СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы в курсе "География материков и океанов 7 класс". К УМК "Полярная звезда"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перечень и примерный план практических работ по географии 7 класс к УМК "Полярная звезда".

Просмотр содержимого документа
«Практические работы в курсе "География материков и океанов 7 класс". К УМК "Полярная звезда"»

Практические работы в курсе «География материков и океанов 7 класс»

Преобразования в жизни современного общества связаны с особым периодом его развития – эпохой информатизации и глобализации. Жизненные ориентиры предопределяют развитие, масштабность и тщательность географических исследований, своевременность использования данных, особенно в решении современных глобальных проблем.

Наряду с формированием системы прочных знаний у обучающихся, в настоящее время становится важным оказать помощь в овладении определёнными комплектами умений и способов действий. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными. Очень важно формировать у обучающихся умение применять географические знания в повседневной жизни, т.е. реализовывать на практике.

Важно, чтобы реализация практической направленности географии осуществлялась в единстве современных требований и опыта. Её усиление на повышение качества географического образования, и увеличение его роли в формировании способностей обучающихся организовывать свою самостоятельную деятельность. Это становится возможным при условии, общего комплексного использования всех видов учебной деятельности, и именно практическим работам придает большую значимость.

Практические работы — это неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов и т. п.

В 7 классе в курсе «Материки и океаны» предлагаю использовать следующий перечень практических работ:


Практическая работа № 1.

Чтение и анализ карт атласа.

Цель: узнать, как показывают на тематических картах различные по своему характеру события и явления.

Оборудование: атлас, учебник стр. 7 рис.3.

Ход работы:

1) Заполнить с помощью карт атласа и рис.3 учебника таблицу.

Способ картографического изображения


Название карты


Значки


Линейные знаки


Изолинии


Качественный фон


Ареалы


Знаки движения











































Практическая работа № 2.

Сравниваем страны мира.

Цель: формирование умений определять и обозначать на контурной карте крупнейшие страны мира по площади и численности населения

Оборудование: учебник, атлас, контурная карта.

Используя карты атласа и другие источники информации, составить сравнительную характеристику стран заполнив таблицу.

  1. Заполните таблицу Крупнейшие страны мира по занимаемой площади.

Страна

Столица

Площадь, млн. км2

Россия

Москва

17,1

Канада

Оттава

9,98

Китай

Пекин

9,6

США

Вашингтон

9,5

Бразилия

Бразилиа

8,5

Австралия

Канберра

7,7

Нанесите эти страны и их столицы на контурную карту

2)Заполните таблицу Крупнейшие страны мира по численности населения

Страна

Столица

Численность населения, млн. чел.

Китай

Пекин

1402

Индия

Дели

1317

США

Вашингтон

328

Индонезия

Джакарта

265

Бразилия

Бразилиа

209

Нанесите эти страны и их столицы на контурную карту

3. Вычислите плотность населения выделенных стран и заполните таблицу.

Страна

Площадь, млн. км2

Численность населения, млн. чел.

Плотность населения, чел/км2

Россия

17,1

147

8,59

Канада

9,98

38

3,81

Китай

9,6

1402

146,04

США

9,5

328

34,53

Бразилия

8,5

209

24,59

Индия

3,17

1371

442,49

Австралия

7,7

26

3,38

Индонезия

1,9

275

144,74

Вывод: среди обозначенных стран наибольшую плотность населения имеет Индия. Это объясняется следующими причинами: небольшая площадь страны в сравнении с численностью населения. Демографическая ситуация такова, что этот показатель продолжает расти.


Практическая работа № 3.

Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем.

Цель: формирование умений работать с контурной картой; развитие пространственного мышления.

Оборудование: учебник, атлас, контурная карта.

Используя карты: «Физическая карта мира» и «Строение земной коры» в атласе нанести на контурную карту:

1. Условными линиями разного цвета покажите размещение крупнейших срединно-океанических хребтов и глубинных желобов.

2. Подпишите крупнейшие литосферные плиты. Укажите стрелками направления их перемещения.

3. Выделите наиболее древние устойчивые участки земной коры в пределах каждого материка и подпишите их названия.

4. Приведите примеры складчатых областей разного возраста. Выделите их соответствующим цветом. Подпишите названия форм рельефа, которым они соответствуют.



Практическая работа № 4.

Обозначение на контурной карте климатических поясов Земли, установление зависимости их размещения от геошироты и циркуляции атмосферы

Цель: формирование умений работать с контурной картой; развитие пространственного мышления.

