СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика реализации проектно-исследовательской деятельности для достижения планируемых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС естественно - научного образования

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Практика реализации проектно-исследовательской деятельности для достижения планируемых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС естественно - научного образования»

Практика реализации проектно-исследовательской деятельности для достижения планируемых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС естественно - научного образования



Подготовила учитель химии и биологии

МАОУ СОШ №12

г. Балаково Саратовской области

Бабич О.Д.

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

ПРОБЛЕМА: Скука — серьезная проблема для моралиста, ибо со скуки совершается по крайней мере половина всех грехов человечества.

Многие ученики:

  • не владеют навыками самостоятельной работы, затрудняются работать с информацией

  • не готовы к решению проблем в нестандартных ситуациях;

  • снижается интерес к знаниям;

  • снижение интеллектуального, духовного и творческого уровней

«Проект» от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”.

Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.

Требования к проекту

1. Проблема - Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2. Планирование (проектирование) - Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта, формы презентации, сроков реализации и ответственных.

3. Поиск информации - Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся – поиска информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4. Продукт - Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5. Презентация - результатов проекта.

6. Портфолио - то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Классификации проектов.

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

  • исследовательские,

  • творческие,

  • ролево-игровые,

  • информационные,

  • практико-ориентированные (прикладные)

2. По признаку предметно-содержательной области:

  • монопроекты,

  • межпредметные проекты

3. По характеру контактов:

  • внутренние или региональные,

  • международные

4. По количеству участников проекта

  • индивидуальные,

  • парные,

  • групповые

5. По продолжительности проекта

  • краткосрочные (2-5 часов)

  • средней продолжительности (12- 15 часов)

  • долгосрочные.

6. По результатам

  • доклад, альбом, сборник, каталог;

  • макет, схема, план-карта;

  • презентация;

  • выставка

Этапы работы над проектом:

1. Постановка цели

2. Выявление проблемы, противоречия, формулировка задач

3. Исследование: решение отдельных задач, компоновка;

4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей

5. Обобщение результатов, выводы

Этапы проектной деятельности.

Учитель

Ученики

1. Погружение в проект.

Формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цель и задачи.

Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, обсуждают, уточняют и конкретизируют цели и задачи проекта.

2. Организация деятельности.

Создает условия для самостоятельной деятельности учеников.

Организует группы детей.

Распределяет роли и ответственность.

Планирует деятельность учащихся по решению задач проекта.

Намечает итоги работы, предполагаемые формы презентации материалов.

Оговаривает сроки реализации проекта.

Осуществляют распределение по группам с помощью учителя.

Распределяют роли, ответственность.

Планируют свою работу и работу всех участников проекта.

Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.

Устанавливают сроки реализации проекта.

3. Осуществление деятельности.

Принимает косвенное участие.

При необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует.

Деликатно контролирует.

Обогащает представления детей, повышает их эрудицию.

Репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает.

Активно и самостоятельно при косвенном участии учителя:

выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности;

консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления;

ищут необходимые и недостающие знания;

фантазируют;

готовят презентацию.

4. Презентация проекта.

Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и их совместную деятельность.

Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию.

Демонстрируют:

понимание проблемы, цели и задачи;

умение планировать и осуществлять работу;

найденные способы решения проблемы;

анализ деятельности и ее результата;

взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников



Отличия проектной и исследовательской деятельности

1.Цель проектной деятельности: -реализация проектного замысла

2.Этапы выполнения проекта

- Выбор темы проекта

- Поиск и анализ проблемы

- Цель ,задачи

- Сбор и изучение информации, определение формы продукта, составление плана работы и распределение обязанностей

- Выполнение технологических операций

- Подготовка и защита проекта

- Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта


1.Цель исследовательской деятельности: - уяснение сущности явления, истины, открытия новых закономерностей.

2.Этапы научного исследования

- Формулировка проблемы, актуальность темы.

- Постановка цели и конкретных задач исследования

- Определение объекта и предмета исследования.

- Выбор методики проведения исследования

- Описание процесса исследования .

- Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма деятельности, которая связана с решением исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.

Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она обычно соответствует той или иной учебной дисциплине, например, математике, биологии, литературе, физике и т.д.

Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонам и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

Для разработки стратегии исследования необходимо изучить литературу по вопросу.













Оформление научно-исследовательской работы


1. Титульный лист

2. Оглавление (содержание)

3. Введение

4. Основная (содержательная часть)

а) Обзор литературы (теоретическая часть);

б) Исследовательская часть

5. Заключение

6. Библиографический список

7. Приложение

Формы организации учебно-исследовательской деятельности

На урочных занятиях:

- урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок –защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

- домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.

На внеурочных занятиях:

- образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;

- факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся;

- научное общество учащихся – форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с НОУ других школ;

- участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

Результативность проектной деятельности:

1. устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;

2. положительная динамика уровня обученности;

3. качественная динамика мотивации учебной деятельности;

4. привычные навыки проектной деятельности.

В нашей школе ученики 9-10 классов ежегодно защищают свои проекты в рамках учебного процесса, помимо этого некоторые учащиеся участвуют с проектами в различных конкурсах, выступают на конференциях и т.д. Занимают призовые места.

Метод проектов позволяет достичь значительных результатов в обучении, т.к. предполагает отказ от зазубривания материала, развитие творческого подхода к получению информации, создает предпосылки закладывания глубоких знаний и практических навыков к решению проблем.

Личность, воплотившая собственное исследование и сделавшая свои выводы, как правило, не забывает их на всю жизнь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!