СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум для педагогов-психологов ««Психологическое сопровождение ребенка с аутистическими проявлениями»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы с вами поговорим об аутистических проявлениях у детей. Мы рассмотрим непосредственно нашу работу, а именно психологическое сопровождение такого особого ребенка в ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Практикум для педагогов-психологов ««Психологическое сопровождение ребенка с аутистическими проявлениями»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 9»

городского округа город Салават

республика Башкортостан









Практикум для педагогов-психологов

««Психологическое сопровождение ребенка

с аутистическими проявлениями»


городская творческая группа

«Коррекционно-развивающая работа в ДОУ»



Подготовила и провела педагог-психолог Окользина Н.М.




















Психологическое сопровождение ребенка с аутистическими проявлениями.


Добрый день коллеги. Для того чтобы настроится на дальнейшую плодотворную работу я предлагаю вам выполнить:

Упражнение «Карабас»

Цель: повышение внимания, повышение активности, настрой на дальнейшую работу.

Для проведения этой игры педагоги садятся в круг. Психолог напоминает, что все знают сказку о Буратино и Карабасе. Психолог превращает всех в кукол, а сам становится Карабасом.

Инструкция: «Как только я скажу Ка-ра-бас и покажу число на пальцах, в зале должно встать столько же кукол. Договариваться между собой нельзя».

Игра проводится 4-5 раз. Темп игры можно ускорять.

Психолог: спасибо, а теперь я прошу вас разбиться на 5 подгрупп. Каждой подгруппе раздается характеристика ребенка с аутистическими проявлениями, (приложение) психологи прочитывают ее в подгруппе.

Психолог: «Прочитайте характеристику ребенка. Попробуйте представить его, прочувствовать (идет обсуждение в подгруппе). Теперь я предлагаю прочитать по очереди вашу характеристику, слушайте внимательно, постарайтесь запомнить повторяющиеся проявления».

Каждая подгруппа зачитывает характеристику вслух.

Психолог: «Обратите внимание коллеги, все характеристики разные, возраст у всех детей разный, но в каждой есть что-то повторяющееся. Давайте обсудим: на что вы обратили внимание? Что-то есть в каждой характеристике одинаковое? На какие проявления, вы, как специалисты обратили внимание?


Сегодня мы с вами поговорим об аутистических проявлениях у детей, эта тема очень сложная, очень объемная, и требует больших временных затрат на изучение. Мы рассмотрим непосредственно нашу работу, а именно психологическое сопровождение такого особого ребенка в ДОУ.


В последнее время все чаще в дошкольных учреждениях встречаются дети с нарушением эмоционально-волевой сферы, в том числе с ранним детским аутизмом, с аутистическими проявлениями.

Многие семьи узнают о том, что у их ребенка аутизм, только после того, как он начинает ходить в детский сад. До этого момента ребенок кажется немного странным или чувствительным – просто немного другим.

Но в детском саду обнаруживаются новые трудности. Новый режим дня, новые занятия, ролевые игры и необходимость использования речевых навыков – это тяжелое испытание для детей с аутизмом. И если дома родители привыкают к «странностям» своего ребенка, то воспитателям трудно, а подчас и невозможно найти подход к такому ребенку в условиях массовой группы, поэтому часто ребенку самостоятельно приходится адаптироваться к новому окружению и условиям.


Психологическое сопровождение ребенка с детским аутизмом.

Когда психолог начинает работать с таким ребенком, он открывает для себя новую профессиональную реальность. Объект его диагностической и коррекционно-терапевтической работы разительным образом отличается от нормально развивающихся детей и даже от детей с любой другой патологией.

Например, специалист, показывая или объясняя что-то обычному ребенку, вначале добивается того, чтобы ребенок на него смотрел и слушал его, и только после выполнения этого условия дает ребенку задание или начинает что-то объяснять и рассказывать.

Что касается ребенка с аутистическими проявлениями, то добиться от него сосредоточения очень трудно или вообще невозможно, а стремление «убрать» ненужные стереотипные действия ребенка, запрещая ему перебирать пальцами перед лицом, прыгать на одном месте, крутить предметы вокруг своей оси, приводят только к еще большему погружению ребенка в себя, т.е. усилению аутистических проявлений, а также к появлению других стереотипов, еще более упорных.

