Российская Федерация
Московская область
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
(МБОУ Школа № 8)
Практика кружка дополнительного образования
по номинации «Социально-гуманитарная направленность»
«Кладовая слов русского языка»
Авторы практики:
1. Педагог-организатор Подольская О.А.
2. Социальный педагог,Танас Е.И.
Наименование организации:
МБОУ Школа № 8
Целевая аудитория :
5-9 классы детей с ОВЗ
Актуальность
Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и чтению. Коммуникативная целесообразность современного школьника и школьника с ОВЗ оставляет желать лучшего. Современные социальные сети предоставляют возможности для проявления коммуникативных способностей. Однако,мониторинг школьных социальных сетей обучающихся, общение подростков ,их субкультура ,как правило, подтверждают низкую общую и речевую культуру.
Мы всё дальше и дальше уходим от первоистоков значений слов родного языка, вовлекаясь в неумолимый информационный поток, приносящий нам целую лавину иноязычных слов. Всё большая часть нашего общества проявляет уже неспособность усваивать и обоснованно применять новые слова, поскольку просто не понимает их значения. Но что ещё печальнее, стараясь выглядеть «продвинутыми» и современными, многие употребляют слова, искажая их настоящий смысл, не утруждая себя проверить значение слова по словарю. В связи с чем всё чаще можно слышать и в жизни и по телевидению в речи уважаемых людей смешные и глупые смысловые нелепицы и ляпсусы, причём произносятся они в серьёзном контексте. Выглядит это удручающе, так как происходит активное внедрение в массовое сознание слов с заведомо искажённым смыслом, а это, в свою очередь, вносит дисгармонию в речевую культуру общества.
Что же делать в данных условиях нашим детям с ОВЗ, лишённых возможности слышать грамотную речь в семье? Косноязычные, малообразованные родители, отсутствие телевизора, радио, книг, отсутствие культурной среды обитания усугубляют процесс освоения нормативным русским языком.
Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы школьника понимали окружающие.
Решение лингвистических задач, связанных с вопросами употребления в речи языка, закрепляет интерес детей к познавательной деятельности, способствует развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умение вежливо и грамотно общаться с окружающими людьми.
Цели и задачи:
Реализация данной рабочей программы «Кладовая слов русского языка» направлена на достижение следующих целей:
Цель кружка как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
В ходе её достижения решаются следующие задачи:
формировать умения слышать свою речь и корректировать ее;
формировать умение культурно общаться;
создавать условия для эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений;
укреплять потребность школьника к речевому самосовершенствованию.
Особенность кружка состоит в том, что программа носит практический характер, где центральное место занимают коммуникативные умения. Атмосфера кружка носит студийный,креативный и непринужденный характер.
Планируемые результаты:
1.Участвовать в публичных выступлениях. (научно-практических форумах для обучающихся)
2.Участвовать в городских конкурсах чтецов
3.Обогатить словарный запас обучающихся.
4.Повысить речевую и поведенческую культуру школьников.
5.Минимизировать страх перед говорением..
5.Повысить самооценку обучающихся.
Участники конкурсов .
Технология диагностики: анкетирование, интервьюирование,публикации в социальных сетях
Содержание образовательной практики:
Содержание курса
Раздел 1.
Значение языка для жизни и общества. Песочная терапия « Мой любимый русский!»
Диспут «Успешность в общении. Роль слова.»
Речевая культура и социальные сети. Твой лексикон. Анкетирование.
Интервью «Ты в теме в любой речевой ситуации?».
Вербальность и невербальность.
Театральная деятельность. Знакомство со сказкой « Про принцессу, которая не хотела учиться» Анализ сказки.
Разыгрывание и разучивание ролей.
Репетиция сказки.
Роль невербальных средств в коммуникации. Использование невербальных средств для передачи чувств своего героя. Репетиция сказки.
Внешний вид и речевая целесообразность. Изготовление театрального реквизита и подбор костюмов героям.
Роль деталей в общении. Акцентуация деталей в театральной постановке.
Генеральная репетиция сказки.
Показ мини-спектакля на школьной сцене.
Раздел 2. Вербальное и невербальное общение..
Официально-деловые слова. Деловой стиль общения.
Диспут «Язык ТВ и прессы. Язык дикторов.»
Язык учебников и учреждений. Общение в школе. Модели официального общения.
Презентация «Русский язык-язык межнационального общения 190 народов России.»
Брейн-ринг «Моя Родина-Россия. Русский мир-русская речь.»
Раздел 3.
