СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие "Логопедическая работа в дооперационном периоде. Профилактика речевых нарушений при врожденных дефектах неба"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Закрепить знания об основных принципах и методах коррекции открытой органической ринолалии, познакомить с практическими методами и приемами устранения ринолалии.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие "Логопедическая работа в дооперационном периоде. Профилактика речевых нарушений при врожденных дефектах неба"»

Практическое занятие № 4

Тема: Логопедическая работа в дооперационном периоде. Профилактика речевых нарушений при врожденных дефектах неба.

Продолжительность: 1 часов

Цель: Закрепить знания об основных принципах и методах коррекции открытой органической ринолалии, познакомить с практическими методами и приемами устранения ринолалии.

Оборудование: Дидактический материал по коррекции ринолалии, карточки программированного контроля.

План:

  1. Основные принципы коррекции ринолалии.

Основные принципы коррекции речи при ринолалии:

1. Учет механизмов расстройства и особенностей симптоматики (состояние небноглоточного затвора и его функции, особенности дыхания, моторики речевого аппарата, своеобразие артикуляторной позы языка, губ, нижней челюсти, нарушение фонематического слуха и т. д.), что подчеркивает необходимость смещения артикуляционного уклада языка в переднюю и передне-среднюю части ротового резонатора;

2. Опора на сохранные функции и анализаторы, особенно на кинестетический, зрительный и слуховой;

3. Единство речевой системы, что предполагает одновременную активизацию небноглоточных отделов артикуляционного аппарата и дыхания путем увеличения функциональной нагрузки на эти системы;

4. Воспитание естественного функционирования механизмов речи с опорой на закономерности фонетического строя русского языка: использование мягкой голосоподачи, отбор, построение и использование речевого материала как средства коррекции фонетических нарушений;

5. Учет возрастных и компенсаторных возможностей ребенка, мобилизация его силы, тонуса, сосредоточенности и терпения на преодоление неправильных навыков и привычек; организация ротоглоточных полостей (объем, конфигурация, целесообразное их использование).

2. Методика устранения открытой органической ринолалии:

  • развитие речевого дыхания:

Целесообразно ставить костно-абдоминальное (диафрагмально-реберное) дыхание. Оно позволяет увеличить жизненный объем легких, регулировать скорость выдоха диафрагмой и фонировать в грудном регистре, благодаря чему удлиняется выдох и уменьшается назализация.

На этом этапе работы по формированию речевого дыхания ограничивается обучением только длительному ротовому выдоху.

I этап. Формирование усиленного глоточного выдоха приоткрытом рте

II этап. Дифференциация ротового и носового дыхания

Работа по коррекции дыхания начинается с выработки направленной воздушной струи через рот. Для этого используем доступные упражнения, которые меньше всего утомляют детей.

Дыхательные упражнения: Легко поплевывать с зажатыми крыльями носа. Легко подуть холодной струей на вату, бумагу. Легко подуть холодной струей на бумажные фигурки бабочек, птичек, лыжников. Пускание мыльных пузырей через разные атрибуты. Легко дуть через пластмассовые трубочки на воду до её разбрызгивания. Задувание свечи: сначала с расстояния 15–20 сантиметров, затем более далекого.

Все эти упражнения проводятся в игровой форме, не ранее чем через час после еды. Длительность упражнений не превышает пяти минут. Затем детям предлагаем упражняться в дифференциации ротового и носового дыхания.

вдох

выдох

вдох

выдох

нос
нос
нос
рот

нос
рот
нос
рот

нос
рот
нос
рот

нос
нос
рот
рот

Упражнения повторяются 6–8 раз подряд 3–4 раза в день.

Дыхательные упражнения быстро утомляют детей, поэтому их следует чередовать с другими упражнениями, основная цель которых – нормализация артикуляции.

  • подготовка небной занавески к смыканию после операции:

В послеоперационный период, когда созданы анатомо-физиологические условия для становления правильной речи, особую значимость приобретает активизация небной занавески и развитие подвижности мышц небно-глоточного кольца. Решению этих задач способствуют:

- массаж мягкого и твердого неба;

- гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки.

