Министерство образования и науки ДНР
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №58 города Макеевки»
Разработка классного часа
«Права детей и взрослых»
5 – 6 классы
Подготовила
Колебанова Светлана Ивановна,
учитель истории
Макеевка
2020
Цель: формирование у обучающихся знаний о правах человека, правовых компетенций, способностей к анализу правовых ситуаций, способностей строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод, обязанностей;
воспитание чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека, демократическим правовым ценностям.
Задачи:
продолжить работу по формированию у учащихся правовой культуры;
продолжить формирование у учащихся интереса к правовым знаниям;
формировать положительное отношение к правам других;
содействовать воспитанию, образованию и просвещению учащихся в духе уважения к государству и праву;
продолжить работу над формированием умения высказывать свою точку зрения, отстаивать свое мнение.
Оборудование:
плакат «Древо жизни»;
презентация по теме урока;
компьютер;
проектор;
карточки с заданиями.
Ход занятия
Ученица
В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне.
В которой люди счастливы всегда.
Друг друга не обидят никогда.
Где не слышны глухие взрывы,
И где закаты так красивы!
Учитель.
Каждый человек хочет прожить счастливую жизнь. Как вы думаете, что ему для этого нужно?
Давайте мы вместе нарисуем «Древо жизни» и перечислим все то, что человеку нужно для счастья.
Учащиеся рисуют дерево на листах бумаги и вписывают необходимые слова: мир, свобода, семья, образование, жизнь, здоровье, работа и т. д.
Учитель делает вывод: чтобы это все иметь, человек должен иметь право на все это. Право – это возможность что-либо делать, установленная государством. Какова история возникновения прав человека?
Организация Объединенных Наций была создана 24 октября 1945 года. Главная цель данной организации – поддержать мир во всем мире.
10 декабря 1948 года в Париже ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, в 30 статьях этого документа перечислены все основные права человека: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. В декларации были названы важнейшие права и свободы, которые должны принадлежать каждому человеку просто потому, что он человек.
В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребёнка, в которой призвала все страны мира проявить особую заботу о детях, признавать и защищать их права.
20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка. Потребовалось много лет, чтобы подготовить этот важный для каждого из вас международный документ.
Существует ряд документов по правам человека. Высшим нормативно-правовым актом является Конституция ДНР.
Давайте мы проанализируем некоторые права, узнаем, как их надо понимать? (Работа с карточками. Учащиеся объясняют с помощью учителя.)
Алгоритм анализа
Право на жизнь – это значит …
Как государство обеспечивает это право?
Как государство защищает это право?
Пример. Право на жизнь - это значит, что никто и ничто (даже само государство) не имеет права посягать на жизнь человека, лишать его жизни. Иначе государство привлечет посягателя к ответственности и накажет согласно решению суда.
Право на охрану здоровья – это значит…
Право на образование – это значит…
Право на отдых и досуг - это значит…
Право на труд, свободный выбор работы – это значит …
Право на благоприятную окружающую среду – это значит …
Право на участие в культурной жизни общества – это значит…
Право свободно выражать свои взгляды – это значит…
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства – это значит…
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки – это значит…
Право на свободу перемещения и выбор места жительства – это значит…
Право на жилье – это значит…
А теперь немного поиграем в «Сказочную мозаику»
Перед вами разрезанные иллюстрации сказок, вы должны сложить изображение, сказать название сказки и какие права героев были нарушены:
«Три поросенка»
«Маша и Медведь»
«Золушка»
«Красная шапочка».
Дети отвечают, называя сказку.
Нарушено право на неприкосновенность жизни.
Нарушено право на неприкосновенность жилища, право владеть своим жилищем.
В каком произведении нарушено право на отдых и досуг.
Нарушено право свободного передвижения.
Приведите примеры мультфильмов, сказок, где речь идет о нарушении прав («Маша и медведь», «Доктор Айболит», «Приключения Буратино», «Колобок» и др.)
И еще одно задание – «Антикроссворд»
Почему так называется? Потому что он уже разгадан, а нам надо подобрать к понятиям определения.
|
По горизонтали 2. Внимание, помощь, уход. 3. Мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества 6. Нарушение прав человека. 7. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы 8. Ребёнок, у которого возраст от 6 до 14 лет? 10. Система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни 11. Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе По вертикали 1. Документ, удостоверяющий личность. 4. Процесс приобретения знаний о мире и науках. 5. Законный представитель не совершеннолетнего ребёнка. 9. Что нужно постоянно обновлять и развивать? Подведение итогов классного часа. |
Рефлексия
Мне было интересно…..
До этого я не знал……
В дальнейшем я буду…..