Воспитательное мероприятие на тему:
«Права и обязанности несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации»
Цель: формирование правовой грамотности воспитанников, проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей.
Задачи:
Формирование у детей основ правовой культуры и воспитания.
Знакомить с основными правами, обязанностями и видами несовершеннолетних посредством игры.
Закрепить знания о правах, обязанностях, ответственности.
Оборудование: плакат с расшифровкой аббревиатур «права», «обязанности», «ответственность», памятки с правами и обязанностями, карточки с заданиями, цветные карандаши, кроссворд, раскраски, экран (доска), картинка «Конституция РФ»
Ход мероприятия
Добрый день, ребята!
Права и обязанности гражданина неразделимы - это две стороны нашей жизни. И сегодня на нашем занятии я не буду предлагать вам заучивать правила, статьи, а просто вместе с вами постараемся узнать, понять какие основные права есть у вас, а также обязанности, которые вы должны соблюдать в вашем возрасте.
Основные права и обязанности гражданина нашей страны прописаны в документе основного закона. Я предлагаю вам ответить на этот вопрос, выполнив следующее задание. Посмотрите на экран (доска). Перед Вами набор букв.
О Н И Т Я К У Ц И С Т
(Расставьте буквы в правильном порядке)
Кто может назвать этот документ?
Совершенно верно Конституция – это основной закон государства РФ.
На экране фото Конституции РФ
-Как вы думаете, почему Конституцию называют основным законом страны?
- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на нашем занятии? (дети формулируют ответы)
Дети, до наступления совершеннолетия, зависимы от родителей или опекунов. В силу возраста они не могут принимать определённые решения относительно собственной жизни. Чтобы уберечь маленьких членов правового общества от возможных опасностей и посягательств, права ребёнка регулируются законами.
Предлагаю группе детей раскрасить картинки и дать ответ по раскрашенной картинке «В чем заключается ваше право?»
Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? … (Конечно, ваши родители, семья.)
Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире.
В международном календаре отмечено несколько дат, посвященных правам человека.
А какие международные праздники вы, ребята, знаете?
1 июня Международный день защиты детей
(картинка на экране)
20 ноября отмечается по решению ООН в ознаменование принятия 20 ноября 1959 г. Конвенции о правах ребенка.
(картинка на экране)
10 декабря в 1948 принята Всеобщая декларация прав человека, провозгласившая право каждого на жизнь, свободу и неприкосновенность. Международный день прав человека
(картинка на экране)
Какие общие права имеет ребёнок в нашей стране?
Несовершеннолетний ребёнок в РФ наделён такими правами:
жизнь и воспитание в семье;
защита интересов;
общение с родителями, родственниками;
выражение собственного мнения;
имя и его перемена;
образование;
медицина;
имущество.
(картинка на экране)
В 14 лет подросток становится несовершеннолетним. Права и свободы каждого ребёнка зависят от того, к какой категории он относится. Так до того, пока ему исполнится 14 лет, все вопросы решают его родители (опекуны, усыновители).
В 14 лет человек уже имеет право самостоятельно принимать решение о совершении мелких сделок, а по достижении совершеннолетия приобретает права взрослого человека, становится полностью дееспособным и обладает всеми гражданскими правами и обязанностями, что и другие граждане государства.
Ответь «ДА» или «НЕТ»
распоряжаться самостоятельно своим имуществом, своим заработком, - стипендией, иными доходами в возрасте от 14 лет (да)
в возрасте 12 лет может быть временно отстранен от занятий или переведен в другую школу за определенные нарушения (да)
с 14 лет обучаться вождению мотоцикла (да, обучать могут, водить только с 16 лет)
с 10 лет вносить вклады в банки и распоряжаться ими (нет, только с 14 лет)
на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а с 14 лет - в суд (да)
дать согласие на изменение своего имени или фамилии (да с 10 лет)
Несет уголовную ответственность за любые преступления с 14 лет (да)
Имеет право на получение паспорта с 14 лет (да)
Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки /с 6лет/ (да)
Обязанности несовершеннолетних:
слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления;
соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах, получить основное общее образование (9классов);
соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины.
