Практико–ориентированные задания по экологии как средство развития творческих способностей студентов
Климова Е.Ю., преподаватель ТОГАПОУ
«Промышленно-технологический колледж»
Введение образовательного и профессионального стандарта – это революционные преобразования, так как происходит смена идеи образования – вместо передачи знаний – развитие личности на основе освоения способов деятельности. Данный стандарт не содержательный, а стандарт целевой, деятельностный, развивающий, то есть стандарт результатов. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей студентов.
Традиционной целью образования многие годы было овладение системой знаний, составляющей «основы наук». Память обучающихся загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями, алгоритмами. Но при выполнении заданий практико-ориентированной направленности, содержание которых представлено в необычной нестандартной форме, когда требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений, протекающих, например, в окружающей среде человека результаты невысокие. Еще ниже результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, его классификации, использованием технологий наблюдения, сравнения, формулировки гипотез и выводов при планировании эксперимента, проведения исследования. Наши студенты затрудняются в самостоятельном поиске информации, не умеют в ней ориентироваться, ставить цели, выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применить. Но еще важнее - знание о том, как добыть информацию, интегрировать её или создать. И то и другое и третье – результаты деятельности. Таким образом, изменяются как характер учебного процесса, так и способы деятельности преподавателя. Студент перестает быть пассивным преемником, а становится активным субъектом образовательной деятельности. И преподаватель перестает быть транслятором информации. Его функциями становятся: постановка задач, организация деятельности учеников, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия выполнению стандарта.
Реализация требований нового стандарта предполагает изменение методики обучения экологии. Ведущим видом деятельности становится самостоятельная работа. В связи с этим особое внимание необходимо уделять формированию универсальных учебных действий, без которых познавательная деятельность студента будет малоэффективной, необходимо учитывать, что современное информационное общество ставит перед собой задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, умеющих критически и творчески мыслить, видеть проблемы и искать рациональные пути их решения, генерировать идеи, уметь работать сообща в различных ситуациях, работать над развитием собственного интеллекта и культурного уровня.
Развитию способностей студентов, их креативного потенциала, критического мышления способствуют практико-ориентированные творческие задания, стимулирующие развитие экологического сознания, конструктивного и деятельностного отношения к анализу и решению экологических проблем. Эффективным является применение методики ситуативного анализа - кейс-технологии[4, 23]. При составлении таких заданий можно использовать широкий спектр познавательных наглядных средств: наблюдения научные и художественные тексты, культурно-исторические экскурсы и реальные экскурсии, результаты деятельности специалистов в области экологии, охраны природы[1, 53].
Преподаватель может использовать несколько способов для конструирования экологических ситуаций:
-сообщение ситуаций, причина которых неизвестна и требует привлечение дополнительной информации;
-использование противоречий между имеющимися знаниями и сообщаемыми фактами, когда на основе имеющихся фактов могут возникать неверные суждения);
- нахождение рационального пути решения практической проблемы, когда известны исходные данные и конечная цель;
-обращение к историческим сведениям
Суть концепций практико-ориентированного обучения заключается в создании условий, когда развитие обучающегося превращается в главную задачу, как для преподавателя, так и для самого обучающегося. Это система качественно новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной деятельности. Это способ организации обучения, содержание, иногда и формы организации которого прямо ориентированы на всестороннее развитие личности. Чтобы научить обучающихся мыслить, нужно решать проблемы, большие и не очень, на каждом уроке[2, 51].
Предмет экологии занимает одно из ведущих мест в обучении мышлению и формированию познавательной активности. Ставя перед собой задачу, добиться возникновения у обучающихся познавательного интереса и активизации мышления, следует помнить, что существует два взаимосвязанных пути её решения:
- через содержание учебного материала;
- через организацию учебной деятельности учащихся.
Целесообразно подобранные и систематизированные задачи являются ключевым элементом ресурсного обеспечения учебного процесса. Одна и та же задача может быть трудной для одних и легкой для других, или трудной при наличии одних ресурсов и легкой при возможности использовать другие ресурсы[3, 13]
Все зависит от преподавателя и от его профессионального мастерства. В основе всей работы лежит принцип успешности обучения, означающий направленность на собственный успех каждого студента, на использование сил лидирующего поощрения его активной работы с помощью оценочной и отметочной системы на уроке и дома. Это позволяет увеличить интенсивность урока за счет стимулирования и поощрения активности обучающегося, возможности оценить работу каждому, создания высокого эмоционального подъема, условий для повышения интереса к изучению экологии. Практико–ориентированные задания могут быть теоретические, экспериментально – теоретические, расчетные, изобретательские.
Обучение с использованием практико – ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью) вызывают повышенный интерес обучающихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Студентов захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление. Практико – ориентированные задания способствуют интеграции знаний, побуждают обучающихся использовать дополнительную литературу, что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обученности.
Список литературы
Андреева М.П. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. - 88 с.
Гордиенко О.В., Кулаева Г.М. Компетентностно-ориентированные задания как средство диагностики сформированности профессиональных компетенций студентов // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 5. – 98 с.
Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся / И.Ю. Калугина. - Екатеринбург, 2000.
Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании. /Под общ. ред. докт. педагогич. наук, профессора А.А. Скамницкого. – М., 2006. – 247 с.