СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика кружка дополнительного образования по номинации"Социально-гуманитарная направленность""Кладовая слов русского языка"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представлена на конкурс" Лучшая образовательная практика".

Просмотр содержимого документа
«Практика кружка дополнительного образования по номинации"Социально-гуманитарная направленность""Кладовая слов русского языка"»

Российская Федерация

Московская область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

(МБОУ Школа № 8)






Практика кружка дополнительного образования

по номинации «Социально-гуманитарная направленность»

«Кладовая слов русского языка»



Авторы практики:

1. Педагог-организатор Подольская О.А.

2. Социальный педагог,Танас Е.И.


Наименование организации:

МБОУ Школа № 8


Целевая аудитория :

5-9 классы детей с ОВЗ


Актуальность


Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и чтению. Коммуникативная целесообразность современного школьника и школьника с ОВЗ оставляет желать лучшего. Современные социальные сети предоставляют возможности для проявления коммуникативных способностей. Однако,мониторинг школьных социальных сетей обучающихся, общение подростков ,их субкультура ,как правило, подтверждают низкую общую и речевую культуру.

Мы всё дальше и дальше уходим от первоистоков значений слов родного языка, вовлекаясь в неумолимый информационный поток, приносящий нам целую лавину иноязычных слов. Всё большая часть нашего общества проявляет уже неспособность усваивать и обоснованно применять новые слова, поскольку просто не понимает их значения. Но что ещё печальнее, стараясь выглядеть «продвинутыми» и современными, многие употребляют слова, искажая их настоящий смысл, не утруждая себя проверить значение слова по словарю. В связи с чем всё чаще можно слышать и в жизни и по телевидению в речи уважаемых людей смешные и глупые смысловые нелепицы и ляпсусы, причём произносятся они в серьёзном контексте. Выглядит это удручающе, так как происходит активное внедрение в массовое сознание слов с заведомо искажённым смыслом, а это, в свою очередь, вносит дисгармонию в речевую культуру общества.

Что же делать в данных условиях нашим детям с ОВЗ, лишённых возможности слышать грамотную речь в семье? Косноязычные, малообразованные родители, отсутствие телевизора, радио, книг, отсутствие культурной среды обитания усугубляют процесс освоения нормативным русским языком.

Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы школьника понимали окружающие.

Решение лингвистических задач, связанных с вопросами употребления в речи языка, закрепляет интерес детей к познавательной деятельности, способствует развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умение вежливо и грамотно общаться с окружающими людьми.

Цели и задачи:

Реализация данной рабочей программы «Кладовая слов русского языка» направлена на достижение следующих целей:

Цель кружка как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

В ходе её достижения решаются следующие задачи:

  • формировать умения слышать свою речь и корректировать ее;

  • формировать умение культурно общаться;

  • создавать условия для эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений;

  • укреплять потребность школьника к речевому самосовершенствованию.

Особенность кружка состоит в том, что программа носит практический характер, где центральное место занимают коммуникативные умения. Атмосфера кружка носит студийный,креативный и непринужденный характер.

Планируемые результаты:

1.Участвовать в публичных выступлениях. (научно-практических форумах для обучающихся)

2.Участвовать в городских конкурсах чтецов

3.Обогатить словарный запас обучающихся.

4.Повысить речевую и поведенческую культуру школьников.

5.Минимизировать страх перед говорением..

5.Повысить самооценку обучающихся.

Участники конкурсов .

Технология диагностики: анкетирование, интервьюирование,публикации в социальных сетях

Содержание образовательной практики:

Содержание курса

Раздел 1.

Значение языка для жизни и общества. Песочная терапия « Мой любимый русский!»

Диспут «Успешность в общении. Роль слова.»

Речевая культура и социальные сети. Твой лексикон. Анкетирование.

Интервью «Ты в теме в любой речевой ситуации?».

Вербальность и невербальность.

Театральная деятельность. Знакомство со сказкой « Про принцессу, которая не хотела учиться» Анализ сказки.

Разыгрывание и разучивание ролей.

Репетиция сказки.

Роль невербальных средств в коммуникации. Использование невербальных средств для передачи чувств своего героя. Репетиция сказки.

Внешний вид и речевая целесообразность. Изготовление театрального реквизита и подбор костюмов героям.

Роль деталей в общении. Акцентуация деталей в театральной постановке.

Генеральная репетиция сказки.

Показ мини-спектакля на школьной сцене.


Раздел 2. Вербальное и невербальное общение..

Официально-деловые слова. Деловой стиль общения.

Диспут «Язык ТВ и прессы. Язык дикторов.»

Язык учебников и учреждений. Общение в школе. Модели официального общения.

Презентация «Русский язык-язык межнационального общения 190 народов России.»

