СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательная игра "Знаю ли я детскую психологию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательная  игра «Самый умный»

Цель:

Выявить уровень знаний педагогов по детской психологии.

Задачи.

  1. Закрепить знания по различным направлениям детской психологии.
  2. Способствовать развитию умения действовать четко, быстро.
  3.  Способствовать формированию оперативного мышления, умению анализировать полученные определения.
  4. Способствовать переводу полученных ранее знаний из кратковременной памяти в долговременную. 
  5. Развивать коммуникативные, инициаторские навыки общения.

Просмотр содержимого документа
«Познавательная игра "Знаю ли я детскую психологию"»

Познавательная игра «Самый умный»

Цель:

Выявить уровень знаний педагогов по детской психологии.

Задачи.

  1. Закрепить знания по различным направлениям детской психологии.

  2. Способствовать развитию умения действовать четко, быстро.

  3. Способствовать формированию оперативного мышления, умению анализировать полученные определения.

  4. Способствовать переводу полученных ранее знаний из кратковременной памяти в долговременную.

  5. Развивать коммуникативные, инициаторские навыки общения.

Оборудование:

  1. Песочные часы.

  2. Листы – игровизоры, для возможности написания текстов ответов.

  3. Вопросники.

  4. Таблица цифро-буквенного обозначения.

  5. Таблица цвето-цифровая, на которой обозначены вопросы категорий участников игры и общие вопросы.

Ход:.

  1. Группа игроков отвечает на 12 общих вопросов для выявления 6 самых сильных, по уровню подготовленности по данному материалу, учеников. Если появляются спорные данные, розыгрыш идет до появления этой шестерки.

  2. Решается кроссворд на определение зашифрованного под цифрами слова.

Основоположник нейропсихологии в СССр, который разработал культурно-историческую теорию человеческой психики, уделяя особое внимание проблеме социального мышления. – Лурия Александр Романович.

  1. В порядке очередности, определяемой по скорости ответа на предыдущий вопрос, игроки отвечают на вопросы в течении одной минуты, для выявления трех очередных призеров для дальнейшего продолжения игры.

    • Речь и общение;

    • Методы исследования;

    • Внимание;

    • Сенсорное развитие – восприятие;

    • Память;

    • Мышление;

    • Воображение;

    • Способности;

    • Эмоции;

    • Воля;

    • Кризисы;

    • Психологическая готовность к школьному обучению.

  2. Решается кроссворд на определение зашифрованного под цифрами слова.

Чувство эмоционально положительного отношения, которое должен испытывать педагог по отношению к ребенку. Любовь

  1. В порядке очередности участники выбирают тему вопросов и номер вопроса, на который бы хотели ответить.

  2. Результат подводиться обыкновенным подсчетом очков за правильный ответ.

  3. Наградой победившему может стать отличная оценка за экзамен по данному предмету.

Литература:

  1. Баландина Л.А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. – Ростов на Дону, «Феникс», 2003. – 288 с.

  2. Бурменская Г.В. учебное пособие.- Москва: Институт практической психологии, 1996 г., 264 с.

  3. Венгер Л.А. Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – Москва: Знание, 1984. – 80 с.

  4. Дьяченко О. М. Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – Москва: Педагогика, 1984. – 128 с.

  5. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. Москва: «Педагогика» 1974 – 288 с.

  6. Марцинковская История детской психологии, - Москва: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998 – 272 с.

  7. Овчинников Т.Н. Личность и мышление ребенка . – Москва: Академический проект, 1999 – 208 с.

  8. Ольшанский Д.В. «Я сам», Москва: Знание. – 1986 г., 112 с.

  9. Панфилова М.А. Игротерапия общения , практическое пособие. - Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2002 – 160 с.

  10. Петровский А.В. Психология, словарь, 2 –е изд., Москва, Политиздат, 1990 – 494 с.

  11. Радугин А.А. Психология учебное пособие. Москва: Центр, 2001 – 400с

  12. Репина Т.А. От трех до семи» Москва: - «Знание», 1965 г. – 96 с.

  13. Симонова Л.Ф. Память. Ярославль: «Академия развития», 2000 – 144 с.

  14. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: «Академия развития», 2000 – 162 с.

  15. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология, учебное пособие, изд. № 5, Москва: Издательский центр «Академия» 2001 – 306 стр.

  16. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника, хрестоматия, изд. № 2, Москва: Издательский центр «Академия» 1998 – 384стр.

  17. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога, - Ростов на Дону, «Феникс», 2004. – 384 с.

  18. Штерн В. Умственная одаренность СПб: Союз, 1997. – 128 с.

  19. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы детской игры» «Психологическая наука и образование» 1996 №3, с. 5-9.

  20. Материалы лекций и семинаров, журналы «Дошкольное воспитание»

Общие вопросы.

  1. Как выглядело знамя короля Матиуша. – зеленое полотнище с желтым четырехлистным клевером – как символом надежды.

  2. Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. – интимно-личностное общение

  3. Название научного труда Я.А. Коменского – Великая дидактика.

  4. Новообразование в психическом развитии детей младшего школьного возраста – рефлексия.

  5. Имя, отчество известного советского психолога Божович. – Лидия Ильинична.