Специалист в работе с аутичным ребенком неизбежно проходит период адаптации, выработку новой позиции, новых способов взаимодействия с ним. В нашей стране из-за отсутствия групп для таких детей они попадают в группы для детей с другой патологией – нарушение речи, ЗПР, умственной отсталостью и др. Педагоги и психологи с большим трудом принимают факт наличия в их группах таких детей, а также необходимость работы с ними.

Традиционная форма занятий не применима к работе с аутичными детьми. Опыт практической работы показывает, что наилучшей формой психологической помощи этой категории детей является психологическое сопровождение.

Сопровождать ребенка в его развитии означает идти рядом с ним, содействовать развитию, устранять препятствия на этом пути. Конечной целью считается создание условий для успешного развития ребенка в данной ему социальной ситуации развития. Психологическое сопровождение развития особого ребенка – это целостная деятельность психолога, включающая психодиагностику, психокоррекцию, психопрофилактику психологическое консультирование и просвещение родителей. Обратите внимание, что объектом сопровождения является не только сам особый ребенок, но и его родители, а также другие значимые для ребенка взрослые и дети.

Поговорим сейчас более подробно о составляющих психологического сопровождения. Напомню вам, что

Психодиагностика направлена на изучение особенностей развития ребенка, определение уровня развития отдельных психических функций и т.д. Регулярно проводимая психодиагностика позволяет контролировать ход развития ребенка, оценивать эффективность работы с ним. С нормативно-правовой точки зрения диагноз детского аутизма может поставить только врач психиатр или психоневролог, а психолог лишь принимает диагноз и начинает работать с ребенком в соответствии с этим диагнозом. Однако на практике часто бывает, так, что первым специалистом, к которому приводят ребенка, является именно психолог. И с чего, как вы думаете, начинается диагностика такого ребенка? (ответы коллег) с наблюдения. (раздаются таблицы – памятки). В данной таблице отражены основные признаки, на которые необходимо обратить внимание при подозрении на аутизм.

Аутизм легко принять за другие нарушения в развитии (нарушение слуха и зрения, умственную отсталость со стереотипными формами поведения, невротические расстройства и т.д.). Не все методики психологического обследования подходят в этом случае, для определения условного уровня развития хорошо подходят методики Стребелевой. (Демонстрация диагностической методики). Рассказать в чем особенность данной методики.

Психолог: для того, чтобы нам сбросить усталость я предлагаю вам подвигаться. Для этого необходимо встать в круг.

Упражнение «Кто быстрее»

Цель: сброс усталости, повышение активности, повышение внимания, сплочение коллектива.

Психолог: « Вы все вместе одна большая команда. Ваша задача: быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды фигуры которые будут озвучены»:

-квадрат

-треугольник

-ромб

-букву

-птичий косяк

Психолог: продолжаем нашу работу дальше. Я предлагаю вам присесть на свои места. Сейчас мы поговорим о психокоррекции. Напомню вам, что:

Психокоррекция - это деятельность психолога направленная на устранение имеющихся отклонений в развитии ребенка и создание условий для его дальнейшего развития.

Организуя взаимодействие с ребенком, необходимо найти подход к нему, выявить его возможности, степень его обучаемости, найти и апробировать приемы эффективной работы с ним, определить меру помощи ребенку в заданиях разного содержания. Специфические формы поведения ребенка свидетельствуют о нарушении его взаимодействия с окружающим миром. К ним относятся защитное поведение, различные по форме проявления страхи, склонность к привычным способам поведения, стереотипии в двигательной, сенсорной, речевой и интеллектуальных сферах, склонность к одиночеству и ограничению контактов с окружающими.

Все перечисленные особенности развития и поведения аутичных детей необходимо учитывать при организации взаимодействия с ними, поэтому специалист должен выработать особую позицию в отношениях с ребенком.