Брейн-ринг «Моя Родина-Россия. Русский мир-русская речь.»


Раздел 3.

Речевой этикет

Что такое этикет? Речевая культура.Волшебные слова.Интервью « Вы вежливы..»

Феномен улыбки и его роль в речевом этикете.

Благодарственные слова.Слова-извинения. Юмор в общении.

Инсценировка сказки « Билеты продаются за вежливое слово.»

Интонации в речи. Временные рамки беседы.

Бранные слова,паразиты,лишние слова.Слова-извинения.Слова-агрессоры.

Скажи мне что-нибудь,чтобы я понял действильно ли ты красив»- Сократ Брифинг « Скажи мне что-нибудь,чтобы я понял действительно ли ты красив»- Сократ

Знакомство со сказкой «Пишу об этикете»

Анализ сказки: тема,способы выражения идей и замыслов сказки. Сказка-ложь,да в ней намек...

Выбор героев и распределение ролей.

Разучивание текста .

Разучивание ролей.

Репетиция сказки.

Постановка мини-спектакля на школьной сцене.

Практикум « Ежели вы вежливы».


Методические материалы реализуемой практики.

В процессе анализа реализуемой практики использовались общенаучные методы теоретического исследования, такие как обобщение, и систематизация, метод сравнения и эмпирического исследования, метод включенного педагогического наблюдения. В образовательной практике используются такие активно-гибкие формы и методы обучения : словесный, наглядный и практический,метод мыследеятельности и метод сыслотворчества. Программа предусматривает различные формы проведения уроков: брейн-ринги, дебаты и миниинсценировки, интреактивные игры. Учитель создает непринужденную ситуацию творчества, во время которой школьники эмоционально проживают речевую ситуацию и пропускают через себя материал, тем самым овладевая нормированной речью с целью культурной коммуникации в повседневной жизни.

Описание материально – технического обеспечения.


Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

количество

1.Технические средства обучения

1.1

Компьютер

1

1.2

Проектор

1

1.3

Принтер

1

2.Учебно-методическая литература

2.1

Долгий век пословицы / в кн.: Русские пословицы и поговорки / В. П. Аникин. – М., 1988

Вартаньян, Э. А. Из жизни слов / Э. А. Вартаньян. – М. : Дет. лит., 1973.

Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово : кн. для учащихся ст. классов / Э. А. Вартаньян. – М. : Просвещение, 1982.

Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М. : Просвещение, 1983.

Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб. : Просвещение. Санкт-Петербург. отд-ние, 1995.

Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения / В. В. Колесов. – Л., 1988.

Крылатые слова из произведений русской литературы / авт.-сост. Г. Л. Нефагина, В. А. Капцев, Э. Ю. Дюкова. – Минск : ТетраСистемс, 2006.

Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С. И. Львова. – М. : Дрофа, 2006.

1

3. Интернет-ресурсы

3.1

Российская версия международного проекта

Сеть творческих учителей www.it-n.ru


3.2

Журнал «Начальная школа»: www.n-schkola.ru


Достигнутые результаты представленной практики

  1. Два номинанта именной стипендии Губернатора Московской области в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ

  2. Три участника научно-практической конференции школьников Южного Подмосковья»Экополис -город будущего»

  3. Три участника международной научно-практической конференци учащихся и студентов»Молодежь и инноватика»

  4. Два участника Муниципального конкурса чтецов ,посвященного 350-летию со дня рождения Петра 1.

  5. МБОУ Школа№8 -лауреат 3 степени по итогам 16 Муниципального форума «Юные таланты земли Серпуховской»

  6. В 5-6 классах ,общая численность обучающихся 45 человек 80% ребят обогатили словарный состав и улучшили речевую культуру; 75% могут выступать перед классом, 95 % выступали на школьной сцене; лидеры 7-9 классов участвовали на вышеназванных городских и региональных площадках.


Трудности, возникшие в результате практики, пути их решения.


  1. Трудности : особенности детей с ОВЗ: скудный словарный запас,низкая речевая культура, стеснительность в самовыражении,несформированность эмоциональной сферы.

  2. Пути решения: 1.Студийная, демократичная, непринужденная атмосфера кружка.

  3. Создание ситуации успеха, создание выигрышных ролей ,авансирование успеха и 3.Награждение каждого ребенка после каждого выступления с персонифицированной формулировкой(« За преодоление» ,»За публичное выступление»,За исполнение роли 1 плана,За исполнение роли 2 плана и т.д.» За личностный рост» и т.д.


Планы дальнейшей работы.


  1. Усилить программу новыми разделами « Детской риторики»


Использование программы в других учреждениях.


Программа рассчитана для занятий с детьми с ОВЗ.

Концептуально можно использовать в массовой школе при доработке тем; подбор произведений в соответствии с возрастом.



7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!