Основными целями массажа мягкого неба являются:

• растяжение рубцовой ткани;

• усиление работоспособности сократительных мышц;

• уменьшение мышечной атрофии;

• улучшение местного кровообращения;

• активизация процессов заживления.

Глотание – заглатывание крупными порциями, сначала давать кашу, затем спустя 1–2 недели густую вязкую жидкость (кисель), затем глотание жидкости (воды) маленькими порциями. Позевывание – широко открывая рот: сначала сильно втягивая воздух, в последующих упражнениях без заметного вдоха. Откашливание – широко открывать рот, напрягая мышцы плечевого пояса и шеи и всего дна ротовой полости с силой сжимая кулаки. Учить откашливаться с высунутым языком, если язык уходит, то его задерживать пальцами. Полоскание горла с запрокинутой головой. Давление кончиком языка на левую (правую) щеки.

Эти упражнения следует контролировать как зрительно (перед зеркалом), так и кинестетически – ощупыванием напряженности небной занавески, вызывается рвотный рефлекс, в результате которого резко сужается глоточное кольцо.

  • развитие орального праксиса:

В комплекс упражнений, направленных на восстановление функциональной активности мышц мягкого неба, входит пассивная, пассивно-активная и активная гимнастика. Эти упражнения помогают создать благоприятный фон для формирования точной и координированной работы мышц небно-глоточного кольца, необходимой для развития полноценного звучания голоса.

Приемы массажа: Поглаживание поверхностное в направлении от твердых резцов к носоглотке. Поглаживание прерывистое по направлению от средней линии твердого неба к шейкам зубов (2 минуты). Растирание (1,5 минуты), прямолинейно от резцов к носоглотке и в обратном направлении.

Поперечно по мягкому небу, а также спиралевидно в тех же направлениях (2 минуты). Интенсивное растирание по точкам выхода сосудисто-нервных пучков (по 10 секунд на каждой точке). Разминание в медленном темпе, плавно, без рывков в продольном и поперечных направлениях (2 минуты).

Массаж проводится несколько раз в день, не менее 10 минут в течение 6 месяцев. Проводить массаж рекомендуется как на занятиях, так и самостоятельно. Родителям предлагается обучиться массажу вместе с детьми. Начинать массаж нужно сразу после снятия швов.

Принцип избирательной артикуляционной гимнастики допускает применение дополнительных артикуляционных упражнений (не создающих непосредственно артикулем речевых звуков). Например, при сочетании ринолалии и дизартрии у ребенка язык при подъеме кверху резко уходит в левую сторону. Это значит, что правая сторона его мышц слабее левой. При слабости мышц правой стороны языка следует проводить соответствующие упражнения только для укрепления и развития мышечной силы правой половины языка. Для этого ребенку предлагают языком дотронуться до зубов с левой стороны вверху и внизу, подпереть языком левую щеку, что дает нагрузку на мышцы правой стороны языка.

При слабости левой стороны языка все указанные упражнения проводятся с учетом нагрузки на левую сторону.

Эффективными являются упражнения с преодолением сопротивления. Например, при правосторонней слабости языка ребенка просят высунуть язык и отвести его в левую сторону. Этому отведению логопед препятствует шпателем, чтобы увеличить нагрузку на мышцы правой стороны языка и т. д.

Для улучшения произвольных движений языка, губ и лицевых мышц при артикуляции нужно рассказывать ребенку, где и как он должен дать то или иное напряжение мышц и научить его «послушать» это напряжение, ощупать положение органов произношения, участвующих в данной артикуляции, запомнить это положение зрительно (пользуясь зеркалом) и кинестетически. Для более четких ощущений можно помочь ребенку механически. Например, взять язык в стерильную марлевую салфетку и произвести нужный уклад языка.

  • развитие артикуляционной и мимической моторики:

  • Активизация речевой моторики.

Артикуляторную гимнастику проводят дифференцировано для различных органов речевого аппарата (нижняя челюсть, губы, язык). Упражнения отрабатывают четко, без усилий с контролем зеркалом и с соблюдением определенного ритма (см. приложение).

  • Упражнения для нижней челюсти

При массивном рубцевании в области небных дужек ограничивает открывание рта, что затрудняет артикуляцию и усиливает назализацию. Тренироваться надо до тех пор, пока рот не раскроется на три пальца ребенка.