На основе анализа опыта работы специалистов (психологов и педагогов) с аутичными детьми, их взаимодействия, ошибок, которые были допущены в работе было проведено сопоставление позиций специалиста по отношению к нормально развивающемуся ребенку и ребенку с детским аутизмом. (Участникам раздаются таблицы, работа по таблицам). Совместное обсуждение с участниками группы каждого пункта по таблице. Сравнение пунктов между собой, отметить отличия, предложить высказаться желающим исходя из своего опыта взаимодействия с такими детьми.





Позиции специалиста по отношению к нормально развивающемуся ребенку и ребенку с детским аутизмом.




Особенности позиции взрослого по отношению к нормально развивающемуся ребенку


Особенности позиции взрослого по отношению к ребенку с детским аутизмом

Ребенок часто сам является инициатором общения со взрослым.

Ребенок избегает общения, не нуждается в нем.

Реакция ребенка на прямой контакт позитивная.

Реакция ребенка на прямой контакт – избегание.

Ребенок воспринимает прямые педагогические воздействия. Ведущая роль принадлежит взрослому, ведомая – ребенку.

Ребенок, как правило, не воспринимает прямых воздействий взрослых. Необходимо подстраиваться под него. Ведущая роль принадлежит ребенку, взрослый занимает позицию ведомого.

Ориентировка педагога на требование программы, по которой ведется обучение.

Ориентировка педагога на интересующую ребенка сферу деятельности.

В процессе обучения используется объяснение, показ.

Основной метод – описательное и эмоционально-смысловое комментирование поведения и деятельности ребенка.

Целенаправленность поведения (действиям ребенка всегда можно найти логическое объяснение)

Поведение ребенка кажется хаотичным, нецеленаправленным, его не всегда можно объяснить.

Ориентировка на произвольность поведения ребенка.

Ориентировка на непроизвольность поведения ребенка.

Наблюдается адекватная эмоционально-поведенческая реакция ребенка на взаимодействие с ним.

Реакция на воздействие неадекватная или отсутствует. Специалисту трудно работать при отсутствии ответной реакции ребенка на обращение к нему.

Можно управлять ребенком, используя указания.

Управлять поведением ребенка крайне трудно, специалисту иногда кажется, что это невозможно.

Возможно использование наказаний и поощрений, в том числе в словесной форме.

Поощрения и наказания должны быть наглядными и действенными.

Возможно текущее и перспективное планирование содержания занятия.

Возможно планирование общих целей, задач и направлений работы.

Возможность постоянного внесения новых объектов во взаимодействие.

Организация постоянного окружения, осторожность при внесении изменений.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения.

Преобладание индивидуальных форм обучения.



 Главная задача во время коррекции - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью применяются разнообразные формы взаимодействия, обогащается эмоциональный и интеллектуальный опыт ребенка. Для дальнейшей работы с таким ребенком необходимо составить индивидуальный образовательный маршрут или индивидуальную программу.

Далее рассмотрим следующее направление нашей деятельности - консультирование.

Психологическое консультирование проводится с родителями, педагогами, а также с другими людьми, которые принимают участие в судьбе ребенка, в его воспитании и развитии.

Основное направление работы и ее конечная цель – сделать родителей союзниками психолога. Родители должны стать высококомпетентными в области «болезни» ребенка, чтобы успешно справляться с ней. В процессе работы постепенно должна сложиться триада ребенок-родитель-специалист.

Специалист также помогает родителям принять тот факт, что они являются родителями особого ребенка – ребенка с детским аутизмом, если диагноз поставлен или ребенка с аутистическими проявлениями.

Для того чтобы вы прочувствовали необходимость сотрудничества с родителями я предлагаю вам выполнить следующее упражнение:

Упражнение «Коробка»

Коллеги делятся на тройки.

Инструкция: «На полу стоят 2 больших коробки. Один участник ставит ногу в обе коробки (правую – в одну коробку, левую – в другую). Два других участника встают по бокам от центрального игрока и ставят одну ногу в коробку. В таком положении вам предлагается пройти по залу от одной стены до другой. Прочувствуйте свои ощущения.

