СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  формирование у учащихся опыта химического творчества, который связан не только с содержанием деятельности, но и с особенностями личности  ребенка, его способностями к сотрудничеству, развитие общекультурной компетентности, представлений о роли естественнонаучных занятий в становлении цивилизации

Просмотр содержимого документа
«Практикум по химии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области

Краснообская средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов

Рассмотрено


ПРИНЯТО

на заседании кафедры ЕНО

протокол № 1

от «28» августа 2022г.


Зам.директора по УВР

________ (Кобзева Н.Н.)



«02» сентября 2022 г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по химии

«Практикум по химии»

8класс

Уровень обучения: основное общее образование







Составитель: Карасева Е.В.,

учитель химии







2022г.

Содержание







  1. Пояснительная записка.....................................................................................3

  2. Результаты освоения .........................................................................................5

  3. Содержание курса.............................................................................................14

  4. Тематическое планирование..……………………………………………… .16

  5. Список литературы...........................................................................................20











































Пояснительная записка



Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010. № 1897» (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.02.2016 г. № 40937); Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Краснообской СОШ №1.

Цель:  формирование у учащихся опыта химического творчества, который связан не только с содержанием деятельности, но и с особенностями личности ребенка, его способностями к сотрудничеству, развитие общекультурной компетентности, представлений о роли естественнонаучных занятий в становлении цивилизации, познавательной активности и самостоятельности, положительной мотивации к обучению, опыта самореализации, коллективного взаимодействия, развитие интеллектуального и творческого потенциала  детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.

Задачи программы:

1) Формирование умений и знаний при решении основных типов задач по химии;

2) Формирование практических умений при решении экспериментальных задач на распознавание веществ;

3) Повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов, образующих химическую науку.

4) Создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов и родителей;

5) Формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки;

6) Содействие в профориентации школьников.

7) Развитие интеллектуального и творческого потенциала личности, логическое мышление при решении экспериментальных задач по химии;

8) Обучение технике подготовки и проведения химического эксперимента, с помощью занимательных опытов поднять у обучающихся интерес к изучению химии, учить приемам решения творческих задач, поиску альтернативного решения, комбинированию ранее известных способов решения, анализу и сопоставлению различных вариантов решения, учить активно мыслить;

На изучение данного курса в 8 классе отводится:

- количество часов в неделю – 1.

- количество учебных недель – 34.

- количество часов в год – 34.























Результаты освоения



Занятия дают возможность достичь личностных результатов:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

  3. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  4. формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  5. формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  6. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  7. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  8. развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )

Метапредметными результатами освоения программы являются:

1.овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

3. умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

  1. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  2. формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

  3. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  4. умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  5. умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

  6. умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

  7. умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  8. умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;

  9. умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметными результатами освоения являются:

  1. формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

  2. осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

  3. овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

  4. формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

  5. приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

  6. умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

  7. овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)

  8. создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;

  9. формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.



Личностные универсальные учебные действия

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей учащегося;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

Учащийся получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Научатся:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Получат возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.



Познавательные универсальные учебные действия

Научатся:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез











Содержание учебного курса



  1. Введение. 

Моделирование построения ПСХЭ Д.И.Менделеева. Знакомство с приемами лабораторной техники. Правила ТБ. Правила безопасной работы в химической лаборатории: со стеклом, металлом, пробками и т.д. Предметы лабораторного оборудования. Техника демонстрации эксперимента. Практическая работа: признаки химических признаков.

II. Математические расчеты в химии.



Нахождение массовой и объемной доли элементов в веществе. Изготовление растворов с разной массовой долей. Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи. Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды. Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов, получение насыщенных и пересыщенных растворов, использование графиков растворимости. Практическая работа №3.Приготовление рабочих растворов, растворов заданной концентрации.

III.Минералы - химические вещества

Ознакомление с образцами горной породы. Практическая работа №4. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами.

Практическая работа №5. Получение и свойства нерастворимых оснований.

Практическая работа№6. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств. Калиевая селитра, нахождение в природе, применение в нашей жизни. Каустическая сода. Минеральные удобрения и ядохимикаты. Решение экспериментально-расчетных задач. «Мониторинг качества питьевой воды», «Электролиз в школьной лаборатории».

IV.Химия в быту

Кристаллы в природе и технике. Методика выращивания единичных кристаллов. Практическая работа №7. Получение кристаллических друз на металлических каркасах. Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. Практическая работа №8. Йодкрахмальная реакция с различными продуктами (хлеб, яблоко, картофель, разведённая мука). «Зелёнка», или раствор бриллиантового зелёного. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка. Напитки для лечения простуды. Практическая работа №9. Изготовление напитков для лечения простуды (чай с лимоном или с малиновым вареньем, молоко с медом, шипучий напиток из пищевой соды, лимонной кислоты, сахара и аскорбиновой кислоты). Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло». Практическая работа №10. Растворение жидкого мыла в жесткой и дистиллированной воде. Методика очистки старых монет. Практическая работа№11. Как посеребрить монету. Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие. Практическая работа№12. Гашение пищевой соды уксусной эссенцией. Приготовление уксуса разной концентрации. Химические продукты: «сок, вода, молоко». Отработка методики проведения эксперимента на эффектном опыте. Удаление пятен. Практическая работа№13. Удаление ржавчины, чернил, варенья, йодного и жирного пятен со скатерти. Подготовка и проведение химического вечера в рамках «Недели естествознания».






