Познавательный проект «Мини — музей. Истоки русской народной культуры» для детей средней группы
Разработчик: Локманова М.А. воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ "Детский сад № 5 "Лучик"
"Прекрасный мир вещей создан был веками
Хранит их каждый дом, а может быть музей
Учитесь созидать и создавать руками
Все то, что может радовать людей"
Тема: Мини-музей. Истоки русской народной культуры.
Вид: поисково-исследовательский, творческий, коллективный.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Возраст: средняя группа.
Срок: краткосрочный
Проблема.
С уверенностью можно сказать, что большинство детей дошкольного возраста, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Чем украшали свой
быт? Ответить на эти и подобные вопросы, значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Знакомя воспитанников с предметами русского народного быта, с
фольклором, мы тем самым помогаем ребенку усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Актуальность:
Краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие становятся неотъемлемой частью нашей культурной жизни. А что делать, если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому ДОУ решило создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Важной особенностью мини – музеев в ДОУ является участие в их создании детей и родителей.
Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно
посещать каждый день, переставлять экспонаты, брать их в руки и
рассматривать совместно с воспитателем. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с культурой и традициями своего народа – организация в детских садах мини-музеев.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры,
формирование духовных и нравственных качеств у дошкольников.
Задачи:
- Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
- Познакомить детей с предметами быта, русскими народными
игрушками, интерьером, одеждой наших предков. Прививать, интерес к духовной культуре, через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство
- Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям
(гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие). Познакомить с русскими народными хороводными играми;
- Изучить малые фольклорные формы (песенки, потешки, пословицы);
- Развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству,
художественным произведениям и декоративно – прикладному искусству, а также творческие способности у детей в процессе музыкально-театрализованной деятельности.
- Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивно-модельной деятельности.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс
(консультации, мастер-класс «Лоскутная кукла», сбор предметов
старины)
- Воспитывать, свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, а также чувство патриотизма и любви к Родине.
Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами.
Принципы при создании мини-музея в ДОУ :
Наглядность
Доступность
Динамичность
Содержательность
Пути и механизмы реализации проекта :
• Разработка педагогического проекта по созданию и организации мини музея;
• Организация выставок, экскурсий совместно с родителями;
• Взаимодействие детей с предметной средой музея и друг с другом;
• Совместная познавательно - исследовательская деятельность детей и взрослых;
Ресурсное обеспечение проекта :
1) Научно-методическое:
• Подбор печатных материалов по музейной педагогике;
2)Организационное
• Организация работы педагогов, детей и родителей по реализации
этапов проекта;
• Создание мини-музея педагогами совместно с детьми и родителями;
3) Информационное:
• Использование возможностей интернета в поисках необходимой информации;
• Консультация по созданию мини-музеев в ДОУ;
4) Материально-техническое:
• Оформление мини-музея в ДОУ по результатам реализации проекта.
Педагогические функции музея :
• Образовательные:
усвоение информации; стимулирующей интерес к русской народной культуре и народному быту, использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса;
• Развивающие:
активация мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно - физиологических структур; развитие зрительно-слухового восприятия;
• Воспитательные:
формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование патриотических и духовно – нравственных чувств, интереса к народной культуре;
• Просветительские:
формирование умений, навыков; формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.
Формы работы в музее :
Театрализация (дети примеряют на себя различные историко культурные и психологические роли, проигрывают их).
Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно
лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели
воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и
отдачей).
Образовательная деятельность (педагог объясняет связь какого либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия
экспонатов для музея).
Предполагаемые результаты реализации проекта :
Создание мини – музея в ДОУ. Овладение педагогами
практическими навыками в разработке и реализации
педагогических проектов по организации мини-музея. Педагоги
получат дополнительные знания и практический материал по
данной теме, удовлетворение от результатов своей работы,
обменяются опытом с другими педагогами.
Повышение уровня знаний детей о музее, о русской культуре,
повышение познавательной активности, развитие творческих способностей через создание творческих работ. Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа.
Активное участие родителей в создании и оформлении мини музея в детском саду, в совместной с детьми познавательной
деятельности. У родителей появится гордость за своих детей,
заинтересованность в формировании у детей чувства
патриотизма и любви к Родине.
Механизм оценки результатов:
Мониторинг знания детей о традиции и культуре русского народа.
Этапы реализации проектов следующие :
1 Подготовительный этап:
- проведение консультаций с родителями на тему «Мини-музей в
детском саду»;
- проведение диагностики знаний детей и родителей о русской
культуре и быте русского народа;
- определение цели и задач мини-музея;
- анализ среды; изучение литературы.
