Просмотр содержимого документа
«Практикум для родителей "Особенности воспитания детей в подростковом возрасте"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Нефтеюганск Особенности воспитания детей в подростковом возрасте. (практикум с родителями)
классный руководитель 6 а класса
Калинина Светлана Витальевна
2021-2022 учебный год
- 1. Характеристика подросткового возраста
- 2. Особенности воспитания детей в подростковом возрасте (практикум с родителями)
Основные проблемы:
- 1. Домашнее задание не выполняют.
- 2. Если выполнено, то списано и гдз.
- 3. Не переживают за плохую отметку.
- 4. Постоянно телефоны на парте.
- 5. Отвлекаются на уроках. Занимаются посторонними делами (рисуют, переписываются, играют в телефонах).
- 6. На уроках могут просто просидеть и ни чего не делать.
Вывод: нет мотивации к учению, отсутствие контроля со стороны родителей. Наступление подросткового возраста.
Первые проблемы подросткового возраста
№ 1 Назовите свои ассоциации к слову «подросток»
Подростковый возраст – период роста и развития человека, который следует после детства и длится до достижения зрелого возраста, то есть с 10-11 до 16-17 лет.
№ 2 подростковый возраст считают:
кризисным
трудным
Критическим
ПОЧЕМУ?????
Особенности подросткового возраста:
- Физиологические изменения организма.
- Стремление к общению со сверстниками.
- Проявление самостоятельности,
независимости.
- Отчуждение от взрослых.
- Развитие самосознания.
№ 3
- Назовите какие проблемы испытывают подростки?
- ( На примере своих детей или на примере из жизни других)
Наиболее типичные проблемы подросткового возраста:
- Озабоченность и неудовлетворенность своей внешностью.
- Опыт первой влюбленности.
- Конфликтность подростков.
- Агрессивное поведение.
- Отдаление от родителей.
- Ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания.
- Противоправное поведение.
- Ранняя половая жизнь
- Суициды.
№ 4
- Давайте подумаем, чем заканчиваются попытки родителей, при решение данных проблем?
№ 5
- Пусть каждый из вас закончит предложение словами:
№ 6
- Задание: задумайтесь и вспомните свои ощущения, связанные с конфликтными ситуациями. Нужно за несколько минут вспомнить и записать возникающие в конфликтной ситуации – по одной эмоции .
№ 7
- Попробуйте почувствовать себя подростком . Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома? Примерно следующие: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей! »
- (на какие слова заменить)
№ 8
- А теперь перейдите в позицию родителя. Что вы говорите о себе, обращаясь к подростку? А говорите вы следующее:
- «Я могу тебя наказать...»,
- «У меня есть полное право...»,
- «Я знаю, что делать...»,
- «Я старше и умнее...»,
- «Мне лучше знать…».
№ 9 (замените эти фразы)
- «Ты должен уважать старших!»
- «Ты должен слушаться учителей и родителей!»
- «Мы в твои годы жили гораздо хуже!»
- «Ты должен навести порядок в своей комнате»
- «Сколько можно бездельничать!»
- «Ты должен, наконец, заняться учебой!»
- «Ты должен говорить правду!»
- «Ты должен поиграть с младшей сестрой!»
Условия для для успешного формирования подростка
- Морально-психологический климат в семье;
- Стили воспитания и общения с ребенком;
- Ближайшее окружение;
- Занятость ребенка в свободное время;
- Наличие интереса, мотивации;
- Последовательность, системность со стороны родителей в процессе воспитания .
Памятка для родителей подростков:
- Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
- Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.
- Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они не были. Раз они возникли, значит, на это были причины.
- Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Памятка для родителей подростков
- Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, считают, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Ласка смягчает душу ребенка, снимает напряжение.
- Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
- Не кричите! Крик не только показатель вашего бессилия, слабости, но и демонстрация несдержанности, запальчивости. Еще хуже «пилить изо дня в день». Все это создает такую атмосферу, которая может перейти в отчужденность.
- Не отвечайте грубостью на грубость, а покажите превосходство вежливости в общении.
- Считайтесь с мнением детей, советуйтесь с ними. Не бойтесь, когда надо сказать: «Извини!».
- Дети, которые регулярно видели проявление любви и привязанности от родителей обладают более развитым чувством внутренней безопасности.
- Воспитывайте делом и личным примером!
За что и против чего ведет борьбу подросток:
- За то, чтобы перестать быть ребенком;
- За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность;
- За утверждение среди сверстников;
- Против замечаний, обсуждений.
Как уменьшить напряженность в общении с подростком:
- Следите за собой - не делайте различий при обращении с вашими детьми.
- Обсуждайте вместе с ребенком важные семейные дела.
- Не ожидайте, что подросток примет любой ваш совет или распоряжение и беспрекословно станет его выполнять.
- Во время ссоры ребенок может выпалить то, что он не думает на самом деле.
- Знайте, что не бывает идеальных
родителей, все в чем-то делают
ошибки.
ГЛАВНОЕ В СЕМЬЕ: ЛЮБОВЬ – ДОВЕРИЕ – ПОНИМАНИЕ – ПОДДЕРЖКА
Жил в одном городе мудрец. Не было такого вопроса, на который он не мог бы ответить. Поэтому к нему шли за советом многие люди, его очень любили и уважали. Но нашелся в городе один человек, который позавидовал мудрецу. «Я задам такой вопрос, на который мудрец не сможет ответить, - решил он, - и тогда его перестанут уважать. Я пойду на луг, поймаю в ладони бабочку, подойду к мудрецу и спрошу: «Какая у меня в руках бабочка – живая или мертвая?» Если он скажет «живая», я сожму ладони, и бабочка умрет, а если он скажет «мертвая», я раскрою ладони, и бабочка полети». Вот пришел он к мудрецу и спросил:
«Какая у меня в руках бабочка - живая или мертвая?» Мудрец внимательно посмотрел на него и ответил «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ».
Спасибо за внимание!