СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по русскому языку по теме "Подготовка к ЕГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа нацелена отработку типовых заданий ЕГЭ по повторенным темам. 

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по русскому языку по теме "Подготовка к ЕГЭ"»


Практическая работа №5

Вариант 1


  1. Прочитайте текст. Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом предложении текста. Запишите это местоимение.

История науки знает немало великих имён, с […] связаны фундаментальные открытия в области естественных и общественных наук, однако в подавляющем большинстве случаев это учёные, работавшие в одном направлении развития наших знаний.

В XX в. такой же по значению величиной в области естественных наук стал Владимир Иванович Вернадский. На его принадлежность к своей сфере могут претендовать и естествоиспытатели самых различных направлений, и приверженцы точного экспериментально проверяемого знания, и историки науки и человеческой мысли, и науковеды, и, конечно, философы-гуманисты, социологи. Он, несомненно, принадлежал к тем немногим в истории не только своего народа, но и человечества, кому было по силам охватить могучим умом целостность всей картины мира и стать провидцем.

Труды В. И. Вернадского не только внесли огромный вклад в развитие многих разделов естествознания, но и принципиально изменили научное мировоззрение XX века, определили положение человека и его научной мысли в эволюции биосферы, позволили по-новому взглянуть на окружающую нас природу как среду обитания человека, поставили много актуальных проблем и наметили пути их решения в будущем.


  1. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

 

1)  ОБЛАСТЬ. Часть страны, территория. Северные области Европы.

2)  ВЕЛИЧИНА. О человеке, выдающемся в какой-либо области деятельности. Пушкин — величина в поэзии.

3)  СФЕРА. Область, пределы распространения чего-то. Сфера деятельности. Сфера влияния.

4)  КАРТИНА. Произведение живописи. Картины Репина.

5)  ВКЛАД. Вложенная куда-нибудь сумма денег. Выдача вкладов в банке.


3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1)  В тексте представлены все типы речи: описание, повествование и рассуждение.

2)  Для синтаксиса текста характерно использование однородных членов, причастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

3)  Функции приведенного текста  — воздействие на эмоциональную сферу слушателя.

4)  Для фрагмента текста характерно сочетание книжной, общеупотребительной и терминологической лексики (мировоззрение, фундаментальные открытия; знание, будущее; среда обитания, эволюция биосферы)

5)  Приведённый текст по жанру может быть определён как статья, фрагмент лекции, реферата или доклада.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

поднЯв, укрЕпит, вОвремя, поделЁнный, убрАла


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 Рядом с ним  — элегантный и АРИСТОКРАТИЧНЫЙ Борис Савинков, которому тоже отведено большое место в романе.

За каменной высокой стеной находятся БЫВШИЕ архиерейские палаты

Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.

Если я в тебе принял участие и устроил на работу, так это в память БЫЛОГО знакомства с твоими родителями.

Растения, живущие в воде, называют ВОДНЫМИ.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 В своей диссертации молодой учёный привёл результаты проведённых им исследований новой вакцины.


7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1)  насл..ждение, анал..гичный, пр..стоватый

2)  бл..стательный, выт..рли, приж..мать

3)  оз..рение, (кухонная) утв..рь, пол..гаться

4)  м..довый (торт), зам..реть, зап..реться

5)  рассч..тать, ст..пной (простор), ижд..венец


8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  гастроли ц..рка, ж..знерадостный мальчик

2)  ц..гейковый воротник, опасный ц..клон

3)  ц..ганский табор, ц..ничная молодёжь

4) ц..кнешь на врага, интересный пац..ент

5)  жаренный ц..плёнок, весёлые ровестниц..


