СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика "Читательская грамотность"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование читательской грамотности

Просмотр содержимого документа
«Практика "Читательская грамотность"»

Формат описания педагогических практик

1.Территория: Красноярский край, Шарыповский район

2.1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШУШЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

2.2. МБОУ Шушенская СОШ № 8.

2.3.662335, с.Шушь, ул.Октябрьская, д. 14

3. Голубидо Екатерина Альбертовна, директор МБОУ Шушенской СОШ № 8.

4. раб. т. 8(391)5333179, [email protected], сот. 89504265874

5. Баркова Вера Павловна, Коханова Алена Михайловна

6. Образовательная практика

7. Читательская грамотность

8. «Формирование читательской грамотности через эффективные методы и приемы на уроках внеклассного чтения»

9. Внеклассное чтение, приёмы, читательская грамотность.

10. Начальное общее образования

11.Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем  современного образования.  

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.

 В своей практике  я столкнулась со следующими проблемами: 

- дети имеют низкую скорость чтения;

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

Читательская грамотность -это один из параметров готовности к жизни в современном обществе. Особенное место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Нужно отметить, что развитие читательской грамотности происходит на всех уроках и во внеурочное время, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации. Но особое внимание уделяю минутам и урокам внеклассного чтения. На уроках внеклассного чтения обучающиеся не просто читают, а «овладевают приёмами самостоятельности при выборе и чтении доступных книг».

Цель этих занятий состоит в том, чтобы формировать у обучающихся интерес к книгам как источнику знаний, желание и привычку читать книги.

Если постоянно и целенаправленно применять методические приемы в работе над развитием чтения, то это будет содействовать развитию читательской самостоятельности школьников.

Процесс формирования читателя осуществляется в три этапа:

- подготовительный;

- начальный;

- основной.

Каждый этап характеризуется своими задачами и, соответственно, своими методами и приёмами, применяемыми для реализации этих задач.

Так, на подготовительном этапе ставятся задачи: пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать «знакомые», ввести детей в доступный круг чтения.

Для достижения этой цели 1 раз в две недели в течение 15-20 минут проводится занятие с детской книгой).

Основной метод – слушание-рассматривание.

Не останавливаясь на структуре проведения этих уроков, хочу перечислить основные приёмы и методы, используемые при проведении коллективного обсуждения прочитанного произведения: - беседа;

- выборочное чтение;

- словесное или графическое рисование;

- характеристика героя и выражение своего отношения к описанным поступкам;

- инсценировка, постановка живых картин и т. д.

На начальном этапе основным методом обучения становится рассматривание картин.

Здесь на этапе самостоятельного знакомства с произведением хорошо зарекомендовал себя приём антиципации, когда учащимся после рассматривания иллюстраций, прочтения названия и автора, нужно высказать свои предположения о содержании предложенного текста. Этот приём заставляет детей учиться анализировать информацию, полученную из иллюстративных источников.

Целью обучения на основном этапе провозглашается формирование читательских интересов. В качестве учебного материала на основном этапе обучения привлекается русская классическая, современная и зарубежная детская книга – художественная, научно – познавательная, справочная для младшего школьного возраста – всех типов и видов. Принципиально меняется содержание деятельности учащихся и учителя. Ведущая роль в уроке принадлежит детям. Они самостоятельно осуществляют отбор книг и их чтение по теме предстоящего урока, приносят прочитанные книги в класс и самостоятельно формируют из них выставку, принимают участие в обсуждении и анализе прочитанных книг, выслушивая впечатления друг друга о прочитанных дома книгах, расширяют свой читательский кругозор. Пересказ прочитанного на уроках внеклассного чтения постепенно отходит от традиционной формы близко к образцу пересказа:

дети передают сюжет прочитанной книги (т.е. пересказывают сжато), пересказывают понравившиеся отрывки (выборочный пересказ), передают прочитанное в ролях, инсценируют отдельные сцены из прочитанной книги. Как видим, уроки внеклассного чтения создают условия для творческих форм пересказа, как впрочем, и для иных видов творческой работы: иллюстрирования прочитанного (словесного и графического), для аппликаций и лепки и т.п. для музыкального сопровождения – используются звукозаписи, музыкально-литературные композиции по произведениям, картины, портреты. Целесообразно использование на уроках внеклассного чтения литературных игр.

Например, «Парад литературных героев», «Дежурная буква», «Представь и вспомни знакомые строки», «Узнай стихотворение», «Литературные мнения»», «Литературные шарады» и др.

На занятиях внеклассным чтением реализуется принцип наглядности через непосредственное восприятие детской книги. Поэтому основным видом наглядности является книжная иллюстрация. Но современному школьнику недостаточно книги и книжной иллюстрации, они более мобильны, активны, коммуникабельны. Мобильный телефон, компьютер, планшет – это необходимый атрибут детской жизни. Так почему бы не воспользоваться ими для формирования читателя, слушателя?

Включение в урок внеклассного чтения аудио- и видеосредств, позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повышает интерес к самому чтению. Так, например, перед проведением урока внеклассного чтения по рассказам Успенскогоо можно заранее показать учащимся отрывки их мультфильмов о герое, предложив продолжение его приключений узнать, прочитав рассказы.

Применение на уроках рефлексии дает возможность учащимся глубже проникнуть в те знания, которые они приобрели, вспомнить, что они узнали и зафиксировать – где данные знания можно применить. Познакомимся с наиболее эффективными, на мой взгляд, приёмами работы в рамках современных педагогических технологий.

Приём «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. Данный прием содержит все стадии технологии развития критического мышления. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с текстом. На уроках внеклассного чтения это может быть единое произведение или материал об авторе, произведения которого готовились к этому занятию. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Так, например, после чтения первой части сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», в которой автор знакомит с главными героями Рукодельницей и Ленивицей, учитель делает остановку и предлагает детям вспомнить пословицы о трудолюбии и лени (ученики в парах записывают их на листах). В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.

Прием «Пятиминутное эссе». Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Например, после проведения урока внеклассного чтения по басням И. Крылова, учащимся было предложено написать эссе на тему «Чему меня научили басни».

При проведении урока внеклассного чтения по теме «Профессии» учащимся заранее была дана таблица, где были такие столбцы: название произведения, автор, о какой профессии, считает ли автор эту профессию нужной и почему. Учащиеся начали заполнять таблицу дома по своему произведению. Продолжили заполнять в классе по мере знакомства с изученными произведениями (такая же таблица была на доске, ребята после ответа вписывали туда свою информацию). В конце урока я использовала приём «Пятиминутное эссе»: учащимся нужно было в течении 5 минут записать, какой вывод они сделали по итогам урока, т.е. ответить на вопрос «Какую профессию я считаю самой важной?»

Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения. •Приём «Верите ли вы, что…» или приём «Верные и неверные утверждения». Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность, формирует умение оценивать ситуацию или факты, анализировать информацию, отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-».

Для создания атмосферы увлекательного поиска применяю прогнозирование, которое осуществляю с помощью таких приёмов как: Приём «Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

Эффективным будет применение игровых приёмов. При проведении урока внеклассного чтения по одному произведению (например, по сказке Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе») интерес учащихся вызывает приём «Мимтеатр» - когда нужно изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.

На этапе рефлексии используются такие приемы, как ромашка, телеграмма – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях.

В моей практике ромашка, является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Использование таких заданий позволяет учащимся чётко формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное.

Практические советы:

Во внеклассной деятельности проводить занятия по методике Зайцева (путем проговаривания), создавать уголки чтения в классных кабинетах, организовать работу литературных гостиных и др.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!