СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа № 4 «Философия о глобальных проблемах современности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: Представить собственное видение развития философии и ее направлений  в будущем, создание собственных произведений с использованием  мультимедийных технологий по предложенной тематике, владение основными видами публичных выступлений.

Обеспеченность занятия:

1.Методические указания для обучающихся  по выполнению практических занятий.

2.Рабочая тетрадь.

Содержание темы:

1. Основные значения понятия «глобализация». Сущность и истоки глобальных проблем. Значение работ А. Печчеи для становления глобалистики. Роль Римского клуба в изучении глобальных проблем.

2. Типы глобальных проблем: проблемы войны и мира, социальные, демографические, экологические, духовно-нравственные и др.

3. Возможные сценарии будущего. Пути решения глобальных проблем и значение философского знания в этом процессе. Роль утопии и антиутопии в социально-философском познании.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа № 4 «Философия о глобальных проблемах современности»»

Практическая работа № 4

«Философия о глобальных проблемах современности»

Цель работы: Представить собственное видение развития философии и ее направлений в будущем, создание собственных произведений с использованием мультимедийных технологий по предложенной тематике, владение основными видами публичных выступлений.

Обеспеченность занятия:

1.Методические указания для обучающихся по выполнению практических занятий.

2.Рабочая тетрадь.

Содержание темы:

1. Основные значения понятия «глобализация». Сущность и истоки глобальных проблем. Значение работ А. Печчеи для становления глобалистики. Роль Римского клуба в изучении глобальных проблем.

2. Типы глобальных проблем: проблемы войны и мира, социальные, демографические, экологические, духовно-нравственные и др.

3. Возможные сценарии будущего. Пути решения глобальных проблем и значение философского знания в этом процессе. Роль утопии и антиутопии в социально-философском познании.

2. Групповая работа: представление и защита группами моделей прогнозов будущего человечества:

  • Оптимистический прогноз.

  • Пессимистический прогноз.

Методические рекомендации

1. Определите, изучая материал темы, надежды человечества на будущее. Познакомьтесь с обоснованиями возможности предсказания будущего. Каков предмет особой дисциплины – футурологии? Установите особенность и содержание социального прогнозирования.

2. Используйте при подготовке к ответу по вопросу материал пособия о Римском клубе и

Определите показатели, которыми характеризуются глобальные проблемы. Установите группы глобальных проблем. В чем суть духовного кризиса?

Определите содержание энергетического, демографического, экологического кризиса. Каково содержание закона Мальтуса?

3. Представьте различные сценарии будущего Земной цивилизации с опорой на теоретический материал пособия и дополнительные источники. Определите пути решения

глобальных проблем человечества. Познакомьтесь с философией представителей научно-

технического оптимизма А. Белла, А. Тоффлера и др. Определите суть концепции «золотого миллиарда». Чем обусловлено появление в западной философии этой концепции? Выделите главные идеи воззвания известных ученых мира «Предупреждение человечеству».

Выполните задания по теме.

Ход работы:

Задания


Задание 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Философско-мировоззренческая ориентация, рассматривающая науку как

высшую ступень развития человеческого разума и означающая веру в способность науки разрешить все социальные проблемы, – …

2) Метод исследования определённых объектов путём воспроизведения их характеристик на другом объекте, который представляет собой аналог того или

иного фрагмента действительности, – …

3) Система искусственных органов и средств человеческой деятельности, предназначенных для её облегчения и повышения эффективности, применяемых

для осуществления процесса производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества, – …

4) Система учений о морали и нравственности – …

5) Научное направление, возникающее на стыке таких наук, как социология,

экономика и философия, использующее методы математического моделирования для изучения глобальных проблем, – …


Задание 2. Упражнения, комментарии

  • Прочитайте отрывки из работы О. Шпенглера «Человек и техника» (1932). Проанализируйте наблюдения и выводы немецкого мыслителя.

«Трагизм нашего времени заключается в том, что лишённое уз человеческое мышление уже не в силах улавливать собственные последствия. Техника сделалась эзотерической, как и высшая математика, которой она пользуется, как физическая теория, незаметно идущая со своими абстракциями от анализа явлений к чистым формам человеческого познания. Механизация мира оказывается стадией опаснейшего перенапряжения… Всё органическое подлежит тотальной организации, искусственный мир пронизывает и отравляет мир естественный. Сама цивилизация стала машиной, которая всё делает или не желает делать по образцу машины… Но великолепное техническое развитие ХХ в. было возможно только на основе постоянно растущего духовного уровня. Не только убывание, уже остановка тут опасна и указывает на приближение конца, независимо от числа хо-

рошо обученных рабочих рук…Машинная техника кончится вместе с фаустовским человеком, однажды она будет разрушена и позабыта – все эти железные дороги, пароходы, гигантские города с небоскрёбами, как некогда были оставлены римские дороги или Великая китайская стена, дворцы Мемфиса и Вавилона. История этой техники

приближается к скорому и неизбежному концу. Она будет взорвана изнутри, как все великие формы всех культур».

Вопросы:

1. Какие проблемы современной культуры обнаружил и описал Шпенглер?

Кто из философов и писателей высказывал похожие идеи?

2. Как оценивает Шпенглер феномен техники? В чём заключается, по его мнению, проблема современной техники?

3. Почему в работе Шпенглера появляется образ Вавилонской башни? Что обозначает этот символ в культуре? Поясните слова философа о том, что цивилизация «будет взорвана изнутри».

4. Возможно ли решение поставленных Шпенглером проблем? Какие пути решения предлагаются?

Задание 3. Групповая работа: представление и защита группами моделей прогнозов будущего человечества:

  • Оптимистический прогноз.

  • Пессимистический прогноз.

