СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Права и обязанности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Права и обязанности»



Тема «Права и обязанности».

Цель урока: обобщить знания детей об основных правах ребенка. Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.

Планируемы результат:

Предметные умения:

Личностные УУД

  • Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • Умение определять и высказывать общие для всех правила;

  • Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Регулятивные УУД

  • формулировать собственную точку зрения при рассмотрении различных обстоятельств;

  • осуществлять поиск нужной информации, выделять главное;

  • определять понятия;

  • вступать в речевое общение;

  • работать с информацией.

Познавательные УУД

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в разных источниках;

  • грамотно излагать свое мнение по заданной теме;

Коммуникативные УУД

  • выслушивать и принимать точки зрения одноклассников;

  • находить общий язык при работе в группах и парах, коллективном обсуждении;

Межпредметные связи: обществознание, история.

Основные понятия: права, обязанности, конвенция, конституция.

Форма работы: коллективная, групповая работа.

Ресурсы: компьютер , презентация, экран, видеоролики


Этапы урока:


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Актуализация знаний

Здравствуйте ребята. Представьте себе вот такую сценку:

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:- Помой посуду, сынок.

Сын:- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:- Это проявление жестокости, папа.

Что получилось в этой семье?

Отвечают на вопрос: Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.


Как вы думаете, о чём на уроке мы будем говорить?

Формулируют тему и цели урока.

Постановка проблемной ситуации

Давайте вспомним что такое право и обязанность.

Называют определение права и обязанности. Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством

А могут ли люди жить свободно, без каких-либо прав и обязанностей, быть полностью свободным?

Высказывают свои мысли с опорой на жизненный опыт учащихся и знаний по данной теме; формулируют собственную точку зрения при рассмотрении данного вопроса. Приводят примеры.

Осознание проблемы и вскрытие противоречия.


Поиск путей решения проблемы

Вспомните, били ли в истории ситуации, когда нарушались права людей?

Высказывают свои мысли с опорой на жизненный опыт учащихся и знаний по данной теме;

Приводят примеры.

Так вот, в 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребёнка. Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

И в нашем государстве ваши права и обязанности прописаны в Конституции. Давайте выпишем определения из словаря. Помимо общих законов, обязанных для исполнения всеми, есть специальные документы регламентирующие обязанности людей. У вас сейчас учебная деятельность, а для её регулирования есть Правила распорядка учащихся.

Записывают определения Декларации, Конвенции, Конституции.

Решение проблемы

Сейчас мы разделимся на группы. Каждая из групп будет работать над свои документом. Задания к документу у каждого свои. Время на выполнение 10 минут

Используют поисковый метод работы. Знакомятся со статьями Конституции и Уставом школы (определяют обязанности), Декларации прав ребёнка (выделяют группы прав и приводят выдержки из документов).

Овладение приёмами анализа.

Формирование общих приёмов учебной деятельности.

Вступают в речевое общение;

Работают с документами.

Коррекция

Сейчас мы заслушаем ваши ответы.

Дети называют свои обязанности в школе

По Декларации прав ребёнка выделяют права:

Личные, социальные

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний.

Групповая работа.

Упражнение «Три правила»

Каждой группе предлагается написать три важных права, которые, как они считают, они должны иметь в школе, и три важных права, которые, они должны иметь дома. Затем группы обмениваются списками и должны придумать обязанности, которые соответствуют правам из списка. Каждому праву соответствует обязанность. Например, ваше право на свободу высказывания ограничено обязанностью не говорить неправду, не говорить вещи, унижающие другого человека и нарушающие его право на сохранение человеческого достоинства.

Время на работу 10 минут.

Давайте сделаем выводы.

Групповая работа. Выслушивают и принимают точки зрения одноклассников. Вступают в диспут.


Рефлексия

Сейчас обобщим полученные знания. Предлагаю определить вид нарушаемого права по сказке:

1.«Колобок» и «Красная Шапочка»

2.Семеро козлят

3. «Лиса и заяц»

4. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено выходить из дома, ехать на бал. Какие права были бы нарушены, если бы подобное происходило в наши дни?

