Практическая работа к разделу 2.6 «Человек: созидание»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ на тему «Связь знаменитых людей с историей Саратовской губернии».
Цель занятия: развитие ценностного отношения школьников к достижениям человечества, к людям, внесшим неоценимый вклад в развитие науки и техники через знакомство с фрагментами биографий исторических личностей. Воспитание гражданской идентичности и гордости за свою страну через осознание вклада российских деятелей в развитие мировой науки и техники, формирование сопричастности к российской истории и гордости за Саратовскую землю.
Задачи: закрепить культурологические знания; развить творческие способности.
Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений.
Форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также показ видеофильма, использование презентации, включает в себя анализ информации и групповую работу с текстом.
Оборудование для учителя: ноутбук, проектор.
Оборудование для конкурсов: 2 обруча, 2 лошадки на палке, листы бумаги по количеству участников, 2 ватмана, разноцветные маркеры, 2 пачки пластилина, ручки, 2 листка для записи слов.
Ход мероприятия:
Запись на доске.
Саратовский край – ты наш родной! –
Просторы Средней Волги.
Гордимся мы своей страной,
Одни у нас дороги.
Мы с Божьей верою в груди
И с добрыми сердцами…
И любим наши журавли
С полями и лесами.
Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня наша игровая программа будет посвящена Саратовской области. А если мы внимательно посмотрим на карту Саратовской области области, то увидим, что она очень похожа на большое человеческое сердце(Слайд). Поэтому я предлагаю вам нарисовать на вашей эмблемке сердечко и вписать свое имя в истории Саратовской губернии. (Слайд)
Поймёт меня любой саратовец,
Ведь славу городу несут
Девчонки, парни, что живут,
Что учатся и что ЦВЕТУТ!
Учитель: А на нашей игровой программе мы узнаем, кто принес славу Саратовскому краю и благодаря кому, мы можем гордиться нашей землей. И начать наше путешествие я хочу во времена гусаров. Кто такие гусары?
Гусары – легковооруженные всадники, отличающие красивой офицерской одеждой. Посмотрите, какие красивые, статные, сильные были эти офицеры (Слайд)
На экране вы видите одного из выдающихся гусаров Отечественной войны 1812 года. Поэта, генерала - лейтенанта, одного из командиров партизанского отряда против войск Наполеона. Кто же это? Денис Давыдов (Слайд).
Оказывается, после Отечественной войны 1812 года на земле, в селе Верхняя, прожил несколько лет легендарный гусар. Здесь он писал свои стихотворения, произведения о полководцах и сражениях русской армии.
Продолжаем знакомство… (на слайде появляется картина Кузьмы Степановича Петрова-Водкина« Купание Красного коня». Родился 5 ноября 1878 года в городе Хвалынск, Саратовской губернии. В 1893 году окончил городское училище. В 1897 году окончил Центральное училище технического рисования барона Штиглица, а в 1905 году - Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1910 по 1916 год преподавал в художественной школе-студии Званцевой в Санкт-Петербурге. С 1918 по 1933 г. преподавал в различных художественных учебных мастерских. В 1932 году был избран первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников. Умер 15 февраля 1939 года в Ленинграде в возрасте 60 лет. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге. Главные картины: «Купание красного коня», «Сон», «Смерть комиссара», «Черёмуха в стакане», «Портрет Татули» («Девочка с куклой»), «Новоселье», «Утренний натюрморт», «Полдень» и другие.
Я вам предлагаю побыть в роли художников и вспомнить, что изображено на гербе Саратовской области. Даю небольшие подсказки…
Учитель: Нарисуем по памяти герб Саратовской области. Давайте проверим, кто более точно изобразил герб Саратоской области? (Слайд). А мы продолжаем …
Учитель: А теперь давайте перенесемся в годы Великой Отечественной войны. Наш герой-земляк В.Г. Клочков. Василий Георгиевич - советский военнослужащий, политический руководитель 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой панфиловской дивизии 16-й армии Западного фронта, воинское звание - политрук. Герой Советского Союза, награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени. Именно ему принадлежат слова: «Велика Россия, а отступать некуда, позади- Москва!» До последней капли крови он с солдатами защищал подступы к Москве. Погиб 16 ноября 1941 года.
