы поступите в данной ситуации?

Проверка выполнения задания. Подсчёт баллов. Подведение итогов.

Учитель: Мы подошли к заключительному этапу брейн-ринга – «Блиц-турниру», в ходе которого каждой команде предлагается утвердительно или отрицательно ответить на несколько вопросов. За каждый правильный ответ 1 балл. Время на обдумывание – 5 секунд.

Вопросы для блиц-турнира

  1. Конвенция о правах ребёнка принята в 1959 г.? (Нет)

  2. Декларация о правах ребёнка провозглашена в 1989 г.? (Нет)

  3. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнком признаётся лицо, достигшее 16 лет? (Нет)

  4. Брачный возраст в ЛНР наступает с 18 лет? (Да)

  5. Право избирать органы государственной власти гражданин ЛНР приобретает с 16 лет? (Нет)

  6. Уголовная ответственность в ЛНР наступает с 16 лет? (Да)

  7. Может ли несовершеннолетний подвергнуться административному аресту? (Нет)

  8. Может ли быть несовершеннолетний арестован в случае совершения преступления? (Да)

Проверка выполнения задания. Подсчёт баллов.

Подведение итогов.

Учитель: Подведём итоги нашей игры… «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку», – так говорил журналист Н.В. Шелгунов.
Философ И. Кант считал по-другому. Ему принадлежат следующие слова: «Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем в их жизни. Но это не так. Это самые тяжёлые годы, поскольку тогда человек находится под гнётом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а ещё реже – свободу».
Вопрос к классу: какая точка зрения вам ближе и почему?
На рассуждение даётся 5 минут.

Домашнее задание. Дайте собственную формулировку понятия «детство» и запишите её. Будьте готовы аргументировать свою позицию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!