  6. «Младенец первого года жизни находится в состоянии глубокого эгоцентризма, внешняя деятельность для него смутна, слабо отделена для него самого» - кому принадлежит это высказывания – Ж. Пиаже.

  7. « В возрасте примерно двух лет в отношении между мышлением и речью наступает переломный период: речь начинает становиться интеллектуальной, мышление речевым» - кому принадлежит это высказывания - Л.С. Выготский.

  8. Особенности взаимодействия, отношения складывающиеся в процессе общения – субъект – субъективные, каждый участник выступает субъектом, проявляет активность, адресующуюся к личности другого, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношения партнера к себе.

  9. Автор возрастной периодизации принятой в нашей стране. – Даниил Борисович Эльконин.

  10. Виды наблюдений \ не менее 10 \: внешнее, внутреннее, непосредственное, опосредованное, полевое, лабораторное, включенное, невключенное, открытое, скрытое, сплошное, выборочное, сплошное, выборочное, прямое, скрытое.

  11. Многократное обследование одних и тех же лиц, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. – лонгитюдный.

  12. Определить тип темперамента: сильный, неуравновешенный, инертный – холерик.

  13. Акцентуация – крайнее выражение нормы, граничащее с патологией.

  14. Социальная дезадаптация – неспособность человека вступать в контакт с окружающим миром, трудности в коммуникативном общении.

  15. Период в который, особенность человека, проявляющаяся в возникновении психической реакции на внутренний и внешний наименьшей силы раздражитель возрастает – сензитивный.

  16. Имя, отчество известного советского психолога, занимавшегося изучением общения Лисиной: Мая Ивановна.

  17. Деление Выготским Л.С. подросткового кризиса на две фазы: негативная и позитивная.

  18. Недопустимый стиль общения педагога с ребенком – формально-требовательный, непоследовательный.

  19. Отличие звука от буквы. Звук мы произносим и слышим, букву – видим и пишем, буква это знаковый символ звука.

  20. Виды словарей, которыми владеет ребенок: активный, пассивный, потенциальный.



I. Общение и речь:

  1. Произвольная неформальная вокализация. – младенческое пение.

  2. Первичная вокализация. – гуление.

  3. Осмысленные, близкие к лепетным звукокомплексам первые слова – «нянечные слова»

  4. Первоначальная форма общения. – ситуативно-личностная, непосредственно – эмоциональная.

  5. Ученый, внесший большой вклад в исследование особенностей общения детей от рождения до школы. – М.И. Лисина.

  6. Какая речь формируется раньше пассивная или активная. – пассивная.

  7. Вербальное общение при помощи звуковых средств, воспринимаемых на слух.

  8. Произведение, в которое входят многочисленные примеры детского словотворчества, свидетельствующие о сензитивности детей дошкольного возраста к языковым явлениям. – К.И. Чуковский «От двух до пяти».

  9. Особая форма самостоятельной деятельности, доречевое средство общения, способ выражения эмоционального состояния. – лепет.

  10. Речь вне процесса реальной коммуникации, направленная на разговор человека с самим собой. - эгоцентрическая

  11. Форма речи характерная для детей старшего дошкольного возраста – внеситуативно – личностная.

  12. Перевод внешней речи во внутреннюю – интериоризация.

  13. Сложная форма речи, опирающаяся на развитие мышления, требующая умения устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи. – объяснительная.

  14. Доминантная форма общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста – внеситуативно-деловая.

  15. Форма общения которая способствует развитию любознательности, направленная на познание в процессе совместной со взрослыми деятельности – внеситуативно-познавательная.

  16. Признак, говорящий о зарождении ситуативно-личностной формы общения – комплекс оживления.

  17. Отличие речи от языка. Речь - это деятельность общения выражения, воздействия, сообщения. Язык – средство или орудие общения.

  18. Специфические черты общения со сверстниками: яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность высказываний, преобладание инициативных высказываний над ответными, богаче функции.

  19. Функция общения со взрослым: оценка действий ребенка, передача новой информации.

  20. Функция общения со сверстником: управление действиями партнера, контроль за действиями другого, навязывание собственных образцов, объект для сравнения.



II. Методы исследования.

  1. Основные методы детской психологии. – наблюдение, эксперимент, беседа и анализ продуктов деятельности.

  2. Требования к методам детской психологии – надежность, валидность

  3. Кого изучала Надежда Николаевна Ладыгина – Котс с целью сравнения процессов психического развития. – наблюдения велись за детенышем шимпанзе и сыном.

  4. Наблюдение осуществляемое без взаимодействия и установления контакта с изучаемым объектом. - невключенное

  5. Качество, доказывающее что данный метод исследует именно то, что для чего предназначен, проверяет истинность и доказывает то что предназначалось проверить – валидность.

  6. Виды экспериментов: лабораторный, естественный, формирующий: обучающий и воспитывающий, констатирующий.

  7. Основатель экспериментальной психологии – Вильгельм Вундт.

  8. Стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительного качественной и количественной оценки у человека, изучаемого психического качества. – тест.

  9. Автор психолого-педагогического эксперимента – Лазурский Александр Федорович.

10.Объект изучения детской психологии – развитие психики ребенка от года до семи лет.

11.Сопоставление отдельных особенностей по возрастам, с целью выявления динамики изучаемого психического процесса. – метод поперечных срезов.

