СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательное занятие: Такая разная школьная форма

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовлено в рамках празднования Дня Знания для школьников начальных классов.

 

Цель: рассказать об истории и культуре образовательного процесса в России (и кратко коснуться других стран) через тему школьной формы, как неотъемлемого элемента образовательной системы. 

 

Задачи:

  1. Рассказать об истории школьной формы в России:

-Где и когда появилась?

-Как выглядела?

-Почему была именно такой?

  1. Рассказать об истории школьной формы в других странах, сравнить со школьной формой России.
  2. Рассказать о современной школьной форме: что она значит для учеников, для учителей, насколько нужна и важна в современных школах.
  3. Предложить школьникам игровой элемент, который позволит лучше запомнить материал.

 

Обусловленность выбранной темы:

Сегодня во многих школах России возвращается школьная форма. Вот почему именно в День Знаний особенно важно вспомнить историю ее появления, как в нашей стране, так и во всем мире. Современные учащиеся должны понимали, что школьная форма это не дань моде, а многовековые традиции причем не только нашей страны. Для школьников прошлого, форма была предметом гордости, знаком отличия, школьным символом. На нашем занятии мы расскажем о том, как появилась школьная форма в России, как менялась в ходе истории, какие исторические события отражала. Какие элементы школьной формы сохранились по сей день. Расскажем и о традициях связанных со школьной формой в разных странах.

Рассказ иллюстрируют слайды.

 

Целевая аудитория:

Лекция рассчитана на школьников 1-7 классов. Для ребят 1-3 классов предусмотрен игровой момент: после рассказа они могут закрепить свои знания, разработав дизайн школьной формы будущего, придумав школьную форму для своей сегодняшней школы и т.д. Игровой и творческий момент развлечет ребят, позволит им отдохнуть. 

Просмотр содержимого документа
«Познавательное занятие: Такая разная школьная форма»



Познавательное занятие:

«Такая разная школьная форма»





Подготовлено в рамках празднования Дня Знания для школьников начальных классов.


Цель: рассказать об истории и культуре образовательного процесса в России (и кратко коснуться других стран) через тему школьной формы, как неотъемлемого элемента образовательной системы.


Задачи:

  1. Рассказать об истории школьной формы в России:

-Где и когда появилась?

-Как выглядела?

-Почему была именно такой?

  1. Рассказать об истории школьной формы в других странах, сравнить со школьной формой России.

  2. Рассказать о современной школьной форме: что она значит для учеников, для учителей, насколько нужна и важна в современных школах.

  3. Предложить школьникам игровой элемент, который позволит лучше запомнить материал.


Обусловленность выбранной темы:

Сегодня во многих школах России возвращается школьная форма. Вот почему именно в День Знаний особенно важно вспомнить историю ее появления, как в нашей стране, так и во всем мире. Современные учащиеся должны понимали, что школьная форма это не дань моде, а многовековые традиции причем не только нашей страны. Для школьников прошлого, форма была предметом гордости, знаком отличия, школьным символом. На нашем занятии мы расскажем о том, как появилась школьная форма в России, как менялась в ходе истории, какие исторические события отражала. Какие элементы школьной формы сохранились по сей день. Расскажем и о традициях связанных со школьной формой в разных странах.

Рассказ иллюстрируют слайды.


Целевая аудитория:

Лекция рассчитана на школьников 1-7 классов. Для ребят 1-3 классов предусмотрен игровой момент: после рассказа они могут закрепить свои знания, разработав дизайн школьной формы будущего, придумав школьную форму для своей сегодняшней школы и т.д. Игровой и творческий момент развлечет ребят, позволит им отдохнуть.


Краткий план лекции:

Пункт 1: Рассказ о школьной форме в других странах.

- Начать с истории: в древнем Египте, Китае, Междуречье – не было формы. Но в Греции уже появились намеки на школьную форму – хитоны и доспехи для будущих воинов (так как в греческих школах воспитывались именно воины).

- Средние века – обучение у монахов, и форма тоже напоминала монашеские одеяния. Европа в 18 – 19 веке: школьная форма для мальчиков. Япония – начало 20-го века – характерная форма как пример сохранение традиций до современности.

- Перейти на современную форму в других странах: Япония, Китай, Англия, Корея, Куба и т.д.

- Дать возможность сравнить школьную форму других стран с нашей современной школьной формой.


Пункт 2. Рассказ о школьной форме в России.

- Спросить у школьников, есть ли форма в их школе? А помнят ли они, какая школьная форма была у их родителей? А когда сейчас в нашей стране можно увидеть школьников в традиционной школьной форме. Предложить им описать такую форму. Удобна она или нет? Что они уже знают о других элементах школьной формы (значки, галстуки).

