Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области
Краснообская средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов
Рассмотрено | | ПРИНЯТО |
на заседании кафедры ЕНО протокол № 1 от «28» августа 2022г. | | Зам.директора по УВР ________ (Кобзева Н.Н.) |
| | «02» сентября 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по химии
«Практикум по химии»
8класс
Уровень обучения: основное общее образование
Составитель: Карасева Е.В.,
учитель химии
2022г.
Содержание
Пояснительная записка.....................................................................................3
Результаты освоения .........................................................................................5
Содержание курса.............................................................................................14
Тематическое планирование..……………………………………………… .16
Список литературы...........................................................................................20
Пояснительная записка
Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010. № 1897» (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.02.2016 г. № 40937); Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Краснообской СОШ №1.
Цель: формирование у учащихся опыта химического творчества, который связан не только с содержанием деятельности, но и с особенностями личности ребенка, его способностями к сотрудничеству, развитие общекультурной компетентности, представлений о роли естественнонаучных занятий в становлении цивилизации, познавательной активности и самостоятельности, положительной мотивации к обучению, опыта самореализации, коллективного взаимодействия, развитие интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.
Задачи программы:
1) Формирование умений и знаний при решении основных типов задач по химии;
2) Формирование практических умений при решении экспериментальных задач на распознавание веществ;
3) Повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов, образующих химическую науку.
4) Создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов и родителей;
5) Формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки;
6) Содействие в профориентации школьников.
7) Развитие интеллектуального и творческого потенциала личности, логическое мышление при решении экспериментальных задач по химии;
8) Обучение технике подготовки и проведения химического эксперимента, с помощью занимательных опытов поднять у обучающихся интерес к изучению химии, учить приемам решения творческих задач, поиску альтернативного решения, комбинированию ранее известных способов решения, анализу и сопоставлению различных вариантов решения, учить активно мыслить;
На изучение данного курса в 8 классе отводится:
- количество часов в неделю – 1.
- количество учебных недель – 34.
- количество часов в год – 34.
Результаты освоения
Занятия дают возможность достичь личностных результатов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )
Метапредметными результатами освоения программы являются:
1.овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
3. умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметными результатами освоения являются:
формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)
создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;
формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Личностные универсальные учебные действия
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей учащегося;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Учащийся получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Научатся:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Получат возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Научатся:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез
Содержание учебного курса
Введение.
Моделирование построения ПСХЭ Д.И.Менделеева. Знакомство с приемами лабораторной техники. Правила ТБ. Правила безопасной работы в химической лаборатории: со стеклом, металлом, пробками и т.д. Предметы лабораторного оборудования. Техника демонстрации эксперимента. Практическая работа: признаки химических признаков.
II. Математические расчеты в химии.
Нахождение массовой и объемной доли элементов в веществе. Изготовление растворов с разной массовой долей. Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи. Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды. Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов, получение насыщенных и пересыщенных растворов, использование графиков растворимости. Практическая работа №3.Приготовление рабочих растворов, растворов заданной концентрации.
III.Минералы - химические вещества
Ознакомление с образцами горной породы. Практическая работа №4. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами.
Практическая работа №5. Получение и свойства нерастворимых оснований.
Практическая работа№6. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств. Калиевая селитра, нахождение в природе, применение в нашей жизни. Каустическая сода. Минеральные удобрения и ядохимикаты. Решение экспериментально-расчетных задач. «Мониторинг качества питьевой воды», «Электролиз в школьной лаборатории».
IV.Химия в быту
Кристаллы в природе и технике. Методика выращивания единичных кристаллов. Практическая работа №7. Получение кристаллических друз на металлических каркасах. Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. Практическая работа №8. Йодкрахмальная реакция с различными продуктами (хлеб, яблоко, картофель, разведённая мука). «Зелёнка», или раствор бриллиантового зелёного. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка. Напитки для лечения простуды. Практическая работа №9. Изготовление напитков для лечения простуды (чай с лимоном или с малиновым вареньем, молоко с медом, шипучий напиток из пищевой соды, лимонной кислоты, сахара и аскорбиновой кислоты). Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло». Практическая работа №10. Растворение жидкого мыла в жесткой и дистиллированной воде. Методика очистки старых монет. Практическая работа№11. Как посеребрить монету. Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие. Практическая работа№12. Гашение пищевой соды уксусной эссенцией. Приготовление уксуса разной концентрации. Химические продукты: «сок, вода, молоко». Отработка методики проведения эксперимента на эффектном опыте. Удаление пятен. Практическая работа№13. Удаление ржавчины, чернил, варенья, йодного и жирного пятен со скатерти. Подготовка и проведение химического вечера в рамках «Недели естествознания».