12.Плюсы метода наблюдения – доступность, изучение психических процессов осуществляется в естественных условиях.

13.Минусы эксперимента – скованность, эффект фасада, стремление улучшить результат.

14.Автор тестов на выявление умственного потенциала. – Альфред Бине.

15.К какому методу исследования можно отнести тест чернильных пятен Роршара – проективный, ассоциативный метод.

16.Метод сбора эмпирической информации с помощью органов чувств, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом, непосредственном восприятии и регистрации психологических фактов – наблюдение.

17.Обязательный принцип наблюдения – беспристрастность.

18.Индивидаульные ососбенности человека, которые проявляются в определенной возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и быстроте протекания психической деятельности – темперамент.

19.Для чего необходимо знать особенности темперамента детей дошкольного возраста – для того, чтобы с учетом знаний строить индивидуальную работу по обучению и воспитанию.

20.Назвать познавательные психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, мышление.


III. Внимание.

  1. Понятие – свойство психики, выражающее направленность и сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте., при одновременном отвлечении от других

  2. Основные характеристики внимания - избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения, переключаемость.

  3. Виды внимания – непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

  4. Какой вид внимания начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. – произвольное

  5. Кто автор слов «… Внимание – есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка» - к.Д.Ушинский.

  6. В чьих работах физиологический механизм внимания получил достаточно полное объяснение – Павлов И.П., Ухтомский А.А.

  7. Что является проявлением внимания в младенчестве – реакция сосредоточения.

  8. Время возникновения первых признаков внимания – звуковое сосредоточение на 2-3 неделе после рождения, зрительное – на 3-4 неделе.

  9. Основное средство организации внимания – интерес, слово, активность детей, смена деятельности.

  10. С чем связано развитие послепроизвольного внимания - формирование волевых усилий для достижения цели.

  11. Какие свойства внимания формируются в старшем дошкольном возрасте – устойчивость, распределение, переключение.

  12. Какие свойства внимания формируются в раннем возрасте - распределение и переключение.

  13. Особенности концентрации внимания в раннем возрасте – ребенок фиксирует незначительные, но наиболее яркие признаки предмета.

  14. У детей младшего школьного возраста характерна одна черта внимания, следствием которой является легкая отвлекаемость, полная неустойчивость, кратковременность, неумение сосредотачиваться – рассеянность.

  15. Является ли внимание самостоятельным психическим процессом. – нет, так оно само по себе не отражает мир, а появляется в определенных психических процессах, сопровождает их, создает наилучшие условия для психической деятельности.

  16. С чем связано внимание, независимо от того является оно усиленным или ослабленным по Т.Рибо – с эмоциями.

  17. Виды внимания предложенные П.Я. Гальпериным: природное, социально-обусловленное, непосредственное, опосредованное.

  18. Функция внимании: отбор значимых воздействий, игнорирование несущественных, регуляция деятельности и контроль.

  19. Последствия ориентации ребенка при развитии внимания только на интерес - не умение сосредоточиться, соподчинять мотивы.

  20. От чего зависит устойчивость внимания – от характера раздражителя.



IV. Игра

  1. Определение – ведущий вид творческой деятельности ребенка, в котором происходит возникновение важнейших психических новообразований, посредством которой он активно отражает окружающий мир, осваивает практические навыки, происходит формирование положительных черт личности.

  2. Структурные компоненты игры – замысел, сюжет, роль, правила, действия.

  3. Этапы возникновения игры: - предметное манипулирование, режиссерская, образно-ролевая, сюжетно – ролевая, игры с правилами.

  4. Характеристика с\р игры – дети берут на себя роль взрослого, в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и взаимоотношения между ними, имея перед глазами образный план взрослого.

  5. Что является результатом игры – удовлетворение от хорошо сыгранной роли, новое знание об окружающем мире, отношениях.

  6. Особенности развития воображения в сюжетно-ролевой игре - предметы заместители, мысленный план действия \ понарошку \.

  7. Особенности волевого развития в сюжетно ролевой игре - соподчинение мотивов, преобладание общественного над личными, планирование.

  8. Почему игра носит общественно-значимый характер – изменяется с течением времени, отражает общественные явления, знакомит с историческим опытом, продуктами деятельности данного исторического периода.

  9. Направленность сюжетов старших дошкольников – общественно-политические, бытовые, производственные.

  10. Что является содержанием игры – те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые производит ребенок.

  11. То, что необходимо исполнить по отношению к другим участникам игры, исходя из взятой на себя роли – обязанность.

  12. Особенности выполнения правил в старшем д\ возрасте – полностью отвергается нарушение, делается ссылка на реальность и рациональность.

  13. Игровые отношения – это…. Отношение между участниками игры по сюжету и роли.

  14. Реальные взаимоотношения – взаимоотношение детей меду собой как партнеров, выполняющих общее дело.

  15. Какие ученые рассматривали ососбенности детской игры в ее связи с развитием психических процессов - Истомина З.М., Мануйленко З.В., Запорожец А.В., Неверович Я.З., Трошин, Яскульская, Эльконин Д.Б., Выготский.

  16. Основное противоречие игры – свободная деятельность является источником произвольности и осознания ребенком своих действий и своего « я».