Есть желание поменяться местами в своей тройке и пройтись еще раз?

По окончании упражнения проводится обсуждение:

- Удобно ли было двигаться?

- Кому из участников наиболее сложно было перемещаться?

- В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее – когда участники сбоку помогают ему и двигаются в одном направлении или когда каждый участник двигается в своем направлении?

Педагог - психолог. В положении человека, стоящего в центре, находится ребенок. С одной стороны располагается ДОУ со своими методами воспитания, требованиями, задачами, ожиданиями, а с другой – семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребенку необходимо соответствовать ожиданиям ДОУ и семьи, выполнять требования и родителей, и педагогов. Успешность воспитания и обучения ребенка зависит от взаимопонимания, сотрудничества родителей и педагога.

Педагог - психолог. Сотрудничество – означает «совместный труд». А для того чтобы почувствовать это слово в движении, предлагаю вам выполнить задание.

Упражнение «Одной рукой и узла не завяжешь».

Народная мудрость гласит: «Одной рукой и узла не завяжешь».

Педагог-психолог разворачивает лист бумаги с надписью

«СОТРУДНИЧЕСТВО»

Инструкция: «Разбейтесь на пары. Один человек – правая рука, другой – левая рука. Задача пары вырезать из бумаги весенний лист».

По завершении оценивается правильность и быстрота работы, насколько команда слаженно работала. Весенние листы демонстрируются, каждая пара получает в награду аплодисменты.


- Кто-то хочет поделиться своими впечатлениями? (обсуждение)

Работы закрепляются на магнитную доску.

Вывод: легче взаимодействовать с тем, кто готов сотрудничать.

И последнее направление нашей работы это:

Профилактика и просвещение – это деятельность, направленная на предупреждение новых отклонений в развитии, которые вызваны первичным дефектом. Новые проблемы в развитии ребенка появляются в связи с тем, что при взрослении социум ставит перед ним новые задачи, с которыми аутичный ребенок может, не справится. Особенно это необходимо при подготовке ребенка к переходу в новые социальные условия (н-р при поступлении в школу).

- Как вы думаете, каким образом можно осуществлять это направление нашей работы? (ответы коллег).

Психолог: Я благодарю коллеги вас за работу. В завершении предлагаю вам посмотреть короткометражный фильм «Каждый 88». В конце просмотра ведется обсуждение , предлагается поделиться своими мыслями и ощущениями после просмотра.



















Приложение

Характеристика аутичного ребенка.

Краткая характеристика Лены – 3года 9 месяцев.

Речь отсутствует, инструкции не выполняет. Преобладает отрицательный фон настроения. При невыполнении ее желаний начинает кричать. Симбиотическая связь с мамой. Навыки самообслуживания отсутствуют. Трудности с горшком, сама в туалет не просится. Ложкой не пользуется, из чашки пьет. В игрушки не играет, обнюхивает предметы, скрипит зубами. При дискомфорте наблюдается самоагрессия: стучит головой об стену, кусает кулаки или бьет ими по голове. Во время крика закрывает свои уши руками.



Краткая характеристика Олега 26 лет.

Поведение отличается крайней дезорганизованностью, хаотичностью, отсутствием произвольной, спонтанной деятельности, практической невозможностью произвольного сосредоточения. Может выполнять одношаговые инструкции. Большое количество моторных и звуковых стереотипий (раскачивание тела назад и вперед, маховые движения руками, хлопанье в ладоши, бормотание). Навыки самообслуживания практически отсутствуют. Существует симбиотическая связь с отцом, в его присутствии и при его поддержки может писать и читать, при этом, проявляя высокие интеллектуальные способности, хорошую память, и способность анализировать собственное состояние. С 6 лет с Олегом проводилась психологическая коррекционная работа по эмоциональному и интеллектуальному развитию, принесшая заметные результаты, однако уровень его социально-бытовой адаптации до сих пор крайне низок. Представленный сам себе, Олег, раскачиваясь, слоняется по комнатам, засовывая в рот попадающиеся под руку предметы.