Тематическое планирование






Тема урока



Кол-во часов




Форма проведения занятия



Формы контроля


I.Введение

3



1


Моделирование построения ПСХЭ Д.И.Менделеева

1

Практическое занятие

решение задач

2

Признаки химических реакций.

1

практ.

занятие

решение задач

3

Признаки химических реакций.


1

практ.

занятие

решение задач


II. Математические расчеты в химии

8



4.

Нахождение массовой доли элементов в веществе

1

практ.

занятие

решение задач

5

Нахождение объемной доли элементов в веществе

1

практ.

занятие

решение задач

6-7

Изготовление растворов с разной массовой долей

1

практ.

занятие

решение задач

8

Исследование поверхностного натяжения воды

2

практ.

занятие

решение задач

9-10

Изготовление моделей, иллюстрирующих свойства разных химических связи.

2

практическое

занятие

решение задач

11

Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды.

1

практ.

занятие

решение задач


III.Минералы - химические вещества

9




12

Ознакомление с образцами горной породы.

1

практ.

занятие

решение задач

13

Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами.

1

практ.

занятие

решение задач

14

Получение и свойства нерастворимых оснований.

1

практ.

занятие

решение задач

15

Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.

1

практ.

занятие

решение задач

16

Калиевая селитра.

1

лекция

решение упражнений

17

Каустическая сода.

1

практ.

занятие

решение задач

18

Минеральные удобрения и ядохимикаты.

1

лекция

решение упр-ний

19

Решение экспериментально-расчетных задач. «Мониторинг качества питьевой воды»

1

практ.

занятие

решение задач

20

Решение экспериментально-расчетных задач. «Электролиз в школьной лаборатории»

1

практ.

занятие

решение задач


IV.Химия в быту

14



21

Кристаллы в природе и технике

1

лекция

решение упр-ний

22

Аптечный йод и его свойства.

1

лекция

решение упр-ний

23

Йодкрахмальная реакция с различными продуктами (хлеб, яблоко, картофель, разведённая мука)

1

практ.

занятие

решение задач

24

«Зелёнка», или раствор бриллиантового зелёного.

1

практ.

занятие

решение задач

25

Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка».

1

практ.

занятие

решение задач

26

Изготовление напитков для лечения простуды

1

практ.

занятие

решение задач

27

Мыло или мыла?

1

лекция

решение упр-ний

28

Растворение жидкого и твердого мыла в жесткой и дистиллированной воде.

1

практ.

занятие

решение задач

29

Методика очистки старых монет.

1

практ.

занятие

решение задач

30

Столовый уксус и уксусная эссенция.

1

лекция

решение упр-ний

31

Гашение пищевой соды уксусной эссенцией. Приготовление уксуса разной концентрации.

1

практ.

занятие

решение задач

32

Химические продукты: «сок, вода, молоко».

1

практ.

занятие

решение задач

33

Удаление ржавчины, чернил, варенья, йодного и жирного пятен со скатерти.

1

практ.

занятие

решение задач

34

Подготовка и проведение химического вечера

1

практ.

занятие

решение задач












Список используемой литературы

  1. Беспалов П.И. Применение учебного прогнозирования в химическом эксперименте –М.:Центхимпресс//Химия в школе.-№2-2012-с.55

  2. Вивюрский В.Я.Методика химического эксперимента - М. Высшая школа,1980

  3. Гара Н.Н. Школьный практикум.Химия. – М. Дрофа,1999

  4. Зеленская Е.А. Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время – М.:Центрхимпресс//Химия в школе. - №8,2009, с.12-16

  5. Исаев Д.С. Из опыта организации исследовательской деятельности – М:Центрхимпресс//Химия в школе №4,2011,с.123-126

  6. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека – 2е издание- М., Дрофа,2006

  7. Вивюрский В.Я. Методика химического эксперимента в средней школе: методическое пособие для преподавателей химии. – Режим доступа: http://him.1september.ru

  8. Федеральные государственные стандарты среднего (полного) общего образования. – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru

  9. Евстигнеев Г.М. Тайны продуктов питания. – М., Изд-во «Пищевая промышленность»,1972- 99 с.

  10. Егоров А.С. Химия внутри нас: введение в бионеорганическую и биоорганическую химию. – Ростов на Дону:Феникс,2004 – 192 с.

  11. Мойе С.У. Занимательная химия: замечательные опыты с простыми вещами. –М., АСТ: Астрель,2007 – 96с.

  12. Ольгин О. Опыты без взрывов – 2е изд., перераб. – М.: Химия,1986- 192с.

  13. Скурихин И.М. Все о пище с точки зрения химика:справ.издание. – М., Высшая школа,1991 – 288 с.

  14. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М., Дрофа, 2002 – 432с.

22




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!