  17. Особенности образно-ролевой игры – изображение ребенком себя кем или чем угодно и действие в соответствии с этим образом.

  18. Почему игра является коллективной деятельность – ребенок учится в ней сотрудничать, подчиняться общим правилам.

  19. особенности игровых действий у младшего дошкольника – развернутый характер, многократное повторение.

  20. Длительность с\р игры в старшем дошкольном возрасте – от 1,5 часов до нескольких дней.

V. Память

  1. Из какого психического процесса происходит ее выделение, прежде чем она становится самостоятельным психическим процессом. – восприятие.

  2. Взаимосвязь с каким познавательным процессом обеспечивает интеллектуализацию памяти – с речью и мышлением.

  3. Определение – форма психического отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении, сохранении и в последующем воспроизведении индивидом своего опыта.

  4. Наиболее характерный вид памяти для мл. дошкольника - эмоциональная.

  5. Этапы перестроения формирования памяти в дошкольном возрасте - механическая в логическую, непосредственная в опосредованную, непроизвольное запоминание в произвольное.

  6. Ученые занимающиеся изучением памяти – Блонский П.П., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Люблинская А.А.

  7. Теория П.П.Блонского о развитии памяти – различные виды памяти у взрослого человека, ступени филогенеза в развитии общества - двигательная, аффективная, образная, логическая.

  8. В чем заключались исследования А.Н.Леонтьева - особенности непосредственного и опосредованного запоминание в детском возрасте.

  9. В каком возрасте узнавание предмета начинает опосредоваться словом – 7-8 месяц.

  10. Что свидетельствует о появлении двигательной памяти - сформировавшийся условный рефлекс на положение при кормлении.

  11. Особенности проявления памяти в младенчестве – запечатление, узнавание, недлительное хранение.

  12. Этапы формирования памяти в младенчестве – двигательная, эмоциональная, образная, к концу года начинают закладываться предпосылки словесной памяти.

  13. Новообразование в развитии памяти в ран. возрасте - воспроизведение.

  14. Какой вид памяти развивается особенно бурно в раннем возрасте - словесная память.

  15. Чему способствует словесно-смысловая память в старшем дошкольном возрасте - опосредованному познанию, расширению сферы познавательной деятельности.

  16. Виды памяти по различным критериям деления - двигательная, аффективная, образная, логическая, словесная, механическая, долговременная, кратковременная, непроизвольная, произвольная.

  17. В чем заключается особенность двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста – сложность движений, увеличение объема, формирование зрительно-двигательного образа.

  18. Что способствует формированию произвольной памяти - интерес.

  19. Интеллектуальные чувства, способствующие поддержанию интереса, обеспечивающие запоминание: удивление, удовлетворение, восхищение, сомнение.

  20. Средство долговременного запоминания – повторение, применение.

VI. Мышление.

  1. Определение – активное, целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение действительности в сознании человека.

  2. Что представляет из себя аналитико-синтетическая деятельность - разложение исходных образов на соответствующие части и последующее их соединение в новые сочетания.

  3. Что обеспечивает взаимосвязь речи и мышления - интеллектуализацию памяти.

  4. Виды мыслительных операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, индукция, дедукция.

  5. Главная логическая форма – понятие, как форма мысли выражающее общие и существенные признаки предметов.

  6. Ученые, занимавшиеся изучением мышления: Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Запорожец А.В.

  7. В чем заключались исследования П.Я. Гальперина – теория формирования и развития интеллектуальных операций, концепция поэтапного, планомерного формирования умственных действий.

  8. Виды мышления, формирующиеся в детском возрасте: наглядно-дейст-венное, наглядно-образное, наглядно-схематическое, словесно-логическое.

  9. От чего зависят качественные преобразования мышления на раннем этапе развития ребенка: овладение ребенком человеческими формами практической предметной деятельности; приобщение ребенка к человеческой речи.

  10. Зачатки мышления в младенческом возрасте – манипулирование, выделение предмета, его обследование.

  11. Время возникновения соотносящихся действий – с 7 до 10 месяцев.

  12. Самостоятелен ли процесс мышления в младенческом возрасте – нет, оно функционирует внутри восприятия.

  13. Время возникновение предпосылок любознательности – младенчество.

  14. Самостоятелен ли процесс мышления в раннем возрасте – нет, оно функционирует внутри предметной деятельности

  15. Доказательство появления наглядно-действенного мышления в раннем возрасте – решение практических задач при помощи орудийных и соотносящихся действий, включение в этот процесс речи, появление первых мыслительных операций сравнение и обобщение.

  16. К чему ведет развитие умения рассуждать: к умению решать мыслительные задачи, понимать причинность явлений, устанавливать причинно-следственные связи.

  17. Какой способ детской деятельности помогает понять скрытые связи и отношения, применить знания на практике: экспериментирование.

  18. Особенности соотношения умственной и практической деятельности – практические действия возникают на базе предварительного планирования.

  19. Предпосылки каких качеств ума складываются у дошкольника: самостоятельность, гибкость, пытливость.

  20. Чему необходимо научить дошкольника для его подготовки к школе?- думать, рассуждать, предпринимать попытки самостоятельно решить вопрос.

VII. Воображение:

  1. Понятие – псих. деятельность, состоящая в создании представлений или образов в сознании, никогда мысленно не воспринимавшимися.

