Номинация: Практика оказания консультативной помощи родителям по вопросам развития, обучения и воспитания детей.
Наименование практики: «Наш домашний логопед».
Сегодня одной из актуальных проблем является обеспечение психолого-педагогическими программами и технологиями обучения всех категорий детей без исключения, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях (детей, обучающихся на дому).
Логопедическое сопровождение, входящее в систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся в домашних условиях, необходимо для полноценной компенсации и социализации детей с нарушением интеллекта.
Логопедическое сопровождение направлено:
- на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми,
- воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.
В нашем образовательном учреждении обучается на дому 7 детей с нарушением интеллекта, в связи с тем, что количество часов отводимых на логопедическую работу с данной категорией обучающихся недостаточно, на родительском собрании родители детей, обучающихся на дому попросили помочь им организовать совместную работу учителя-логопеда с родителями для эффективной коррекционной работы с детьми ОВЗ на дому.
Исходя из проблемы, проанализировав ситуацию и возможности образовательной организации, был разработан и реализован проект: «Наш домашний логопед. Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми ОВЗ».
Актуальность и востребованность проекта определяется:
1) ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания логопедической помощи всем нуждающимся в условиях образовательного учреждения;
2) необходимостью и желанием родителей участвовать в образовательном процессе.
Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Важнейшей задачей работы с родителями и ее первейшим условием является установление взаимоотношений доверия между специалистом и родителем.
Педагогические решения:
1) Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
2) Разработать и апробировать комплекс упражнений для родителей по вопросам речевого развития детей через организацию и проведение логопедических занятий;
3) Создать логопедическую копилку для родителей «Домашний логопед».
Результаты практики (заданные):
1) Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в «Дневнике успеха».
2) Родители самостоятельно используют материалы из копилки «Домашний логопед» и наглядно-практические пособия, изготовленные своими руками.
3) У родителей обучающихся повысился уровень компетентности в вопросах речевого развития.
4) Обучающиеся развивают свои способности, обогащают и совершенствуют речевые средства общения.
5) Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями и обучающимися дала положительный результат эффективности проводимой коррекционной логопедической работы.
Эффективность результатов (достигаемые результаты):
Для детей: положительная динамика речевого развития; индивидуальный подход к каждому ребенку, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности.
Для родителей: использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях, повышение уровня компетентности в вопросах речевого развития.
Для учителя-логопеда: положительная динамика речевого развития детей; положительный психологический климат между учителем-логопедом и родителями; удовлетворенность собственной деятельностью.