Виктор Васильевич Талалихин. Советский военный лётчик, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО, младший лейтенант. Герой Советского Союза. Одним из первых в СССР совершил ночной воздушный таран немецкого самолёта-бомбардировщика.
А для вас задание по этой теме: из слов БОМБАРДИРОВЩИК-ШТУРМОВИК за 2 минуты написать как можно больше слов, используя только буквы из слов, не повторяя их. (Например: БОМБА, ШТУРМ, РОВ, ТУР, КОВКА, РУБАШКИ, МОЩИ, ШТУКА, КОРМ, МОР, РОЩА, РАДИО, МОРКОВКА, КОШКА, БАРД, ТБАР, ВОР, КАШКИ)
Учитель: Саратов часто называют космической столицей. (Слайд) И следующего человека знают все. (Слайд) Это космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Как же он связан с Саратовской губернией? Здесь он учился в техникуме, занимался в аэроклубе.12 апреля 1961 года стартовал с космодрома «Байконур» на комическом корабле «Восток». Приземлился Гагарин в Саратовской области.
Задание: сделать самолетики и запустить. Чья команда справится быстрей.. Подойти к этому творчески. Учитывается быстрота, оригинальность.
Учитель: Юрий Алексеевич Гагарин написал такие слова: «Как прекрасна наша планета! Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»
А в завершении нашей программы, я хочу вас познакомить с еще одним человеком. (Слайд) Это Николай Егорович Палькин. Он родился в Балашовском районе и стал знаменитым поэтом – песенником. Палькин — автор около сотни песен в сотрудничестве с композиторами В. Г. Захаровым, В. С. Левашовым, С. С. Туликовым, Г. Ф. Пономаренко, Г. Д. Заволокиным и другими.
Умер 5 марта 2013 года в Саратове.
И последнее задание для 2-х команд спеть караоке песню Палькина «Соловьи России». ПОЮТ.
Желаю губернии милой моей,
Любви, процветания, новых идей.
Чтоб хлеб колосился богатый всегда,
А ты молодой и красивой была!
Учитель: На этом наш разговор окончен. Благодарю за внимание!
Критерии оценивания1:
Выполнение практической работы оценивается в соответствии
с едиными критериями. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.
В методической разработке учтены:
Критерий оценивания | Баллы |
Разработка, содержащая региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и замыслу | 1/0 |
Региональный компонент разработан в соответствии с дидактическими принципами и методическими основаниями, на которых основана разработка федерального занятия | 1/0 |
Региональный компонент, дополняющий сценарий федерального занятия, представлен в виде целостного комплекта дидактических и методических материалов для проведения занятия «Разговоры о важном» и содержит разработки: | 1/0 |
- сценария | 1/0 |
- интерактивных заданий для школьников | 1/0 |
- оценочных средств (опросники, анкеты, др.) | 1/0 |
- видеоролика | 1/0 |
- методического описания | 1/0 |
- презентации в формате ppt, pdf | 1/0 |
Каждая из разработок регионального компонента носит авторский характер | 1/0 |
Содержание разработок регионального компонента соответствует возрастным особенностям обучающихся | 1/0 |
Предлагаемые методы и приемы проведения занятия являются современными (актуальными) | 1/0 |
Информация, представленная в региональном компоненте, актуальна | 1/0 |
Каждая из разработок регионального компонента может использоваться другими классными руководителями (кураторами) для проведения занятия в соответствующей возрастной группе | 1/0 |
Интерпретация результатов:
0–4 балла | Разработанный региональный компонент требует серьезной доработки |
5–9 баллов | Разработанный региональный компонент требует доработки по отдельным позициям |
10–14 баллов | Разработанный региональный компонент выполнен на должном дидактическом и методическом уровне |
Результат: 10–14 баллов. Разработанный региональный компонент выполнен
на должном дидактическом и методическом уровне
1 Критерии оценивания являются едиными для выполненных практических работ по темам 2.2–2.6.