1. Рот полуоткрыт – широко открыт – закрыт.

2. Движение нижней челюсти вперед при полуоткрытом рте.

3. Произвольное движение нижней челюсти вправо – влево.

4. Имитация жевания, при котором происходит энергичное сокращение мускулатуры гортани, глотки, мягкого неба, языка.

5. Выдвижение нижней челюсти вперед с «почесыванием» нижними зубами верхней губы и опусканием нижней и ее движение назад с одновременным « почесыванием» верхними зубами нижней губы.

Следует наглядно показать расслабление нижней челюсти и жевательных мышц, положив руки в области сустава нижней челюсти в с момент ее опускания. Утрированное выдвижение нижней челюсти при произнесение гласных «и, е, ы», приводит к более широкому открытому и разборчивому произнесению звуков (чем шире полость рта в момент речи, тем уже глотка).

  • Упражнения для губ

1. Вырывание вибрации губ (кучерское «ппррр»).

2. Опускание и поднимание (поочередное и одновременное) верхней и нижних губ.

3. Оттягивание губ в стороны: «Тянуть губы прямо к ушкам очень нравиться лягушкам. Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца» (по Плотниковой).

4. Расслабление и легкое похлопывание верхней губы о нижнюю.

5. Удержание губами тонких трубочек (от чупа-чупса).

6. Имитация полоскания зубов с резким давлением на губы с последующим их расслаблением и выдохом.

7. Опускание и поднимание нижней челюсти при плотно сжатых губах.

  • Массаж верхней губы

Массируют рубцово-измененную губу концевыми фалангами II и III пальцев обеих кистей от основания носа вниз до края верхней губы, а так же в сторону с легким растягиванием рубца; проводят поглаживание, растирание, разминание и вибрацию по 2 мин.

  • Методика при растягивании уголков рта:

1. Костяшками указательных пальцев надавить на уголки рта.

2. Надавив. Двигать ими 3 раза в противоположном направлении.

Методика при горизонтальном растяжении верхней губы:

1. I палец положить на губу сверху, II – под верхнюю губу.

2. I пальцем сильно катать верхнюю губу, II – действовать в противоположном направлении.

3. Эти движения выполнять в обратном направлении.

4. Такие же движения произвести при передвинутых пальцах на расстоянии 1 см по 2-3 раза.

5. Продолжать выполнять эти движения по кругу верхней и нижней губы, включая уголки рта, далее поменять пальцы.

Методика при растяжении верхней губы «лук Купидона»:

1. Согнутый II палец – под верхней губой, а I – на верхней губе.

2. Повернуть губу на I палец.

3. Задержать положение в позиции 2, а далее растянуть вниз по направлению к центру губы.

4. Повторит это движение в стороны, в центр, по кругу верхней губы по 3 раза (по Д. Бекман).

  • Упражнение для языка

К упражнениям, проводимым на I этапе, добавляются:

1. Поднимание и опускание кончика языка к верхним и нижним зубам при широко открытом рте, а так же касание им правого и левого углов рта, различных точек губ, неба, передней и задней части каждого зуба.

2. Укладывание широкой передней части языка (в виде чашечки) с плотным удержанием боковых краев языка и верхних боковых зубов, задувание на переднюю, часть языка и выдувание вибрации («Язык лопаткой положи и од счет его держи – раз, 2, 3, 4, 5. Язык надо расслаблять. Язык широкий положи, а края приподними. Получилось пиала, округленная она. В рот ее мы занесем и бока к зубам прижмем», по Плотниковой).

3. Скольжение языка вглубь по твердому небу в форме крючка сначала молча, затем с произнесением «о, ы».

4. Длительное удержание широкого языка во рту с лежащим на его спинке леденцом.

5. Сжатие жевательными поверхностями зубов боковых краев языка, распластанного вширь, с контролем позиции (перед зеркалом).

6. Расслабление мышц шеи с рефлекторным расслаблением мышц языка: голову уронили вперед, вправо, влево «Ах, слаба у Миши шейка, ниткой ты ее пришей-ка. Не отвалится тогда у Мишутки голова».