9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)   вкусная туш..нка, бумж..нка

2)   бумаж..нка, груш..вка

3)  деш..вый, дуж..нка

4) ш..рты, ш..колад

5)  запряж..н, стриж..м


10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) без..скусный рассказ, новый спорт..нвентарь

2) без..звестный художник, меж..нститутский турнир

3) сврех..нтересная повесть, без..сходная печаль

4) без..мянный палец, раз..гралась вьюга

5) выпускница пед..нститута, меж..гровой перерыв



11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  изг..рь, пл..вун (грунт), к..сательная

2)  р..гламент, стр..мянный, цв..ток

3)  пог..релец, вым..кнуть (под дождём), выр..с

4)  отр..слевой, ур..вень, зап..роть

5)  вып..сть, обн..жать, ав..нгард


12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  заж..мать, оп..раться, прим..рение (сторон)

2)  к..сательная, оз..рение, отв..рить (овощи)

3)   г..ревать, зар..сли, прик..снуться

4)  изл..жить, несг..раемый, к..сички

5)  п..рила, зам..реть, ст..листический


13. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  ар..стократ, м..нистерство, д..визион

2)  оз..ряться, просм..треть, м..рячок

3)  зап..реть, д..ревья, выст..лить

4)  выск..чка, г..ризонт, стр..тегия

5)  расст..лается, пр..оритет, ум..ротворение


14. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)   к..мфорт, р..стение, прил..гательное

2)  сп..раль, заст..лать, зап..рать

3)  б..рашек, ф..рмат, з.. рница

4)  предв..рительный, в..дянистый, пром..кнуть (салфеткой)

5)  тв..рительный, прид..рожный, пл..вец


15. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  доск..нально, прик..снуться, распол..житься

2)  прид..раться, л..нейка, сж..гать

3)  получ..совой, б..лото, нест..бильно

4)  прик..сновение, м..кать, в..здушный

5)  гр..мыхало, тр..вяной, зас..рять (природу)




Практическая работа №5

Вариант 2

1. Прочитайте текст. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в шестом предложении текста. Запишите этот предлог.

Иногда люди спрашивают себя или других, чем мы отличаемся от животных. Часто можно услышать ответ  — у людей есть память. Что же такое эта память?

Память  — это важная способность людей удерживать в своём мозге мысли, переживания, ощущения, действия, при необходимости обращаться к ним снова и снова, то есть пользоваться своим прошлым с пользой для будущего и настоящего.

Кажется, что это какой-то сложный механизм, а на самом деле мы неосознанно используем его очень часто. Именно […] этому мы способны предугадывать и планировать будущее.

В психологии считается, что взрослый человек в состоянии зaпомнить от двaдцaти тысяч слов до стa. Однако существуют люди, которые обладают феноменaльной пaмятью. Например, Алексaндр Мaкедонский, который помнил именa абсолютно всех своих воинов. Или академик Абрам Иоффе, который нaизусть знaл всю тaблицу логaрифмов. Великому Моцaрту достaточно было один раз прослушать музыкaльное произведение, чтобы потом исполнить его самому и зaписaть нa бумaге.

Невероятным кажется способность человека, который всю жизнь считал, что он aбсолютно неспособен к иностранным языкaм, а попaв в чужую страну, в экстремальную ситуaцию, быстро и легко выучивaет чужой язык.

Способность к зaпоминaнию во многом зaвисит от тренируемости. И чтобы развить память, нужно ее тренировать.


2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

 1)  СПОСОБНОСТЬ. Природная одарённость, талантливость. Человек с большими способностями.

2)  ДЕЙСТВИЯ. Проявление какой-то энергии, деятельности. Машина в действии.

3)  ТАБЛИЦА. Сведения о чем-нибудь, расположенные по графам. Таблица квадратов.

4)  БУМАГА. Определённого назначения документ. Продажа ценных бумаг.

5)  ЯЗЫК. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль. Язык Пушкина. Язык писателей. Язык художественной литературы.


3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1)  Индивидуально-авторский стиль текста создается при помощи использования авторских новообразований, изобразительно-выразительных средств языка.

2)  Вопросительные предложения выполняют в письменной речи специфические функции, связанные со стремлением пишущего привлечь внимание к излагаемому.

3)  Своеобразно проявляется в языке текста категория лица: значение лица обычно является ослабленным, неопределенным, обобщенным: используется местоимение «мы» (авторское мы) для создания атмосферы объективности: «... мы способны предугадывать и планировать будущее».