  2. Виды воображения – активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное.

  3. Способ создания образа воображения, в котором могут соединяться любые качества, свойства (склеивание целого из разных частей), результатом которого является, иногда далекий от реальности. - агглютинация

  4. Два направления развития воображения дошкольников, выделенных Ж.Пиаже и З. Фрейдом - познавательное, аффективное.

  5. Специфическое отражение объективного мира, преодоление возникших противоречий в представлениях ребенка о действительности, достраивание и уточнение целостной картины мира: познавательное воображение.

  6. Каким образом проявляется воображение в деятельности ребенка - предметы заместители, принятие на себя роли, мысленный план действия, сочинительство, воображаемая ситуация.

  7. Отличительная черта воображения детей младшего возраста – при всем кажущемся богатстве, основано на недостаточности опыта.

  8. Особенности функционирования воображение в раннем возрасте: функционирует с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.

  9. Признаки его произвольности : оформление замысла и плана в речи.

  10. Функция воображения в дошкольном возрасте: познание окружающего мира, его изучение, заполнение пробела в знаниях, объединение разрозненных впечатлений для создания целостной картины мира.

  11. Взаимосвязь мышления с воображением: мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, воображение дополняет, конкретизирует, помогает преодолеть стереотипы.

  12. Деятельность воображения – фантазирование.

  13. Деятельность в которой ребенок использует приемы фантазирования – продуктивная, игровая, экспериментальная, речевая.

  14. Отличие создания образов воображения и их характеров в младшем и стар\дошкольном возрасте: стар\дошкольника больше занимает внутреннее содержание, переживание, мысли, попытки мотивировать поступки героев.

  15. Технология, способствующая полноценному развитию мышления и воображения, ее автор: ТРИЗ, Генрих Самуилович Альтшуллер.

  16. Этапы формирования воображения в детстве: целенаправленное воображение от мысли к действию, ступенчатое планирование, целостное планирование.

  17. Ученые, занимавшиеся изучением мышления: Выготский Л.С., Ильянков Э.В. Рубинштейн С.Л., Дьяченко О.М., Запорожец А.В., Венгер Л.А.

  18. Причины лживости: отрицательный пример, завышенные требования, страх, желание удовлетворения как физического, так и морального, недостаточный опыт овладения моральными представлениями, отсутствие воли,

  19. Особый вид творческого воображения, создание образов желаемого будущего – мечта.

20.Пассивный вид, создающий образы, которые никогда не сбудутся – грезы.

VIII. Способности.

  1. Способности – подструктура личности, образуемая индивидуально-психологическими особенностями, выражающая его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному овладению.

  2. Теория о генетической природе способностей. Является ли она истинной? способности – это врожденные индивидуально-психологические особенности человека, которые передаются по наследству от родителей – Моцарт, Рафаэль, семья Баха, Нет.

  3. Задатки – врожденные анатомо-физиологические ососбенности нервной системы, составляющие биологическую основу развития.

  4. Виды способностей: природные, специфические, общие.

  5. Талант – сочетание способностей, дающее человеку успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную форму деятельности.

  6. Ученые, занимавшиеся изучением мышления: Божович Л.И., Эльконин Д.Б., Леонтьев А.Н., Венгер Л.А., Ушинский К.Д., Лейтес Н.С., В.Штерн.

  7. Три группы одаренных детей, выделенных Лейтесом Н.С.: дети с ускоренным умственным развитием, дети с ранней умственной специализацией, дети с отдельными признаками незаурядных способностей.

  8. Два признака одаренного ребенка: активность и саморегуляция.

  9. Умственная одаренность \ по Вильяму Штерну\ - общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни.

  10. Что относится к познавательным способностям: способности творческие, интеллектуальные, сенсорные.

  11. В развитие каких форм познания действительности включены познавательные способности: восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение, создание образного интеллекта.

  12. Структурные составляющие специальных способностей: определенный уровень развития процессов познания, технич. умений, эмоц. отзывчивость, восприимчивость.

  13. Характеристика одаренного ребенка: раннее развитие речи, богатый словарный запас, чувствительность к новой информации, умение ее получать и систематизировать, любознательность, стремление решать трудные проблемы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать причинно-следственные связи, развитая критичность.

  14. Характеристика детей с ранней умственной специализацией: особая расположенность к какому-то предмету, превосходство в нем, легкость восприятия материала, углубленный интерес, готовность усваивать и творчески участвовать в работе.

  15. Характеристика коммуникативных способностей: социально-психологическая приспособляемость к различной обстановке, легкость вхождения в контакт.

  16. Высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии науки, культуры: Гениальность.

  17. Проблемы в воспитании одаренных детей: завышенная самооценка, завышенная требовательность со стороны родителей, отсутствие индив. подхода к его обучению.

  18. Период, в который дети наиболее легко усваивают материал - сензитивный.

  19. Какие черты характера необходимы для развития способностей: трудолюбие, упорство, настойчивость, увлеченность, любознательность.

IX Личность

1. Понятие: личность – социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества, субъект активно участвующий в познании и преобразовании окружающего мира.

2. Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества.

Трехуровневая структура личности А.В.Петровского: интраиндивидуальная, интериндивидуальная, надиндивидуальная подсистемы.