Речевой этикет
Что такое этикет? Речевая культура.Волшебные слова.Интервью « Вы вежливы..»
Феномен улыбки и его роль в речевом этикете.
Благодарственные слова.Слова-извинения. Юмор в общении.
Инсценировка сказки « Билеты продаются за вежливое слово.»
Интонации в речи. Временные рамки беседы.
Бранные слова,паразиты,лишние слова.Слова-извинения.Слова-агрессоры.
Скажи мне что-нибудь,чтобы я понял действильно ли ты красив»- Сократ Брифинг « Скажи мне что-нибудь,чтобы я понял действительно ли ты красив»- Сократ
Знакомство со сказкой «Пишу об этикете»
Анализ сказки: тема,способы выражения идей и замыслов сказки. Сказка-ложь,да в ней намек...
Выбор героев и распределение ролей.
Разучивание текста .
Разучивание ролей.
Репетиция сказки.
Постановка мини-спектакля на школьной сцене.
Практикум « Ежели вы вежливы».
Методические материалы реализуемой практики.
В процессе анализа реализуемой практики использовались общенаучные методы теоретического исследования, такие как обобщение, и систематизация, метод сравнения и эмпирического исследования, метод включенного педагогического наблюдения. В образовательной практике используются такие активно-гибкие формы и методы обучения : словесный, наглядный и практический,метод мыследеятельности и метод сыслотворчества. Программа предусматривает различные формы проведения уроков: брейн-ринги, дебаты и миниинсценировки, интреактивные игры. Учитель создает непринужденную ситуацию творчества, во время которой школьники эмоционально проживают речевую ситуацию и пропускают через себя материал, тем самым овладевая нормированной речью с целью культурной коммуникации в повседневной жизни.
Описание материально – технического обеспечения.
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | количество |
1.Технические средства обучения |
1.1 | Компьютер | 1 |
1.2 | Проектор | 1 |
1.3 | Принтер | 1 |
2.Учебно-методическая литература |
2.1 | Долгий век пословицы / в кн.: Русские пословицы и поговорки / В. П. Аникин. – М., 1988 Вартаньян, Э. А. Из жизни слов / Э. А. Вартаньян. – М. : Дет. лит., 1973. Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово : кн. для учащихся ст. классов / Э. А. Вартаньян. – М. : Просвещение, 1982. Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М. : Просвещение, 1983. Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб. : Просвещение. Санкт-Петербург. отд-ние, 1995. Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения / В. В. Колесов. – Л., 1988. Крылатые слова из произведений русской литературы / авт.-сост. Г. Л. Нефагина, В. А. Капцев, Э. Ю. Дюкова. – Минск : ТетраСистемс, 2006. Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С. И. Львова. – М. : Дрофа, 2006. | 1 |
3. Интернет-ресурсы |
3.1 | Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей www.it-n.ru | |
3.2 | Журнал «Начальная школа»: www.n-schkola.ru | |
Достигнутые результаты представленной практики
Два номинанта именной стипендии Губернатора Московской области в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Три участника научно-практической конференции школьников Южного Подмосковья»Экополис -город будущего»
Три участника международной научно-практической конференци учащихся и студентов»Молодежь и инноватика»
Два участника Муниципального конкурса чтецов ,посвященного 350-летию со дня рождения Петра 1.
МБОУ Школа№8 -лауреат 3 степени по итогам 16 Муниципального форума «Юные таланты земли Серпуховской»
В 5-6 классах ,общая численность обучающихся 45 человек 80% ребят обогатили словарный состав и улучшили речевую культуру; 75% могут выступать перед классом, 95 % выступали на школьной сцене; лидеры 7-9 классов участвовали на вышеназванных городских и региональных площадках.
Трудности, возникшие в результате практики, пути их решения.
Трудности : особенности детей с ОВЗ: скудный словарный запас,низкая речевая культура, стеснительность в самовыражении,несформированность эмоциональной сферы.
Пути решения: 1.Студийная, демократичная, непринужденная атмосфера кружка.
Создание ситуации успеха, создание выигрышных ролей ,авансирование успеха и 3.Награждение каждого ребенка после каждого выступления с персонифицированной формулировкой(« За преодоление» ,»За публичное выступление»,За исполнение роли 1 плана,За исполнение роли 2 плана и т.д.» За личностный рост» и т.д.
Планы дальнейшей работы.
Усилить программу новыми разделами « Детской риторики»
Использование программы в других учреждениях.
Программа рассчитана для занятий с детьми с ОВЗ.
Концептуально можно использовать в массовой школе при доработке тем; подбор произведений в соответствии с возрастом.
7