КГУ «Вечерняя средняя школа»
г.Степногорска
Психологический практикум
«Мир моих эмоций»
Разработала:
Психолог Мансурова А.С.
2020 г
Ход мероприятия:
Цель занятия: расширение знаний учащихся об эмоциональной сфере, особенностях переживания и проявления эмоций.
Задачи:
Расширить представление учащихся о значении эмоций в жизни.
актуализировать представление о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций.
создание условий для развития способности понимать эмоциональные состояния других людей и умения выразить свое состояние.
Развить навыки анализировать и изменять свое эмоциональное состояние.
Необходимые материалы:
Вступление
Эволюция, по – видимому наделила нас эмоциями, чтобы мотивировать нас к заботе о себе и стремлению понимать людей, которых мы любим.
Эмоции – это один из видов психических процессов, отражающих отношение человека к себе и к окружающему его миру.
Это переживание человеком чего бы то ни было в данный момент времени. Сила переживания зависит от того, насколько значима данной ситуации для человека.
Но помимо переживания, психического компонента, существует биологическая составляющая - определенные физиологические изменения - которые протекают в организме параллельно переживанию.
ЭМОЦИИ – это опыт всего тела, включающий чувства, мысли и телесные ощущения.
Существуют 6 уникальных эмоций: ГРУСТЬ, ЗЛОСТЬ, ОТВРАЩЕНИЕ, СТРАХ, СЧАСТЬЕ И УДИВЛЕНИЕ. Однако, когда и как мы их выражаем, зависит от культуры, в которой мы живем, от воспитания, от семьи, от ситуации. Все мы родом из детства и многие наши действия и поступки обусловлены чувствами и эмоциями, уходящими корнями в наше прошлое.
Что такое эмоция? Эмоции возникают в результате общения человека с другими людьми. Эмоции – это средство, с помощью которого мы контактируем друг с другом. Это реакция организма на внешние и внутренние раздражители. Содержательную сторону эмоций выражают чувства – это выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.
Чувства – это очень важная часть каждого из нас.
Они помогают понять истинные желания, познать себя. Они могут быть позитивными и негативными. Но каждая н их низ нужна и важна для человека, выполняет определенную функцию.
Наше сегодняшнее занятие посвящено эмоциям. Поскольку эмоции играют важную роль в жизни человека: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё.
Какие вы знаете эмоции? Игра «Буквы алфавита»
А- апатия
Б – блаженство, беспомощность, безмятежность, бодрость, беспечность.
В- восхищение, восторг, воодушевление, высокомерие.
Г – гнев, горе, грусть.
Д- досада, депрессия.
Ж – жалость.
З – злость, замешательство.
И – игнорирование, изворотливость, инертность.
К – критиканство, колкость.
Л – ликование, любовь.
М – месть, монотонность.
Н – надменность, настороженность.
О – оптимизм, опасение, отчаяние, отвержение, отвращение.
П – предвкушение, паника, покой,
Р – радость, решимость,
С – страх, скука, страсть, смятение, сожаление, симпатия.
Т – тревога, тяжесть.
У – удивление, ужас, уверенность, утомительность.
Х – хандра, холодность.
Ч – чёрствость.
Э – энтузиазм, эмпатия, эгоизм.
Я – ярость, язвительность.
А теперь разделите эмоции на положительные и отрицательные.
Эмоции делятся на положительные и отрицательные:
Восторг Ужас
Восхищение Злость
Радость Ярость
Удивление Гнев
Страсть. Страх
Ликование. Испуг
Проективная методика «Карта эмоциональных состояний»
Цель: выявление эмоционального фона развития учащихся.
Материалы: информационные карты у каждого учащегося, листы бумаги, карандаши.
Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с учащимися о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека. Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.
Инструкция. Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях.
А теперь напиши на листе слово «школа», выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их.
Напиши слово «дом» и сделай то же самое.
Напиши слово «сверстники». Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои сверстники? Выбери 2–3 эмоции и нарисуй их.
Напиши слово «учитель», выбери 2–3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их.
А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители.
Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.
В результате можно выявить:
• какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);
• как он себя чувствует в школе и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний);
• как он воспринимает окружающих людей, какой эмоциональный фон вокруг себя он ощущает.
Упражнение “ЗАТО”
Это эффективное интерактивное упражнение поможет избавиться вам от неприятных эмоций, возникающих в нашей жизни.
Наша задача – перевести негативные эмоции, используя прием “ЗАТО” в положительные эмоции:
Проговариваем негативную эмоцию и далее переводим ее в положительную, используя «Зато…..»
Примеры:
- зато у меня есть время поговорить с другом;
- зато я могу сходить в столовую;
- зато я могу отдохнуть;
- зато я могу выпить кофе;
- зато я могу сходить в свой класс;
- зато я могу подготовиться к тренировке, и т. д.
Обсуждение. Изменилось ли ваше восприятие негативной ситуации?
Вопросы для анализа
• Трудно ли было представить явление природы, соответствующее вашему внутреннему состоянию?
• Это состояние является для вас постоянным или оно возникает в определенные моменты?
• Ваше обычное внутреннее состояние помогает или мешает вам в жизни?
• Вы хотели бы его изменить? Если да, то что хотелось бы чувствовать? (Можно предложить нарисовать желаемое состояние.)
4. Рефлексия занятия.
Ощущения и впечатления о проделанной работе.
Как вы считаете можно ли контролировать эмоции?
Ваши впечатления о занятии?
Подведение итогов.
Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь вы узнали что- то новое и интересное о себе. Мы играли с вами в игры где вы изображали различные эмоциональные состояния. Какую эмоцию было сложнее всего изобразить?
Закончить нашу встречу хочу притчей:
В одной стране жил мудрец, который был всю жизнь счастливым и жизнерадостным и его никогда не видели грустным и печальным. Когда же он состарился и умирал, к нему пришёл один из учеников спросил его:
— Мы всю жизнь видели вас смеющимся, Учитель. Как вам удалось всю жизнь не грустить и печалиться?
Мудрец ответил ему так:
-Когда-то, когда я был как и ты молодым, я спросил у своего мастера об этом. Тогда было мне 17 лет, и я чувствовал себя несчастным, казалось весь мир отвернулся от меня.
На что услышал такой ответ: «Мой друг! В молодости я, как и ты, был таким же печальным. И вдруг понял: «Это МОЙ выбор и это МОЯ жизнь!!!»
Просыпаясь с тех пор каждое утро, я спрашиваю сам себя:
«Что ты выбираешь печаль или радость сегодня?»
И, как-то так получается всегда, что Я ВЫБИРАЮ РАДОСТЬ!!!
Спасибо всем. Будьте счастливы и будьте в радости!