3. Раскрыть интраиндивидуальную подсистему: представленность индивида в пространстве индивидуальной жизнедеятельности.

4. Структура «Я» по Фрейду – это подструктура личности, связанная с сознанием, управляющая контактами с внешним миром и отвечающая за принятие решений.

5. Индивидуально-своеобразная природно-обусловленная \ врожденная \ совокупность динамических проявлений психики: темперамент.

6. Подструктура личности, образуемая индивидуально своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражающаяся в его отношении к действительности и обуславливающая типичный для данной личности способ поведения: характер.

7. Ученые, занимавшиеся изучением личности: Божович Л.И., Леонтьев А.Н., Ушинский К.Д., Выготский Л.С.,

  1. В чем заключается важнейшее приобретение дошкольного возраста в плане волевого развития: превращение полевого поведения в волевое.

  2. Характеристики полевого поведения: импульсивность, ситуативность.

  3. Какие предпосылки развитие личности складываются в младенчестве: предличностные образования: активность, предпосылки становления образа себя, эмоционально-положительное к себе отношение, ситуативно-личностное общение.

  4. Что является главным условием развития личности: общение.

  5. Какие признаки самосознания формируются в раннем детстве: целеполагание, целеустремленность, гордость за собственные достижения.

  6. Компонент самосознания, возникающий на основе знаний и мыслей о себе, формирующийся в дошкольном детстве. – самооценка.

  7. Главная особенность личностного развития – личностная нестабильность, борьба противоречий.

  8. Личностные проявления трех лет: появление местоимения «Я», первичная самооценка, основанная на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, появление личных действий.

  9. Неудовлетворение потребности ребенка в общении – депривация.

  10. Типичные мотивы поведения дошкольника: стремление быть как взрослый, желание установить положительный контакт, самолюбие, самоутверждение, познавательные мотивы.

  11. Что предполагает нравственная зрелость личности – самоконтроль за своим поведением, самостоятельное построение его в соответствии с нормами морали и нравственности.

  12. Что выполняет тормозящую и побудительную функцию в раннем возрасте при формировании нравственного поведения: слова «можно», «нельзя».

X. Воля, эмоции, чувства.

  1. Понятие: воля - психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудности.

  2. Понятие: эмоции – особый класс психических процессов и состояний, которые составляют переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

  3. Чувства – специфическая форма отражения действительности, отражающие значимость предметов и явлений для человека в конкретной ситуации.

  4. Виды высших чувств: нравственные, интеллектуальные, эстетические, они носят конкретный характер, так как связаны с конкретным объектом.

  5. Ученые, занимавшиеся изучением эмоционального и волевого развития: Божович, Эльконин, Леонтьев А.Н, Венгер Л.А., Выготский, Лурия А.Р, Рубинштейн, Ананьев

  6. Чьи слова? «..Психологические предпосылки превращения индивида в личность заключаются прежде всего в овладении своим поведением, в формировании внутренней саморегуляции деятельности» Леонтьев А.Н

  7. Чем можно представить развитие воли в раннем онтогенезе? Становление собственных стремлений, желаний, их определенности, устойчивости.

  8. Когда начинают закладываться предпосылки высших чувств (любви, симпатии к близким, познавательные чувства). – в младенческом возрасте.

  9. Какие ососбенности волевого развития формируются в концу дошкольного возраста: целеполагание, борьба соподчинения мотивов, планирование, самоконтроль, способность к волевому усилию, произвольность в сфере движений, познавательных процессов и общения.

  10. Влияние речи на формирование воли: помощь осознать собственные действия, выделение связи между временными отрезками, ситуация выбора, побуждение к поиску сам. решений, осознать свое желание, развитие целеустремленности, органи-зация жизнедеятельности, осознание необходимости доводить начатое дело до конца.

  11. Специфическое поведение младенца на третьем месяце жизни по отношению к взрослому – комплекс оживления.

  12. Возраст: кратковременные эмоциональные переживания, неустойчивые, бурно выраженные, впечатлительность, импульсивность поведения – ранний возраст.

  13. В связи с чем происходит социализация эмоций - с принятием опыта овладения результатами человеческой деятельности.

  14. Особенности проявления чувств в старшем дошкольном возрасте: осознанность, произвольность, внеситуативность.

  15. Причины, которые могут привести к эмоциональному неблагополучию: неуравновешенность, легковозбудимость, впечатлительность, восприимчивость, неадекватность самооценки., агрессивность, замкнутость, инфантильность, робость.

  16. Чем отличается ребенок раннего возраста от дошкольника как участник процесса общения: ранний возраст – ребенок объект чувств со стороны взрослого, дошкольник – субъект эмоциональных отношений.

  17. Мощный фактор развития гуманных чувств – сюжетно-ролевая игра.

  18. Влияние трудовой деятельности на эмоциональное развитие – чувство общности, сочувствие, удовлетворение, недовольство плохо выполненной оценкой, как результат самооценка, самоконтроль.

XI. Кризисы.

  1. Понятие: ведущий вид деятельности. Целенаправленная активность, характерная для данного периода развития, в недрах которой происходит формирование новообразований, способствующих становлению следующей ведущей деятельности и разностороннему психическому развитию личности.

