СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Права несовершеннолетних детей, и проблемы проявления жестокости и насилия в семье»

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодняшнее собрание посвящено Правам Несовершеннолетних детей, и проблемам проявления жестокости и насилия в семье.

В декабре 1948г. Генеральная Ассамблея ООН приняла всеобщую Декларацию прав человека, на ее основе принимая во внимание, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая и правовую защиту в ноябре 1959 приняла Декларацию прав ребенка.

Просмотр содержимого документа
««Права несовершеннолетних детей, и проблемы проявления жестокости и насилия в семье»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ

№6 «КОЛОСОК» п. Гигант












Консультация для родителей:


«Права несовершеннолетних детей,

и проблемы проявления жестокости и насилия в семье»








Педагог-психолог: Ковалькова Анна Григорьевна










2016 год

Сегодняшнее собрание посвящено Правам Несовершеннолетних детей, и проблемам проявления жестокости и насилия в семье.

В декабре 1948г. Генеральная Ассамблея ООН приняла всеобщую Декларацию прав человека, на ее основе принимая во внимание, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая и правовую защиту в ноябре 1959 приняла Декларацию прав ребенка.

20 ноября 1989г. Генеральная Ассамблея ООН приняла конвенцию по правам ребенка, которая сегодня является международным законом.

Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка, рассматривающей ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к их самостоятельному осуществлению и защите. В соответствии с этим документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка, закрепив этот подход и в Семейном кодексе РФ.

Конвенция закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет, и состоит из 54 статей. В ней обозначены: право ребенка на жизнь и развитие, право на спокойное детство и на защиту от насилия, право быть уважаемым за свой образ мыслей, на учет своих интересов. Конвенция закрепляет нормы детского здоровья, социальной защищенности, приемлемого уровня жизни и игр и досуга, право на родной язык и культуру.

В нашей стране права несовершеннолетних детей закреплены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании», Семейным Кодексом РФ,

Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:

• К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.

• Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.

• К третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности.

• Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей.

• Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

• Шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

Права несовершеннолетних детей в семье впервые обозначились в российском законодательстве лишь с принятием нового Семейного кодекса РФ.

Согласно закону ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет.

Семейный кодекс разделяет права несовершеннолетних детей на личные неимущественные и имущественные.

Семейный кодекс РФ о правах несовершеннолетних детей.

Права детей:

Статьёй 54  — Жить и воспитываться в семье. (понимается совместное проживание и получение воспитания и заботы от своих родителей)

Статьей 55 — Общаться с родителями и прочими родственниками (даже когда последние проживают в других странах. Если ребенок попал под арест, его задержали и заключили под стражу, то общение с родителями происходит по установленному законом порядку.

Статьей 56 — защищать свои интересы. Права несовершеннолетних защищаются их родителями (или лицом/органом, который их официально заменяет). При этом, согласно 2 пунткту:”Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

Статьей 57 — выражать своё мнение в любом семейном вопросе, которые затрагивает его интерсы. В том числе и судебных разбирательствах.

Ответственность за клевету, как и возможность осудить за неё наступает по достижению 16-и летнего возраста. Не раньше.

Статьей 58 — иметь имя, фамилию и отчество.  Необходимо соглашение родителей. При возникновении споров между супругами данный вопрос решается органом опеки.

Статьёй 59 — изменить свою имя и/или фамилию. Имя меняется до четырнадцатилетнего возраста лишь по совместной просьбе родителей. Фамилию допустимо менять только фамилию другого родителя.

Статьей 60 — обладать имуществом.  Несовершеннолетний ребенок согласно Семейному Кодексу РФ имеет право получать содержание от родителей или др. членов семьи (сюда включены суммы, причитающиеся в качестве пособий, алиментов и др. выплат). Интересен 3 пункт:


Защита прав несовершеннолетних детей

Ст. 56 Семейного Кодекса РФ говорит о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

Защита прав и законных интересов осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом (в частности, когда органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители лишены родительских прав, граждане, чья дееспособность ограничена вследствие злоупотребления алкоголем) органом Опеки и попечительства, прокурором, судом.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, при злоупотреблении родительскими правами, жестоком обращении ребенок вправе обратиться за их защитой в орган Опеки и попечительства при администрации района, а по достижении 14-ти лет в суд.

Должностные лица организации, иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактов жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган Опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Функции защиты прав несовершеннолетних (в частности и при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком) возложены на Органы опеки и попечительства при Администрациях районов, Прокуратуру, инспекцию по делам несовершеннолетних при РОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних.

Ст.156 уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их половую неприкосновенность является основанием (согласно статье 69 Семейного Кодекса РФ) для лишения родителей родительских прав.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

·     Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

·     Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

·     Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. 
К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

·     Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.


Возможные признаки насилия или жестоко обращения с ребенком

Выявить ребенка, пострадавшего от жестокого обращения, можно по его физическим, эмоциональным и поведенческим признакам. Признаками насилия или жестоко обращения являются краткосрочные и долгосрочные последствия, а именно вред физическому и психическому здоровью ребенка и его развитию.

Например: - Повреждения, травмы; Гематомы, Переломы, Шрамы,  Ожоги, Боль при сидении, ходьбе; Отставание в психомоторном развитии; Истощение, обезвоживание; Перегревание, переохлаждение;

- Грязная одежда; одежда, не соответствующая сезону;

- Опухшие, «заспанные» глаза; Испуганный взгляд;

-  Гнев, агрессивность; Чувство вины; Избегающее поведение;

-  Педикулез, сыпи, плохой запах; Всклоченные волосы;

-  Частые безпричинные отсутствия ребенка в учреждении,

-  Малая подвижность, слабая эмоциональная реакция;

-  Низкая самооценка;

-  Постоянное чувство голода, попрошайничество;

-  Избегание физических контактов;

-  Уходы из дома;

-  Хроническая усталость, сонливость;

-  Запущенные заболевания;

-   Нежелание возвращаться домой;

-  Страх при приближении родителя;

-   Равнодушие, пассивность;

Выявление одного или более из этих признаков должно становиться поводом к оценке ситуации, которую необходимо рассматривать в целом, изучая данные о ребенке и его семье.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

- безработица, постоянные финансовые трудности;

- постоянные супружеские конфликты;

- статус беженцев, вынужденных переселенцев;

- низкий уровень культуры, образования;

- негативные семейные традиции;

- нежелательный ребенок;

- умственные или физические недостатки ребенка;

- «трудный» ребенок.

Помните, насилие - порождает насилие! Ребёнок выращенный в грубости и жестокости будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми.

Помните, что ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.


Может возникнуть логичный вопрос: каковы же обязанности ребенка в семье? Если законодатель говорит только о правах? Как верно отмечают исследователи, обязанности ребенка определяются только нормами нравственности, и понудить его к их исполнению с помощью закона невозможно


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!