2 Практический этап:
- непосредственная работа с детьми;
- сбор экспонатов для музея совместно с родителями;
- мастер-класс совместно с родителями «Лоскутная кукла»
- оформление мини-музея : создание предметной среды; разработка
различных видов экскурсий, подготовка экскурсоводов, конспектов ООД, презентаций.
3 Заключительный этап:
- экскурсия в мини-музей «Истоки русской народной культуры!»
- творческая презентация на тему: «Духовно-нравственное развитие
детей, средствами народной культуры!»
Календарно тематический план
Месяц | Тема занятия | Содержание |
декабрь | Создание мини-музея | Приобщение родителей к созданию мини-музея |
декабрь | Беседа: «О русской печке» | Проигрывание сюжетно ролевой игры: «Матушка – печка, накорми своих детушек». |
январь | «Отмечаем Рождество!» | разучивание колядок |
январь | «Богатство русского леса» | Лепка из соленного теста: грибов и ягод. Разучивание подвижных народных игр : «Баба-Яга» «Заря - Заряница» |
Январь- февраль | Консультации | «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре» Познакомить родителей с содержанием проекта, вызвать интерес к данной теме |
февраль | «Чудесный сундучок» | Знакомство с сундучком, в котором живут загадки, русские народные сказки, потешки, пестушки, скороговорки (виды устного народного творчества); загадывание загадок и тд. |
февраль | «Ходит сон близ окон» | Знакомство с колыбелькой (люлькой) и колыбельными песнями |
февраль | «Русские народные костюмы», «Матрешка» и «Русская глиняная игрушка», «Русский самовар»(декоративно - прикладное искусство) | Выставка работ детского творчества (изобразительная деятельность) Чтение К. Ушинского «Как рубашка на Руси выросла». |
февраль | «Лоскутная кукла» | Проведение Мастер-класса |
февраль | «Милости просим, гости дорогие!» | Посещение мини музея «Истоки русской народной культуры» показ Презентации на тему: «Духовно нравственное развитие детей, средствами народной культуры» |
Основные формы работы с детьми:
1. Организованная образовательная деятельность.
2. Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно дидактического материала.
3. Игры-забавы, подвижные, хороводные игры, игры-драматизации.
4. Знакомство с художественной литературой.
Взаимодействие с родителями:
- Консультация «Роль семьи в приобщении детей к русской
национальной культуре»
- Мастер-класс «Лоскутная кукла»
- Проведение совместной выставки
- Сбор предметов для мини-музея «Истоки русской народной
культуры»
Консультации:
- Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
- Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры
- История народной игрушки
- Организация открытых просмотров занятий и других видов деятельности.
Заключение
Создание мини-музея в ДОУ позволило сделать слово «музей»
привычным и привлекательным для детей. Мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.
Все, что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным
творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.
Поддержание у дошкольников устойчивого интереса к истории своего народа - первая и самая важная ступень в воспитании патриотов и граждан великой России. Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и стремление изучать его культуру и историю, и
желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
У детей формировался интерес к малой родине, расширилось представления о родной стране - России, народных праздниках. Считаю, в воспитательной работе важно целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его творчеством. Ориентирование семьи на духовно нравственное воспитание детей.
Список литературы:
1.«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
О. Л. Князева, М. Д. Миханева.
2.«Народный календарь-основа планирования работы с
дошкольниками» С. Р. Николаева, И. Б. Катышева.
3.«Обруч» №5 2009 г.
Мастер-класс «Лоскутная кукла своими руками»
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Лоскутная кукла своими руками»
Пошаговый ход работы и фото:
Для работы нам понадобятся: ножницы, вата, нитки, хозяйственный шпагат, атласная тесьма, лоскутки ткани.
1. Скатать 2 шарика из ваты для головы и туловища, на середину материала положить вату, сложить пополам, обмотать и стянуть ниткой.
2. Сложить пополам, подвернуть уголки и прижать пальцами, смотать края (получились ладошки, подвернуть нижнюю часть рук внутрь, положить второй шарик ваты, расправляя, соединить, сформировать, смотать ниткой.
3. Сложить круглые заготовки 3 раза, срезать уголок (юбки,
надеть юбки, завязать пояс.
4. Из хозяйственного шпагата сплести косу, из атласной тесьмы сделать головной убор, пришить ниткой к голове, завязать косу.
Вот такая получилась куколка- красавица!