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Форма проведения занятия | Формы контроля |
| I.Введение | 3 | | |
1 | Моделирование построения ПСХЭ Д.И.Менделеева | 1 | Практическое занятие | решение задач |
2 | Признаки химических реакций. | 1 | практ. занятие | решение задач |
3 | Признаки химических реакций. | 1 | практ. занятие | решение задач |
| II. Математические расчеты в химии | 8 | | |
4. | Нахождение массовой доли элементов в веществе | 1 | практ. занятие | решение задач |
5 | Нахождение объемной доли элементов в веществе | 1 | практ. занятие | решение задач |
6-7 | Изготовление растворов с разной массовой долей | 1 | практ. занятие | решение задач |
8 | Исследование поверхностного натяжения воды | 2 | практ. занятие | решение задач |
9-10 | Изготовление моделей, иллюстрирующих свойства разных химических связи. | 2 | практическое занятие | решение задач |
11 | Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды. | 1 | практ. занятие | решение задач |
| III.Минералы - химические вещества | 9 | | |
12 | Ознакомление с образцами горной породы. | 1 | практ. занятие | решение задач |
13 | Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами. | 1 | практ. занятие | решение задач |
14 | Получение и свойства нерастворимых оснований. | 1 | практ. занятие | решение задач |
15 | Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств. | 1 | практ. занятие | решение задач |
16 | Калиевая селитра. | 1 | лекция | решение упражнений |
17 | Каустическая сода. | 1 | практ. занятие | решение задач |
18 | Минеральные удобрения и ядохимикаты. | 1 | лекция | решение упр-ний |
19 | Решение экспериментально-расчетных задач. «Мониторинг качества питьевой воды» | 1 | практ. занятие | решение задач |
20 | Решение экспериментально-расчетных задач. «Электролиз в школьной лаборатории» | 1 | практ. занятие | решение задач |
| IV.Химия в быту | 14 | | |
21 | Кристаллы в природе и технике | 1 | лекция | решение упр-ний |
22 | Аптечный йод и его свойства. | 1 | лекция | решение упр-ний |
23 | Йодкрахмальная реакция с различными продуктами (хлеб, яблоко, картофель, разведённая мука) | 1 | практ. занятие | решение задач |
24 | «Зелёнка», или раствор бриллиантового зелёного. | 1 | практ. занятие | решение задач |
25 | Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». | 1 | практ. занятие | решение задач |
26 | Изготовление напитков для лечения простуды | 1 | практ. занятие | решение задач |
27 | Мыло или мыла? | 1 | лекция | решение упр-ний |
28 | Растворение жидкого и твердого мыла в жесткой и дистиллированной воде. | 1 | практ. занятие | решение задач |
29 | Методика очистки старых монет. | 1 | практ. занятие | решение задач |
30 | Столовый уксус и уксусная эссенция. | 1 | лекция | решение упр-ний |
31 | Гашение пищевой соды уксусной эссенцией. Приготовление уксуса разной концентрации. | 1 | практ. занятие | решение задач |
32 | Химические продукты: «сок, вода, молоко». | 1 | практ. занятие | решение задач |
33 | Удаление ржавчины, чернил, варенья, йодного и жирного пятен со скатерти. | 1 | практ. занятие | решение задач |
34 | Подготовка и проведение химического вечера | 1 | практ. занятие | решение задач |
Список используемой литературы
Беспалов П.И. Применение учебного прогнозирования в химическом эксперименте –М.:Центхимпресс//Химия в школе.-№2-2012-с.55
Вивюрский В.Я.Методика химического эксперимента - М. Высшая школа,1980
Гара Н.Н. Школьный практикум.Химия. – М. Дрофа,1999
Зеленская Е.А. Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время – М.:Центрхимпресс//Химия в школе. - №8,2009, с.12-16
Исаев Д.С. Из опыта организации исследовательской деятельности – М:Центрхимпресс//Химия в школе №4,2011,с.123-126
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека – 2е издание- М., Дрофа,2006
Вивюрский В.Я. Методика химического эксперимента в средней школе: методическое пособие для преподавателей химии. – Режим доступа: http://him.1september.ru
Федеральные государственные стандарты среднего (полного) общего образования. – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
Евстигнеев Г.М. Тайны продуктов питания. – М., Изд-во «Пищевая промышленность»,1972- 99 с.
Егоров А.С. Химия внутри нас: введение в бионеорганическую и биоорганическую химию. – Ростов на Дону:Феникс,2004 – 192 с.
Мойе С.У. Занимательная химия: замечательные опыты с простыми вещами. –М., АСТ: Астрель,2007 – 96с.
Ольгин О. Опыты без взрывов – 2е изд., перераб. – М.: Химия,1986- 192с.
Скурихин И.М. Все о пище с точки зрения химика:справ.издание. – М., Высшая школа,1991 – 288 с.
Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М., Дрофа, 2002 – 432с.
22