соблюдать устав школы, правила детского общественного объединения.
соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения.
«Имею права и не только»
Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше. Я сейчас буду вам зачитывать перечень прав и обязанностей, а вы должны правильно определить, что относится к правам, а что к обязанностям. И мы с вами увидим, чего же больше у человека прав или обязанностей.
1. Получение бесплатного общего образования. (Право)
2. Получение дополнительных образовательных услуг. (Право)
3. Соблюдение устава школы. (Обязанность)
4. Бережное отношение к школьному имуществу. (Обязанность)
5. Уважение человеческого достоинства. (Право)
6. Добросовестно учиться. (Обязанность)
7. Выполнение требований работников школы. (Обязанность)
8. Уважение чести и достоинства обучающихся и сотрудников школы. (Обязанность)
9. Выбор формы образования. (Право)
10. Носить школьную форму. (Обязанность)
11. Посещать мероприятия в школе. (Право)
12. Не пропускать занятия без уважительных причин. (Обязанность)
13. Соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности. (Обязанность)
14. Вести себя корректно на переменах и уроках. (Обязанность)
Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав.
А теперь я предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд по данной теме (внимание на доску)
«Кроссворд»
| | | | | | | | | | | | | | | 8. Р | |
| | | | | | | | | | | | | | | А | |
| | | | | | | | | | | | | | | В | |
| | | | 5. П | | | | | 6. П | | | | | | Е | |
| | | 1. П | Р | А | В | А | | Р | | | | | | Н | |
| | | | А | | | | | Е | | | | | | С | |
| | | | В | | 2. О | Б | Я | З | А | Н | Н | О | С | Т | Ь |
| | | | О | | | | | И | | | | | | В | |
3. З | А | К | О | Н | | | | | Д | | | | | | О | |
| | | | А | | | | | Е | | | 7. С | | | | |
| | | 4. Г | Р | А | Ж | Д | А | Н | С | Т | В | О | | | |
| | | | У | | | | | Т | | | О | | | | |
| | | | Ш | | | | | | | | Б | | | | |
| | | | Е | | | | | | | | О | | | | |
| | | | Н | | | | | | | | Д | | | | |
| | | | И | | | | | | | | А | | | | |
| | | | Е | | | | | | | | | | | | |
Кроссворд
Вопросы к кроссворду:
По горизонтали:
1. Гарантированные государством возможности (права)
2. Определенный круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения (обязанность)
3. Правило обязательное для всех (закон)
4. Правовая связь человека и государства (гражданство)
По вертикали:
5. Нарушение прав человека (правонарушение)
6. Кто является гарантом конституции и главой РФ (Президент)
7. Основное право человека, которое он теряет, попадая в тюрьму (свобода)
8. Общее право всех граждан (равенство)
Музыкальная пауза.
Песня караоке, на мотив песни «Учат в школе». (Слова песни на экране. Поем все вместе.)
Как права ребята знать
Интеллект свой повышать
Учат в школе
Учат в школе
Учат в школе
И законы уважать
Малышей не обижать
Учат в школе
Учат в школе
Учат в школе
На учебу есть права
И на отдых есть права
Учат в школе
Учат в школе
Учат в школе
На заботу есть права
На работу есть права
Учат в школе
Учат в школе
Учат в школе
Свод законов есть большой
Вместе мы его с тобой
Учим в школе
Учим в школе
Учим в школе
Чтоб сумел их применять
Смог себя ты защищать
Учат в школе
Учат в школе
Учат в школе
Дорогие ребята! На этом наше мероприятие заканчивается. Каждый из нас должен помнить, что правовая культура начинается со знания своих прав и обязанностей в этом обществе и их неукоснительного соблюдения. Я хочу пожелать вам, чтобы никто не нарушал ваши права, и вы тоже, не нарушали права других, чтобы вы знали и выполняли свои обязанности.
11