  2. Понятие «кризисы» - граница между возрастными периодами, пересмотр старой системы социальных отношений, когда происходит расхождение между тем, что усвоено в системе отношений ребенок - взрослый, человек – предмет, после которого идет развитие той стороны, которая отставала.

  3. Проявление отрицательных симптомов в период кризиса: негативизм, упрямство, обидчивость, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых.

  4. Позитивное взаимодействие взрослого с ребенком во время кризиса: позитивная оценка личности ребенка, аргументированное указание на ошибки, умение поддержать, похвалить за старание, инициативность.

  5. Критерии влияющие на развитие психики: социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, направленность отношений, новообразования.

  6. Кто автор «… Если бы кризисы не были открыты эмпирически, их нужно бы было выдумать теоретически? Л.С. Выготский

  7. Основное новообразование кризиса новорожденности: комплекс оживления, зарождение ситуативно-личностного общения.

  8. Как Л.С.Выготский назвал социальную ситуации связанности ребенка со взрослым, в чем заключается ее противоречие? Ситуация «Мы», противоречие заключается в том, что ребенок максимально нуждается во внимании взрослого, но еще не имеет специфических средств воздействия на него.

  9. Новообразования младенчества: ходьба, автономная речь, зарождение предметно - манипулятивной деятельности, ситуативно-делового общения.

  10. Развитие какой сферы происходит в дошкольном возрасте? - потребностно-мотивационно-личностная.

11.Как назван кризис 7 лет Божович Л.И.? Период рождения социального Я.

12. Кем впервые был описан кризис трех лет, с его симптомами? Эльза Келер

13. Какой феномен означает возникновение внешне заметной самостоятельности и одновременное отделение ребенка от взрослого? «Я сам».

14. Основные новообразования дошкольного возраста: возникновение первого образа мировоззрения, первичных этических инстанций, соподчинения мотивов, произвольного поведения, личного сознания.

15. В какой вид ведущей деятельности переходит игра и на каком этапе

16. Особенности проявления кризиса в младенчестве: всплеск самостоятельности, аффективные вспышки на непонимание их со стороны взрослого.

17. особенности автономной речи: напоминают слова взрослого, резко от них отличаются, искажены, сохраняют фонематический и ритмический рисунок, ситуативны, многозначны, язык агроматичен.

18. Сензитивным периодом для чего является раннее детство? Развитие речи.

19. Утратой чего заканчивается кризис дошкольника? Детской непосредственности.

20. Преобладание каких мотивов у стар. дошкольника? Обществен.значимых

XII. Психологическая готовность к школе.

  1. Кто из ученых рассматривал психологическую готовность ребенка к школьному обучению? Анастази, Йирасек, Выготский, Эльконин, Божович…

  2. Компоненты психологичес. готовности ребенка к шк. обучению: Интеллектуальная, личностная, коммуникативная, эмоционально-волевая.

  3. Что включает в себя социальная готовность? Умение устанавливать взаимоотношения, подчиняться правилам, действовать совместно и согласованно, развитие потребности в общении.

  4. Является желание получать в школе отличные отметки признаком готовности к школе? Нет, ребенок должен руководствоваться внутренними потребностями, а не внешними.

  5. Что включает в себя личностная готовность? Объект. самооценка, произв.управление психическими, познавательными процессами, принятие новой социальной позиции.

  6. Что значит «эмоциональное предвосхищение» - предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности.

  7. Что является главным в подготовке детей к школьному обучению? Развитие умения добывать знания самостоятельно

  8. Положения Д.Б. Эльконина для оценки подготовленности: сформированность игровой деятельности, определенный уровень развития наглядно-образного мышления, познавательных мотивов, умение пользоваться символами, развитие самоконтроля, сформированность «позиции школьника».

  9. К какому компоненту псих. готовности принадлежит умение выделять учебную задачу и переводить ее в самост. цель деятельности – интеллектуальная готовность.

  10. Объяснить значение «Внутренняя позиция ученика» - возникновение системы потребностей и стремлений, направленных на учение.

  11. Признаки наличия внутренней позиции ученика: отказ от игрового, непосредственного существования, проявление положительного отношения к учебной действительности: содержание, взаимоотношения, формы работы.

  12. Новообразование периода дошкольного детства, благодаря которому зарождается стремление к учебной деятельности – стремление к общественно-значимой, к общественно-оценоваемой деятельности.

  13. На основе чего происходит развитие сюжетно-ролевой игры: через освоение предметной сферы и сферы человеческой деятельности.

  14. Когда складывается готовность к школьному обучению. К концу первого полугодия первого года обучения в процессе учения. Выготский, Обухова.

  15. Какой вид мышления необходимо развивать для успешного школьного обучения? Операционное, для усвоения научных понятий.

  16. Во что переходит линия эгоцентризма при подготовке к школе? К децентризму - принятие позиции другого, видение его точки зрения.

17.Вид общения характерный для будущего школьника? Внеситуативно -личностное

18. Чему способствуют занятия продуктивной деятельностью?

19. Чему способствует введение символов? Развитию образного мышления, овладению и пониманию базовым уровнем символического замещения.

20 Авторы тестов проверяющих готовность ребенка к школе: Венгер, Гинзбург, Лурия, Бурбон, Цеханская, Бардина, Торренс, Керн –Йиерасек, Бугрименко.