Итак, что мы должны уяснить за урок? Всем спасибо за урок.


1.Лиса нарушила право, лишила жизни Колобка. Волк нарушил право на жизнь.

2. Родительская забота.

3. Лиса нарушила право, выгнала зайца из избушки, лишила его жилья.

4. Право ребенка на отдых, право на свободу.





У всех есть права и обязанности, и нельзя нарушать права других людей.

Домашнее задание


На выбор: Составить кроссворд по теме или написать собственную сказку (или найти информацию) на ущемлению прав ребёнка или взрослого человека




















Приложение 1


Первая группа .Конституция

Заданпие1. Ознакомится с выдержками из документа.

Задание 2. Определить социальные и гражданские(личные) права.

Задание 3.Выбрать из текста документа культурные права человека

Статья 17

 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 20  

1. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статья 42

 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 43

 1. Каждый имеет право на образование.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Статья 60

 Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Группа 2

Правила внутреннего распорядка учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Червонновская средняя школа»».

Задание 1.Ознакомиться с документом.

Задание 2. Привести пример личных и социальных обязанностей.

2.4.Учащиеся обязаны:

2.4.1.Добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять

индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные

учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия,

осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

2.4.4.Уважать честь и достоинство других учащихся и работников Учреждения, не создавать препятствий для получения образования другими учащимися;

2.4.5.Бережно относиться к имуществу Учреждения;

3.Правила поведения учащихся

3.1.1.Учащиеся приходят в Учреждение за 15 – 20 минут до начала

уроков, оставляют в гардеробе верхнюю одежду, уличную обувь, надевают

сменную обувь.

3.1.3.Учащиеся проходят в учебные кабинеты за 10 минут до начала

урока, готовят все необходимые учебные принадлежности (книги, тетради,

дневник, ручку) к предстоящему уроку.

3.1.4.Учащиеся являются в Учреждение с подготовленными домашними

заданиями по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) согласно расписанию.

3.1.6.Учащиеся берегут имущество Учреждения, аккуратно относятся как

к своему, так и к чужому имуществу.

3.1.7.Учащиеся ведут себя в Учреждении дисциплинированно, не

совершают противоправных действий.

3.1.8.В Учреждение и на его территорию запрещено приносить с любой

целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые, взрывоопасные или огнеопасные вещества, спиртные напитки, табачные изделия, спички, зажигалки, наркотики, токсичные вещества и яды, приносить и распространять печатную продукцию, не имеющую отношения к образовательной деятельности, ценные предметы, сохранность которых учащийся не может обеспечить самостоятельно, деньги, в количестве, превышающем необходимые траты в Учреждении.

Группа 3 Декларация прав ребёнка 1959 г.

Задание 1. ознакомиться с текстом Декларации о гражданских правах;

Задание 2.Назовите права, которые ребенок получает с момента рождения:

В каких случаях могут быть ограничены некоторые права детей? Приведите примеры.

Статья 6.1.Государства-участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Статья 7.1.Ребёнок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 15.1.Государства-участники признают право ребёнка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

Статья 16.1.Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

2.Ребёнок имеет право на защиту закона от всякого вмешательства или посягательства.

Статья 24.1.Государства-участники признают право ребёнка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстанов­ления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребёнок не был лишён своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.

Статья 28.1.Государства-участники признают право ребёнка на образование, и с целью постепенного достижения осуществле­ния этого права на основе равных возможностей они, в частности:

а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

б) поощряют развитие различных форм среднего образова­ния, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставле­ние в случае необходимости финансовой помощи;

в) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

г) обеспечивают доступность информации и материалов в обла­сти образования и профессиональной подготовки для всех детей;

д) принимают меры по содействию регулярному посещению школы и снижению числа учащихся, покинувших школу. (...)

Статья 31.1.Государства-участники признают право ребён­ка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекатель­ных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!