Из предложенных методов главное место отводится формированию навыков расслабления, уплощения языка вперед, т.к. спонтанно этого после операции не происходит.

  • Развитие слуховой дифференциации фонем:

Следующим направлением коррекционной работы является развитие фонематического слуха. Дети должны научиться различать на слух речевое и неречевое звучание. Учитывая возраст ребенка задания упрощаются или усложняются. Сначала детям предлагается различить на слух звучащие предметы, голоса. Для этого используются такие игры: “Кто на чем играет?”, “Узнай по голосу”, “Кто позвал?”, “Угадай, что стучит?”. Детям постарше помимо игр и упражнений полезно давать такие задания: выделить звук из ряда других звуков; определить место звука в слове (начало, середина, конец); учить различать на слух различные виды интонации: просьбу, приказ, вопрос или восклицание.


  1. Методики коррекционного воздействия при ринолалии А.Г.Ипполитовой, И.И.Ермаковой, Л.И.Вансовской.

Система А. Г. Ипполитовой. Использование ее имеет высокую результативность при работе с детьми, у которых отсутствуют отклонения в фонематическом развитии. При использовании этой системы впервые было предложено проводить занятия до оперативной хирургической коррекции дефекта. Основным в этой методике является совокупность дыхательных и речевых упражнений, последовательность отработки звуков, взаимосвязанных артикуляционно. Этапность в отработке звуков определяется степенью готовности артикуляционной базы языка. Если имеются полноценные одногруппные звуки, то это считается произвольной основой для работы над следующими. Применяются так называемые «опорные» звуки. Подготовка артикуляционной базы ведется с помощью специальной разработанной артикуляционной гимнастики. Она сопутствует развитию речевого дыхания. Неординарность этого метода заключается в том, что при образовании звука начальная сосредоточенность ребенка концентрируется только на артикулемах. 

Основные направления коррекционной работы И.И.Ермаковой:

И.И. Ермакова, установила возрастные особенности функциональных расстройств голосообразования у детей с врожденными расщелинами и применительно к ним модифицировала ортофонические упражнения.

Она разработала поэтапную методику звукопроизношения и голоса:

1. Подготовка артикуляционного аппарата к изготовлению функционального глоточного обтуратора к операции уранопластики.

2. Активация небно-глоточного смыкания после накладывания обтуратора или растормаживание мягкого неба после операции, а так же приучение ребенка к новым кинестезия.

3. Устранение назализации, коррекция звукопроизношения.

4. Полная автоматизация новых навыков.

И.И. Ермакова считает, что рано начатое логопедическое воздействие снижает процент дегенеративных изменений в мышцах глотки.

Коррекционно-педагогическая работа по исправлению ринолалии строится с учетом особенностей строения артикуляционного аппарата до и после операции уранопластики, влияния ограничений функций нёба и глотки на звукопроизношение и голосообразование, индивидуальной реакции обучающегося на свое состояние. В зависимости от этого индивидуально подбираются методические приемы.

Однако для всех приняты четыре общих этапа работы.

1.      Дооперационный подготовительный этап.

2.      Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса.

3.      Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции.

4.      Этап полной автоматизации новых навыков.

Продолжительность этапа определяется индивидуально. Характерной для каждого этапа является основная направленность работы на решение определенной задачи, хотя могут применяться упражнения, соответствующие другим этапам.

Приступать к целенаправленному исправлению ринолалии следует как можно раньше — с 3 лет. Занятия проводят амбулаторно, не менее двух раз в неделю.

Л.И. Вансовская предложила начинать устранение назализации не с традиционного звука, а с передних гласных «и, э», т.к. именно они позволяют фокусировать выдыхаемую струю воздуха в переднем отделе ротовой полости и направлять язык к нижним резцам. При этом усиливается четкость кинестезии при соприкосновении звука и стенки глотки, и мягкое небо участвует более активно. От ребенка произнесение звуков негромким голосом с несколько выдвинутой вперед челюстью, с полуулыбкой, с усиленным напряжением мягкого неба и глоточных мышц. После устранения назализации гласных проводиться работа над сонорами «лр», затем щелевыми и смычными согласными.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!