1. Выполнение творческого задания: представление и защита в ходе групповой работы оптимистического и пессимистического прогнозов будущего человечества начните с изучения методических рекомендаций в пособии – с. 114. Вспомните, что представляет собой социальное прогнозирование. Изучите глоссарий по теме.

2. Выделите этапы прогнозирования. Познакомьтесь и примите к сведению ключевые слова по теме исследования. Изучите теоретический материал по теме исследования.

Найдите и отберите дополнительный материал в Интернет-ресурсе, СМИ и др. источниках.

3. Выступите с защитой своего проекта. Подготовьте вопросы оппонентам. Проявите творческую смекалку – дополните содержание и проведение своими предложениями, оригинальными дополнениями, оформлением. Участвуйте в дискуссии.

Сделайте выводы по теме.

Задание 4. Тестовая проверка знаний

1. Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой целенаправленная

человеческая деятельность становится главным определяющим фактором, есть

а) сознание,

б) ноосфера,

в) глобализация,

г) экология.

2. К глобальным проблемам не относится

а) вырубка тропических лесов,

б) экономическое неравенство,

в) рост народонаселения Земли,

г) угроза ядерной войны.

3. Совокупность представлений о будущем человечества называется

а) футурологией,

б) космизмом,

в) антропоцентризмом,

г) постмодернизмом.

4. Соотнесите произведение и его автора.

а) «Футуршок» 1) С. Хантингтон

б) «Конец истории» 2) К. Ясперс

в) «Столкновение цивилизаций» 3) Э. Тоффлер

г) «Смысл и назначение истории» 4) Ф. Фукуяма

5. Наука о сохранении целостности естественной среды перед лицом угрозы со стороны

современной индустрии и технологий – это

а) философия,

б) биология,

в) синергетика,

г) экология.

6. Авторы понятия «ноосфера»

а) Т. де Шарден и В.И. Вернадский,

б) А. Н. Бердяев и А. Камю,

в) К. Маркс и В. И. Ленин,

г) Ж. Делёз и Ф. Гваттари.

7. «Римский клуб» – это

а) объединение европейских политиков, цель которого – борьба с коррупцией,

б) объединение мировой элиты для создания «золотого миллиарда»,

в) объединение учёных и общественных деятелей для изучения глобальных проблем,

г) объединение олигархов, цель которого решение экологических проблем.

8. Слово «техника» переводится

а) как орудие, инструмент,

б) искусство, мастерство,

в) знание, наука,

г) обработка, возделывание.

9. Соотнесите произведение и его автора

а) «Мы» 1) Д. Оруэлл

б) «1984» 2) О. Хаксли

в) «О, дивный новый мир» 3) С. Лем

г) «Футурологический конгресс» 4) А. и Б. Стругацкие

д) «Обитаемый остров» 5) Е. Замятин

10. Автором утверждения «Философия – культура ума» является

а) М. Шелер б) Л. Шестов в) Б. Паскаль г) Цицерон.

Критерии оценки

«Отлично» при условии, если обучающийся свободно владеет материалом; дает полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; доказательно раскрыты основные положения; воспроизводя текст ответа (автор отмечает), озвучивает личные комментарии (я считаю / полагаю); убедительно отвечает на дополнительные вопросы и/или работает в течение всего семинара, показана совокупность осознанных знаний об объекте изучения.

«Хорошо» ставится в том случае, если обучающийся свободно владеет материалом; использует учебную, научную литературу при подготовке к занятию; озвучивает личные комментарии; однако допущены некоторые неточности в определение понятий, терминов; либо выступающий ответил не на все дополнительные вопросы.

«Удовлетворительно» оценивается ответ, построенный на основе лекционного и учебного материала, неубедительный с точки зрения аргументации, без использования дополнительной литературы, не свободно озвучиваемый студентом, отсутствуют личные комментарии. Не может самостоятельно провести сравнительную характеристику понятий и терминов, в ответе не присутствуют доказательные выводы.

«Неудовлетворительно» - если дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях, персоналиях); в ответе отсутствуют выводы, сформированность умений не показана или отказ от выступления, незнание материала, не подготовки к семинару.


Рекомендованная литература:

1. Алексеев П. В. Социальная философия / П. В. Алексеев. – М. : ТК Велби ; Проспект,2010. – 256 с.

2. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация / И. В. Бестужев-Лада. – М. : Алгоритм, 2011. – 448 с.

3. Биосфера и человечество: пути к диалогу. – М. : МГУ, 2011. – 192 с.

4. Горохов В. Г. Основы философии техники / В. Г. Горохов. – М. : Гардарики, 2007. –336 с.

5. Тавризян Г. М. Философы ХХ в. о технике и «технической цивилизации» / Г. М. Тавризян. – М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. – 216 с.

6. Усольцев В. А. Русский космизм и современность / В. А. Усольцев. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 2009. – 228 с.

7. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М. : Республика, 2011. – 527 с.

Литература к семинару:

1. Арбатов А. Мир полон тревог. России надо собраться //Российская Федерация сегодня. – 2012. - № 7. – С. 28-30.

2. Вахрамеев А. В. Международный терроризм и национальная безопасность России //Социально-гуманитарные знания. – 2014. - № 2. – С. 3-15.18

5. Зуев К. А. Продуктивный анализ процесса глобализации //Социально - гуманитарные знания. – 2004. – № 3. – С. 346-352.

8. Многогранная глобализация /Под ред. проф. К. Х. Делокарова. – М., 2003.

9. Хрестоматия по философии: учеб. пособие /Сост. П. В. Алексеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2009. – С. 509-518.


Интернет-ресурсы:

1.www.alleg.ru/edu/philos1.htm

2.ru.wikipedia.org/wiki/Философия

3.www.diplom-inet.ru/resursfilos




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!