СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практико–ориентированные задания по экологии как средство развития творческих способностей студентов

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитию способностей студентов, их креативного потенциала, критического мышления способствуют практико-ориентированные творческие задания, стимулирующие развитие экологического сознания, конструктивного и деятельностного отношения к анализу и решению экологических проблем.

Просмотр содержимого документа
«Практико–ориентированные задания по экологии как средство развития творческих способностей студентов»

Практико–ориентированные задания по экологии как средство развития творческих способностей студентов


Климова Е.Ю., преподаватель ТОГАПОУ

«Промышленно-технологический колледж»


Введение образовательного и профессионального стандарта – это революционные преобразования, так как происходит смена идеи образования – вместо передачи знаний – развитие личности на основе освоения способов деятельности. Данный стандарт не содержательный, а стандарт целевой, деятельностный, развивающий, то есть стандарт результатов. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей студентов.

Традиционной целью образования многие годы было овладение системой знаний, составляющей «основы наук». Память обучающихся загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями, алгоритмами. Но при выполнении заданий практико-ориентированной направленности, содержание которых представлено в необычной нестандартной форме, когда требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений, протекающих, например, в окружающей среде человека результаты невысокие. Еще ниже результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, его классификации, использованием технологий наблюдения, сравнения, формулировки гипотез и выводов при планировании эксперимента, проведения исследования. Наши студенты затрудняются в самостоятельном поиске информации, не умеют в ней ориентироваться, ставить цели, выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применить. Но еще важнее - знание о том, как добыть информацию, интегрировать её или создать. И то и другое и третье – результаты деятельности. Таким образом, изменяются как характер учебного процесса, так и способы деятельности преподавателя. Студент перестает быть пассивным преемником, а становится активным субъектом образовательной деятельности. И преподаватель перестает быть транслятором информации. Его функциями становятся: постановка задач, организация деятельности учеников, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия выполнению стандарта.

Реализация требований нового стандарта предполагает изменение методики обучения экологии. Ведущим видом деятельности становится самостоятельная работа. В связи с этим особое внимание необходимо уделять формированию универсальных учебных действий, без которых познавательная деятельность студента будет малоэффективной, необходимо учитывать, что современное информационное общество ставит перед собой задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, умеющих критически и творчески мыслить, видеть проблемы и искать рациональные пути их решения, генерировать идеи, уметь работать сообща в различных ситуациях, работать над развитием собственного интеллекта и культурного уровня.

Развитию способностей студентов, их креативного потенциала, критического мышления способствуют практико-ориентированные творческие задания, стимулирующие развитие экологического сознания, конструктивного и деятельностного отношения к анализу и решению экологических проблем. Эффективным является применение методики ситуативного анализа - кейс-технологии[4, 23]. При составлении таких заданий можно использовать широкий спектр познавательных наглядных средств: наблюдения научные и художественные тексты, культурно-исторические экскурсы и реальные экскурсии, результаты деятельности специалистов в области экологии, охраны природы[1, 53].

Преподаватель может использовать несколько способов для конструирования экологических ситуаций:

-сообщение ситуаций, причина которых неизвестна и требует привлечение дополнительной информации;

-использование противоречий между имеющимися знаниями и сообщаемыми фактами, когда на основе имеющихся фактов могут возникать неверные суждения);

- нахождение рационального пути решения практической проблемы, когда известны исходные данные и конечная цель;

-обращение к историческим сведениям

Суть концепций практико-ориентированного обучения заключается в создании условий, когда развитие обучающегося превращается в главную задачу, как для преподавателя, так и для самого обучающегося. Это система качественно новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной деятельности. Это способ организации обучения, содержание, иногда и формы организации которого прямо ориентированы на всестороннее развитие личности. Чтобы научить обучающихся мыслить, нужно решать проблемы, большие и не очень, на каждом уроке[2, 51].

Предмет экологии занимает одно из ведущих мест в обучении мышлению и формированию познавательной активности. Ставя перед собой задачу, добиться возникновения у обучающихся познавательного интереса и активизации мышления, следует помнить, что существует два взаимосвязанных пути её решения:

- через содержание учебного материала;

- через организацию учебной деятельности учащихся.

Целесообразно подобранные и систематизированные задачи являются ключевым элементом ресурсного обеспечения учебного процесса. Одна и та же задача может быть трудной для одних и легкой для других, или трудной при наличии одних ресурсов и легкой при возможности использовать другие ресурсы[3, 13]

Все зависит от преподавателя и от его профессионального мастерства. В основе всей работы лежит принцип успешности обучения, означающий направленность на собственный успех каждого студента, на использование сил лидирующего поощрения его активной работы с помощью оценочной и отметочной системы на уроке и дома. Это позволяет увеличить интенсивность урока за счет стимулирования и поощрения активности обучающегося, возможности оценить работу каждому, создания высокого эмоционального подъема, условий для повышения интереса к изучению экологии. Практико–ориентированные задания могут быть теоретические,  экспериментально – теоретические, расчетные, изобретательские. 

Обучение с использованием практико – ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью) вызывают повышенный интерес обучающихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Студентов захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление. Практико – ориентированные задания способствуют интеграции знаний, побуждают обучающихся использовать дополнительную литературу, что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обученности.

Список литературы

  1. Андреева М.П. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. - 88 с.

  2. Гордиенко О.В., Кулаева Г.М. Компетентностно-ориентированные задания как средство диагностики сформированности профессиональных компетенций студентов // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 5. – 98 с.

  3. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся / И.Ю. Калугина. - Екатеринбург, 2000.  

  4. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании. /Под общ. ред. докт. педагогич. наук, профессора А.А. Скамницкого. – М., 2006. – 247 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!