Жизнь Януша Корчака.

  1. Настоящее имя Януша Корчака – Генрик Гольдшмит.

  2. Название детского приюта, дома сирот, который основал Януш Корчак. – «Наш дом».

  3. Главная задача суда Дома сирот – научить детей прощать.

  4. Взор свой устремляю в высь небесную, распрямляю спину и требую. Ниспошли детям счастливую долю, помоги благослови их усилия. Не легким путем их направи, но прекрасным. А в залог этой просьбы прими мое единственное сокровище – печаль. Печаль и труд. Отрывок какого произведения зачитан. – Молитва воспитателя.

  5. Что подарил Януш Корчак Шмуэлю Гоголю, одному из воспитанников Дома сирот, за первый выпавший зуб. – две губные гармошки, которые впоследствии, в Освенциме спасли ему жизнь, так как там он был самым маленьким музыкантом оркестра, который играл марш перед крематорием. Шмуэль выжил и в память об оркестре основал единственный в мире детский оркестр, в котором музыканты играли только на губных гармониках. Сам Шмуэль до конца жизни играл с зажмуренными глазами, вспоминая об ужасах концлагеря.

  6. Произведения Януша Корчака:

  • Король Матиуш – 1;

  • «Когда я снова стану маленьким».

  • «Как любить детей»
























История появления различных возрастных периодизаций.

  1. Кем была предложена первая возрастная периодизация, основанная на сравнении с огнем, как первоосновой мира. Душа ребенка сырая, влажная, затем она высыхает, становясь более зрелой, огненной, способной к более четкому и ясному мышлению, к старости постепенно пропитывается влагой, человек вновь начинает плохо соображать. - Гераклит

  2. На чем основана теория рекапитуляции и кто является ее автором. – Гренвилл Стенли Холл и его ученик Гетчинсон, онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.

  3. Произведение Жан Жака Руссо, в котором он изложил свои взгляды на психическую природу ребенка. – «Эмиль или о воспитании»

  4. Основа создания возрастной периодизации предложенная Павлом Петровичем Блонским. – зубы: беззубое, молочнозубое, постояннозубое.

  5. Назвать стадии возрастной периодизации предложенной Зигмундом Фрейдом. – оральная, анальная, генитальная, патентная – скрытая, фаллическая.

  6. Признаки, влияющие на детское психическое развитие, по которым была составлена периодизация Эльконина Данила Борисовича. – социальная ситуация развития, ведущая деятельность, центральное возрастное новообразование.

























Особенности развития речи.

  1. Особенности автономной речи. \ Двучленность, двуэлементность речевых механизмов, переход на фонемную стадию, замена восприятия слова с общей ритмико-мелодической структуры на фонемную основу, многозначность, ситуативность. \

  2. Речь, понятная только в конкретном контексте, ее особенности \Ситуативная: эмоциональная, отрывочная, дополняемая жестами и мимикой. \

  3. Особенности эгоцентрической речи \ Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка.\

  4. Что означает понимание речи \ анализ и синтез сигнальных или смысловых значений средств языка: фонем, морфем, слов, словосочетаний, интонаций.

  5. Функции речи и их определения \

    • коммуникативная – функция общения или сообщения, используется для передачи информации и побуждения к действию, через прямое или косвенное воздействие; информационная, выразительная, волеизъявительная.

    • регулирующая – реализует себя в высших психических процессах, сознательных формах психической деятельности, играет важную роль в формировании произвольности психических процессов;

    • программирующая – способствует построению схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию;

    • сигнификативная – способствующая, основанном на единстве обозначения предметов, явлений говорящим и воспринимающим. взаимопониманию в процессе общения. \

  6. Виды речи:

  • Внешняя – письменная, устная: монологическая, диалогическая

  • Внутренняя.















Вопросы общей темы.

  1. Высшая ступень в схеме иерархии потребностей А. Маслоу – потребность самоактуализации.

  2. Чем является душа ребенка по Джону Локку – сознание ребенка при рождении чистая доска, на которой жизнь пишет свои письмена.

  3. Основатель педологии, науки о детях - Гренвилл Стенли Холл.

  4. Процесс нарушения речевого общения, в результате которого ребенок замкнут на своем собственном внутреннем мире. – аутизм.

  5. Чувствительность к воздействиям определенного рода – сензитивность.

  6. Спонтанное включение в речь слов такой структуры, которая не используется в языке окружающих и следовательно не может быть имитационно усвоена ребенком., подчиняющаяся строгим законам языка, основу которых составляют стереотипы, значение приставок, суффиксов, что не противоречит правилам грамматики. – словотворчество.



















Список литературы.

  1. Баландина Л.А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие - Ростов на Дону: «Феникс», 2003 – 288 с.

  2. Немов Р.С. Психология в 3 томах, 4 изд, Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 – книга 3.: Психодиагностика, 640 с.

  3. Сиротюк А.А. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка. Дошкольное воспитание, №1, 2005 г, 76-85 с.

  4. Фризман Н.В. «Мальчики и девочки – 2 разных мира», приложение к обручу 1998., 128 с.

  5. Широкова Г.А. Справочник детского психолога. Ростов на Дону: «Феникс», 2004 – 384 с.

  6. Материалы лекций и семинаров по психологии ребенка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!