СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по биологии «Лабораторные методы исследования растений» 6 -7 классы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  предполагает сочетание теоретических и практических занятий. В ходе специальных лабораторных работ учащиеся знакомятся с методами исследования растений, отрабатывают практические навыки.

Просмотр содержимого документа
«Практикум исследования растений.»

ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ

«ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАСТЕНИЙ»

6 -7 КЛАССЫ

Цели и задачи:

  • развивать интерес к научному творчеству;

  • познакомить с этапами и методами исследования;

  • отрабатывать навыки исследовательской работы.



Пояснительная записка

Программа предполагает сочетание теоретических и практических занятий. В ходе специальных лабораторных работ учащиеся знакомятся с методами исследования растений, отрабатывают практические навыки.

На теоретических занятиях учащиеся получают информацию об особенностях планирования биологического эксперимента с растениями, о методах фиксирования и статистической обработки данных опыта. В ходе собственной экспериментальной работы закрепляют эти знания. Периодически на общих занятиях дети докладывают о предварительных результатах своего эксперимента, коллективно обсуждаются, планируется дальнейшая работа.

По итогам исследовательского практикума учащиеся отчитываются на ученической научно – практической конференции.

Темы теоретических занятий

Выбор темы исследования, формулирование проблемы. Проблема – это задача, требующая решения. Источник задачи - противоречие между знанием и незнанием. Пример проблемы (Почему в органах растений разное количество воды?). Сбор известных данных. Сравнение данных (поиск сходств и отличий). Вычленение противоречия и формулирование проблемы. Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить. Формулирование цели для разрешения проблемы.

  1. Отработка навыков приготовления микропрепарата, работы с микроскопом. Устройство микроскопа. Правила настройки микроскопа на малом и большом увеличении. Типы микропрепаратов (временные и постоянные). Изготовление микропрепаратов листа элодеи, традесканции, корневых волосков гороха. Рассматривание микропрепарата на большом и малом увеличении. Определение увеличения объекта.

  2. Подготовка биологического материала к эксперименту (методы проращивания семян). Отбор семян растений для эксперимента, отделение здоровых от больных. Значение учёта размеров семян для эксперимента. Проращивание семян в растильне, замачивание семян. Расчёт всхожести семян разных растений (пшеницы, томатов, гороха).

  3. Сбор предварительных данных об объекте изучения (описание, замеры) Качественные и количественные показатели семян. Качественные показатели семян (форма, окраска, повреждения), листьев (тип листа, форма листовой пластинки, край листа, жилкование). Количественные показатели семян (средний вес, средний объём), морфометрические показатели листьев (площадь листовой пластинки), побегов (измерение высоты побегов, длины и ширины листьев).

  4. Методика постановки эксперимента. Учёт условий опыта. Опытные растения – это те, на которые оказывают определённое воздействие. Контроль – это растения, находящиеся в тех же условиях, что и опытные, но не подвергаются воздействию. Необходимость создания одинаковых условий (кроме изучаемого) для опытных и контрольных растений. Роль многократной повторности опыта. Роль контроля в определении эффективности изучаемого фактора. Планирование опытов по проблемам исследовательских работ учащихся.

  5. Регистрация хода опыта и наблюдений в форме таблиц. Дневник наблюдений за ходом эксперимента. Учёт и запись изменений условий (постоянных и случайных). Периодичность фиксации изменений у семян, листьев, побегов. Составление таблиц, (символика таблиц типа: объект – признак, объект – признак – объект, объект – признак – признак).

  6. Анализ результатов, построение графиков. Обработка статистических данных эксперимента (вычисление средних показателей, отклонение от средней). Формирование выводов. Вывод и его соответствие цели исследования. Анализ качественных показателей. Анализ графиков. Связь теоретических знаний исследуемых показателей с полученным результатом. Краткое оформление выводов.

  7. Работа с научной литературой по выбранной теме. Подбор литературы по теме (работа с каталогом). Выделение главных мыслей в логическую цепочку. Работа с терминами по словарю.

  8. Написание и оформление реферата. Оформление титульного листа реферата. Разделы реферата и их содержание: план, введение (цель работы), обзор литературы. Оформление ссылок.

  9. Как составить устный отчёт об исследовательской работе. Как отвечать на вопросы. Что такое тезисы выступления. Содержание тезисов: цель исследовательской работы и её обоснование, методика эксперимента, результаты, выводы. Оформление наглядности. Культура устной речи.



Примерные темы исследований учащихся 6-х классов

  1. Действие света на прорастание семян разных видов растений.

  2. Обнаружение взаимовлияния семян при совместном проращивании.

  3. Посев растений мелкими и крупными семенами.

  4. Влияние температуры на рост побега.

  5. Наблюдения за скоростью роста корня.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!