Оборудование: учебник, атлас, контурная карта.

Используя карты: «Физическая карта мира» и «Климатическая карта мира» «Климатические пояса и области мира», «Антарктида. Физическая карта» в атласе нанести на контурную карту:

1. Подпишите климатические пояса мира и закрасьте их разными цветами в соответствии с заливкой карты атласа. Подчеркните названия климатических поясов, в которых в течение года господствует только одна воздушная масса.

2. обведите красным цветом пунсоны объектов, имеющих географические координаты: А (330 с.ш.; 130 в.д. /Триполи/), Б (700 с.ш.; 1400 в.д./ Якутия, Усть-Янский улус./), В (780 ю.ш.; 1060 в.д. /российская антарктическая научная станция Восток/). Подпишите названия объектов и характерные им абсолютные значения температур.

3. Подпишите названия городов, отмеченных на карте номерами от 1 до 15. Укажите рядом м названиями соответствующие значения климатических показателей: температура января и июля, среднегодовое количество осадков



Практическая работа № 5.

Сравнение Индийского и Атлантического океанов.

Цель: Цель: Формировать умение делать сравнение географических объектов. Объяснять причины сходства и различия.

Оборудование: карты атласа, § 23 учебника.

Оборудование: учебник, атлас, контурная карта.

1) Используя карты атласа и п.22 учебника, составить сравнительную характеристику океанов в виде таблицы.

Наименование показателя

Океаны

Атлантический

Индийский

Географическое расположение по отношению:

  1. Экватору

  2. Нулевому мередиану

  3. Тропикам

  4. Полярным кругам

  5. Материкам

  6. Другим океанам





















Дно океана (литосферные плиты, хребты, котловины, желоба).



Береговая линия (изрезанность, наличие заливов).



Моря (шельфовые, внутренние).



Острова (материковые, вулканические, коралловые).



Местоположение в климатических поясах.



Растительный и животный мир.




Хозяйственная деятельность человека.



2) Используя карты: «Физическая карта мира» в атласе и «Мировой океан» в учебнике стр. 244-245 нанести на контурную карту:

а) Подпишите океаны. Проведите границы между ними.

б) Отметьте в каждом океане область с наибольшей глубиной. Подпишите их названия и укажите соответствующие значения максимальной глубины.

в) Обозначьте красными и синими стрелками направления крупнейших теплых и холодных течений. Подпишите их названия.

г) Проложите кругосветный маршрут из любой точки мира. Подпишите основные географические объекты на вашем пути.


Практическая работа № 6.

Географического положения материка.

Цель: Определение географического положения материка Африка.

Оборудование: учебник, атлас, контурная карта.

План:

1.Определить положение материка на градусной сетке (по физической карте мира):

а) по отношению к экватору – пересекается материк линией экватора или нет? Если пересекается, то в какой части? В каком полушарии расположен материк - в Северном или Южном? На контурной карте выделить линию экватора красным цветом;

б) по отношению к нулевому меридиану - пересекается материк нулевым меридианом или нет? Если пересекается, то в какой части? В каком полушарии расположен материк - в Западном или Восточном? На контурной карте выделить линию меридиана синим цветом;

в) как материк расположен по отношению к тропикам? Если материк пересекается тропиками, то выделить их на контурной карте пунктиром красного цвета;

г) по физической карте материка определить его крайние точки материка, записать их в тетрадь и обозначить на контурной карте;

д) определить протяжённость материка с севера на юг в градусах и километрах (по меридиану, расчёты записать в рабочую тетрадь);

е) определить протяжённость материка с запада на восток в градусах и километрах (по параллели, расчёты записать в рабочую тетрадь).

2. Определить положение материка относительно других объектов (океанов, материков, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов):

а) какие океаны омывают и какое побережье? Подписать их на контурной карте.

б) какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются? На контурной карте подписать ближайшие материки, моря и проливы, которые их отделяют от материка;

в) какие моря, заливы, проливы омывают берега материка? Подписать их на контурной карте;

г) определить характер береговой линии (сильно изрезана - выделяется много островов, полуостровов, заливов, проливов; слабо изрезана - мало островов, полуостровов, заливов, проливов). Крупные острова и полуострова подписать на контурной карте.





Практическая работа № 7.

Характеристика по картам особенностей природы материка

Цель: формирование умений давать комплексную характеристику материка, используя различные карты атласа.

Оборудование: учебник, атлас.

