Практика реализации проектно-исследовательской деятельности для достижения планируемых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС естественно - научного образования
Подготовила учитель химии и биологии
МАОУ СОШ №12
г. Балаково Саратовской области
Бабич О.Д.
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.
ПРОБЛЕМА: Скука — серьезная проблема для моралиста, ибо со скуки совершается по крайней мере половина всех грехов человечества.
Многие ученики:
не владеют навыками самостоятельной работы, затрудняются работать с информацией
не готовы к решению проблем в нестандартных ситуациях;
снижается интерес к знаниям;
снижение интеллектуального, духовного и творческого уровней
«Проект» от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”.
Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.
Требования к проекту
1. Проблема - Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
2. Планирование (проектирование) - Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта, формы презентации, сроков реализации и ответственных.
3. Поиск информации - Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся – поиска информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4. Продукт - Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5. Презентация - результатов проекта.
6. Портфолио - то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Классификации проектов.
1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
2. По признаку предметно-содержательной области:
монопроекты,
межпредметные проекты
3. По характеру контактов:
внутренние или региональные,
международные
4. По количеству участников проекта
индивидуальные,
парные,
групповые
5. По продолжительности проекта
краткосрочные (2-5 часов)
средней продолжительности (12- 15 часов)
долгосрочные.
6. По результатам
доклад, альбом, сборник, каталог;
макет, схема, план-карта;
презентация;
выставка
Этапы работы над проектом:
1. Постановка цели
2. Выявление проблемы, противоречия, формулировка задач
3. Исследование: решение отдельных задач, компоновка;
4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей
5. Обобщение результатов, выводы
Этапы проектной деятельности.
Учитель | Ученики |
1. Погружение в проект. |
Формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цель и задачи. | Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, обсуждают, уточняют и конкретизируют цели и задачи проекта. |
2. Организация деятельности. |
Создает условия для самостоятельной деятельности учеников. Организует группы детей. Распределяет роли и ответственность. Планирует деятельность учащихся по решению задач проекта. Намечает итоги работы, предполагаемые формы презентации материалов. Оговаривает сроки реализации проекта. | Осуществляют распределение по группам с помощью учителя. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов. Устанавливают сроки реализации проекта. |
3. Осуществление деятельности. |
Принимает косвенное участие. При необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует. Деликатно контролирует. Обогащает представления детей, повышает их эрудицию. Репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает. | Активно и самостоятельно при косвенном участии учителя: выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности; консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления; ищут необходимые и недостающие знания; фантазируют; готовят презентацию. |
4. Презентация проекта. |
Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и их совместную деятельность. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию. | Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задачи; умение планировать и осуществлять работу; найденные способы решения проблемы; анализ деятельности и ее результата; взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников |
Отличия проектной и исследовательской деятельности
1.Цель проектной деятельности: -реализация проектного замысла 2.Этапы выполнения проекта - Выбор темы проекта - Поиск и анализ проблемы - Цель ,задачи - Сбор и изучение информации, определение формы продукта, составление плана работы и распределение обязанностей - Выполнение технологических операций - Подготовка и защита проекта - Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта | 1.Цель исследовательской деятельности: - уяснение сущности явления, истины, открытия новых закономерностей. 2.Этапы научного исследования - Формулировка проблемы, актуальность темы. - Постановка цели и конкретных задач исследования - Определение объекта и предмета исследования. - Выбор методики проведения исследования - Описание процесса исследования . - Формулирование выводов и оценка полученных результатов. |
Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма деятельности, которая связана с решением исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.
Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она обычно соответствует той или иной учебной дисциплине, например, математике, биологии, литературе, физике и т.д.
Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность.
Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонам и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.
Для разработки стратегии исследования необходимо изучить литературу по вопросу.
Оформление научно-исследовательской работы
1. Титульный лист
2. Оглавление (содержание)
3. Введение
4. Основная (содержательная часть)
а) Обзор литературы (теоретическая часть);
б) Исследовательская часть
5. Заключение
6. Библиографический список
7. Приложение
Формы организации учебно-исследовательской деятельности
На урочных занятиях:
- урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок –защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
- домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
На внеурочных занятиях:
- образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;
- факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся;
- научное общество учащихся – форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с НОУ других школ;
- участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Результативность проектной деятельности:
1. устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
2. положительная динамика уровня обученности;
3. качественная динамика мотивации учебной деятельности;
4. привычные навыки проектной деятельности.
В нашей школе ученики 9-10 классов ежегодно защищают свои проекты в рамках учебного процесса, помимо этого некоторые учащиеся участвуют с проектами в различных конкурсах, выступают на конференциях и т.д. Занимают призовые места.
Метод проектов позволяет достичь значительных результатов в обучении, т.к. предполагает отказ от зазубривания материала, развитие творческого подхода к получению информации, создает предпосылки закладывания глубоких знаний и практических навыков к решению проблем.
Личность, воплотившая собственное исследование и сделавшая свои выводы, как правило, не забывает их на всю жизнь.