Краткая характеристика Кирилла

Периодические уходы в себя, самоагрессия (бил себя руками по щекам, бился головой о пол, стучал ногами). Явление негативизма, сопротивление умыванию, одеванию, стрижке. В полтора года появились страхи, это были страхи бытовых шумов (пылесос, фен, дрель, миксер). Наблюдались нарушения чувства самосохранения, отсутствие «чувства края» - выбежать на проезжую часть улицы, убежать от мамы на прогулке, отсутствие страха высоты, не закреплялся отрицательный опыт контакта с горячим и острым. Легко возникала агрессия в аффекте: если что-то не так, бросал любые предметы, которые попадались под руку, бил родителей или кого-то из близких. Находясь среди детей, копировал их действия, но в игру не включался. Мог обследовать детей как неодушевленный предмет: гладил по голове, при этом приближался к лицу и заглядывал в глаза. Использовал взрослых людей чисто механически, как орудие – руку взрослого при кормлении, тело взрослого для того что бы по нему взобраться и достать нужный предмет. У Кирилла отсутствовал отклик на имя, любил есть несъедобное – песок, клей, березовые сережки. Мальчик производил впечатление тупости, т.к. не понимал простых бытовых инструкций, трудно обучался навыкам самообслуживания, можно сказать, не обучался вообще. О себе говорил в третьем лице.

Из наблюдений

В кабинет на прием заходит ребенок с родителями. Отец мальчика жмется у стены в коридоре в нерешительности. Мама проходит и начинает раздевать своего малыша. Ребенок в это время оседает у нее в руках, наклоняет голову и мельком осматривает окружающее его пространство. Замечает полку с игрушками и, не дожидаясь пока мама поправит на нем одежду, как притягиваемый магнитом перемещается к подмеченному им предмету. С полки он достает коробку с карандашами, высыпает ее содержимое на пол и, усевшись на корточки, «успокаивается» за привычным ему занятием — подбрасыванием и перебиранием разноцветных деревяшек, искусным кручением их перед глазами. На просьбы мамы поздороваться, попросить разрешения, подойти к ней или сесть спокойно ребенок не реагирует. Вслед за неослабевающей настойчивостью матери у ребенка появляются аффективные реакции крик, плач, попытки укусить себя за руку, стремление убежать из комнаты и т.п. После аффективных реакций наблюдаются стереотипии: хлопанье в ладоши, щипание того, кто находится рядом или самого себя.

Характеристика Арсения

Этот ребенок действительно разительно отличается от своих сверстников, как особенностью восприятия мира, так и поведением. Окружающим нелегко контактировать с ним.

Ребенок не говорит слово Я. Постоянно говорит: «Арсений рисует, Арсений будет, есть…. ». Ребенок может долго сидеть на месте. Боится громких звуков, сразу замыкается в себе. Может лечь на пол и повторять «Арсений страшно, Арсений боится». Внимание неустойчиво, занимается только тем, что ему нравится. Обучаем. Любит рисовать, знает счет до 10. Знает несколько букв. Штриховки закрашивает очень аккуратно, за края не заходит. Любит писать, рисовать, играть с карточками, камушками. Любит головоломки. Приходит на занятия с черепашками ниндзя. Знает все их имена.

Наблюдается склонность к рутинному порядку. Постоянно перекладывает вещи в том порядке, в каком ему удобно. Не выделяет живое и неживое. Для него все равно, кукла перед ним или человек. Знает многих животных, называет их, повторяет звукоподражательные звуки, изображая животного. Состояние представлений об окружающем не соответствует возрасту. Ребенку свойственны стереотипные механические движения и действия (размахивание руками, подпрыгивания, перекладывание предмета с места на место). От коллективной игры отказывается, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Частые «уходы в себя», ложится на пол, или прячется под парту. Вспышки агрессии редкие. Неадекватные реакции - оживление и смех, испуг и плач, стереотипные движения, речевое и двигательное возбуждение, говорит, не слушая других, сам на какую-то особенную тему. Частично усваивает и частично воспроизводит материал занятия. Пониженная работоспособность.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!