Природная зона

Географическое положение

Климатические условия

Почвы

Растительность

Животный мир

Хозяйственная деятельность человека

Влажные экваториальные леса







Саванны и редколесья







Полупустыни и пустыни








Практическая работа № 8

Сравнение географического положения Австралии и Африки

Цель: формирование умений выявлять черты сходства и различия географических объектов.

Оборудование: карты атласа, учебник.

Признаки сравнения

Австралия

Африка

Вывод о сходстве и различии в географическом положении

По отношению к экватору




По отношению к нулевому меридиану




По отношению к другим материкам




По отношению к океанам




Крайние точки материка





Практическая работа № 9

Описание по карте крупных речных систем Южной Америки.

Цель: формирование умений, используя карты атласа, составлять описание крупных речных систем.

Оборудование: карты атласа, план.

1.Название реки. В какой части материка течёт.

2. Где берёт начало? Куда впадает? К бассейну какого океана относится?

3.В каком направлении течёт? Длина реки.

4.Объясните зависимость характера течения реки от рельефа.

5.Определите источники питания реки.

6.Каков режим реки и как он зависит от климата.

7.Хозяйственной использование реки.






Практическая работа № 10.

Составление по картам сравнения стран (по выбору)

Цель: формирование умения делать сравнение географических объектов.

Оборудование: карты атласа, тетрадь.

1) С помощью карты атласа на выбрать страны для сравнения.

2)Используя карты атласа и другие источники информации, составить сравнительную характеристику стран заполнив таблицу.

Показатели для сравнения

Бразилия

Перу

Географическое положение



Площадь, млн. км2



Население, млн.чел.



Столица



Особенности рельефа, полезные ископаемые



Климат



Природные зоны



Народы, заселяющие страну



Государственный язык



Хозяйственная деятельность человека



3)Используя информацию из таблицы, сделать вывод о сходстве и различии в природе и населении стран.

Практическая работа № 11.

Сравнение климата отдельных частей материка.

Цель: Сравнить особенности климата разных территорий в пределах одного климатического пояса. Сделать вывод о роли климата для жизни и хозяйственной деятельности людей.

Оборудование: карты атласа.

Признаки сравнения

Полуостров Аляска

Полуостров Лабрадор

Территория



Географическое положение



Климатический пояс



Тип климата



Средняя температура, 0С:

Января

Июля



Среднегодовое количество осадков и режим их выпадения




Практическая работа № 12.

Путешествие по Северной Америке

Цель: разработать туристический маршрут по странам Северной Америки

Оборудование: учебник, атлас, карты Северной Америки, контурные карты, дополнительный материал, цветные карандаши.

1.Найдите на карте посещаемые города. Подпишите их названия на контурной карте.

По картам установите, есть ли в обозначенных вами городах аэропорты. Если есть – покажите их на карте условными знаками.

2. Найдите на картах объекты Всемирного природного и культурного наследия, расположенных вблизи обозначенных городов. Обозначьте их на карте.

3. Распределите дни путешествия между посещаемыми объектами. На карте подпишите над каждым объектом день посещения: 1-й, 2-й или 2-3-й дни и т.д. Обозначьте на карте туристический маршрут по Южной Америке, соединив все посещаемые объекты с городами и между собой.

Пользуясь дополнительным материалом, подготовьте краткую рекламу района путешествия и программу тура для туристов.


Практическая работа № 13.

Обозначение на контурной карте форм рельефа и полезных ископаемых материка.

Цель: закрепить знания о современном рельефе Евразии, размещении полезных ископаемых.

Оборудование: карты атласа,

1. Проведите границу между Европой и Азией. Подпишите названия физико-географических объектов, по которым ее проводят.

2. Подпишите названия крупнейших форм рельефа. Условными знаками покажите месторождения полезных ископаемых.


Практическая работа № 14.

Составление по картам и другим источникам информации комплексного описания одной из стран Евразии.

Цель: формирование умений комплексного использования различных источников географических знаний для описания природы, населения и хозяйства отдельной страны.

Оборудование: карты атласа, учебник, интернет.

Используя план описания страны на стр. 254 учебника описать комплексную характеристику Германии.


Практическая работа № 15.

Установление различий в численности, плотности населения регионов Азии.

Цель: Устанавливать различия, делать вывод.

Оборудование: атлас, ресурсы Интернета.

1) Используя ресурсы Интернета заполни таблицу:

Регион

Численность населения, млн. чел.

Плотность населения, чел. км2

Юго-Западная Азия



Южная Азия



Центральная Азия



Восточная Азия



Юго-Восточная Азия





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!