4)  Лексика научно-популярной речи состоит из пластов: общеупотребительная лексика, общенаучная лексика  — слова, при помощи которых можно описать явления и процессы в разных областях науки (механизм, память, способность), термины  — слова, раскрывающие научные понятия.

5)  На синтаксическом уровне характерно наличие сложноподчиненных предложений, употребление обособленных оборотов, уточняющих членов предложения.

  1. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

каталОг, красИвее, Оптовый, позвАла, нАчала


  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 Адвокат произнёс обдуманную, артистически разыгранную ЗАЩИТИТЕЛЬНУЮ речь, благодаря которой подсудимый был помилован присяжными.

БУДНЕЕ выражение его лица поразило меня до глубины души.

После стольких дней и ночей, проведённых в БЕСПЛОДНЫХ поисках пропавшей экспедиции, все члены спасательной группы чувствовали смертельную усталость.

Если заставить колебаться две одинаково натянутые струны, одна из которых вдвое длиннее другой, возникнет ГАРМОНИЧЕСКОЕ созвучие.


  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.

 Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.


  1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  сод..ржимое, разж..мать, соч..таемость

2)  подн..мая (тяжести), зап..рать (дверь), поч..тать (старших)

3)  переск..чить, запр..сить (документы), прил..жение

4)  заг..релись (глаза), прир..щение, водор..сли

5)  возвр..щает (долги), оз..рение, к..сые (лучи солнца)


8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответ

1) громоздкие лестниц.., блеснул ц..ферблат

2) безвозмездная медиц..на, неизвестная ц..вилизац..я

3) обозначенные границ.., гнездо синиц..

4) редкостная настурц..я, великая нац..я

5) ц..кнешь на ц..пленка, красивая ц..ганка


  1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответ

1) ч..рная проталина, ч..ткий чертёж

2) ч..рствый хлеб, стриж..тся у мастера

3) у небольш..го озера, крепкий ореш..к

4) тесная лавч..нка, весёлый зайч..нок

5) ж..лтый тюльпан, крапива жж..тся



10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответ

1) пред..стория события, вырускница пед..нститута

2) с..грать вничью, под..тожить расходы

3) супер..нтересный спектакль, меж..нтернациональный разлад

4) меж..гровой перерыв, без..дейная пьеса

5) без..мянный палец, дез..нфекция помещения


  1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответ

1)   пл..чо, шп..онаж, в..стибюль

2)  распроп..гандировать, апл..дировать, зап..стись (провизией)

3)  сл..жение (чисел), арист..крат, к..ндуктор

4)  непозв..лительно, выск..чка, пл..вчиха

5)  пол..гать, выр..щенный, л..донь


  1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  закл..нать, р..акция, в..теран

2)   проф..риентация, д..брота, Р..стов

3)  загл..денье, прим..рять (галстук), п..левая (кухня)

4)  вн..мательный, д..пломат, през..дент

5)  ижд..венец, насм..хаться, скр..пучая


  1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  зар..внять (яму), ог..рчиться, покл..ниться

2)  к..снуться, л..скутное (одеяло), заск..чили

3)  обж..гаться, зам..реть (от испуга), поч..татель (таланта)

4)  пок..сившаяся (избушка), обм..кнуть (хлеб в варенье), прил..жить (усилия)

5)  сб..режения, бл..стящий, (пол) з..ркальный


  1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  ок..лдовать, г..лерея, к..мин

2)  анн..тация, к..лючий, выр..внять (пол)

3)  см..чить (водой), р..стовщик, п..ртрет

4)  скр..пучий, д..ректор, нотар..ус

5)  бл..готворительный, тр..ктир, к..фейный

  1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 1)  обг..релый, к..сательная, з..рница

2)  стр..шиться, пок..ситься, г..роскоп

3)  выб..рать, заст..лать, м..ровой (судья)

4)  р..стительность, г..лактика, предв..рительный

5)  вел..сипед, г..ристый, к..ллекционный





















Скачать

© 2023, 767 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!