- Рассказ начать со школ на Руси. О том что раньше не было школьной формы. Первый приказ о школьной форме: в 1834 году. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Девичья форма была утверждена на целых 60 лет позже.

- Перейти на рассказ о советской школьной форме. Показывать слайды с кадрами из советских фильмов. Пусть школьники сами покажут, что одна форма похожа на военные мундиры, вторая – на деловые костюмы.

- Рассказать о других знаках и элементах школьной формы: значки, галстуки, ранцы, дипломаты и т.д.

- Рассказать о современной школьной форме.


Пункт 3: практическое занятие

Предлагаем школьникам самим разработать школьную форму для древнего Китая (или другой страны, где формы не было), для современной школы и для школы будущего. Выдаем ватман, карандаши, элементы школьной формы распечатанные и вырезанные.










Ход занятия:

Слайд 1.


1 сентября во всех школах нашей страны начнутся занятия, зазвучат первые в этом году звонки, собирающие ребят на уроки. С первым днем сентября, с Днем Знаний связана еще одна хорошая школьная традиция – школьная форма. Правда сейчас есть она не во всех школах России. Но давайте вспомним старые советские фильмы, вспомним изображения на старых букварях и книгах, или даже школьные фотографии ваших бабушек и дедушек. Ведь в то время школьная форма была неотъемлемым элементом учебного процесса, показателем статуса ученика, в каком звене он учится. Во многих странах школьная форма – это эмблема школы, способ выделить учащихся в толпе сверстников. Но обо всем поговорим по порядку.


Изначально школьная форма была только в тех учебных заведениях, что считались элитарными, т.е. такие учебные заведения, где могли учиться только богатые и знатные ученики. Понятно, почему в них вводилась школьная форма: что бы выделить учеников среди сверстников, показать, что они образованы. Ведь в стародавние временя получить образование могли не все.

Но давайте подробнее поговорим о том, какая школьная форма была в разных странах в древности.


Слайд 2:

Примером самой древней школы может служить школа Древнего Египта. Учиться в ней могли благородные египетские юноши: дети фараонов и его семьи, жрецов и высокопоставленных чиновников, и лишь изредка дети египтян низшего ранга. Но школьной формы как таковой в этот период еще не было. Свои учебные записи школьники-студенты древнего Египта вели на папирусах, а при поступлении и окончании школы (как и в наше время) сдавали экзамены.


Слайд 3

Не было школьной формы и в школах Междуречья (между рек Тигр и Ефрат). Там школы, как и египетские, существовали при храмах. По-шумерски школа называлась «эдубба» – «дом табличек» – и предназначалась прежде всего для подготовки писцов. В процессе обучения письму использовались глиняные таблички, на которых ученики писали заостренной палочкой (стилем). В крупных «эдуббах» (их называли «домами знаний») было несколько учителей письма, счета, рисования, много помещений для занятий и хранения табличек. Специальной школьной формы в Междуречье не было, но дети одевались примерно как будущие писцы и обязательно носили с собой пару табличек и палочку для письма.


Слайд 4:

Первая известная школа в древней Греции была создана известным философом и ученым Пифагором и названа в его же честь – Пифагорейская школа.

После семи лет мальчики из рук матери и кормилицы передавались на попечение отца и раба-педагога (в переводе с греческого слово "педагог" означает "сопровождающий ребенка"), который следил за воспитанием мальчика и сопровождал его в школу.

В школе формой одежды был короткий хитон и легкие доспехи с художественной отделкой и хламиды — это кусок плотной ткани, набрасываемый на плечи и скрепляли на плече, груди. На протяжении веков такая форма оставалась неизменным образцом для обучающихся мальчиков.

С 16-18 лет мальчики могли продолжить свое образование в гимнасиях, школах риторов и философов.

Девочки учились читать и писать под наблюдением матери, постепенно приобщались к домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству. Они непременно должны были уметь петь и танцевать, чтобы в дальнейшем участвовать в ритуальных праздниках. Знакомились они и с литературой. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались музыкой, поэзией, пением и танцами.

В различных городах Греции обучение проходило по-разному. В Спарте, где воспитание было делом исключительно государства, учеба и образование строились с целью вырастить прежде всего воина и мать воина. В течение 13 лет — с 7 до 20 лет — мальчики находились в государственных лагерях, постоянно упражнялись физически. Девочки также много внимания уделяли спорту, наравне соревновались с мальчиками на состязаниях.

Были в Древней Греции и специальные школьные знаки "отличия". Например, в Перипатетической школе Аристотеля, основанной им в 334 г. до н.э., воспитанники и сам Аристотель носили галстуки, повязанные специальным «восточным» узлом, и белые тоги, перекинутые через левое плечо.

Слайд 5:

В Древней Индии образование носило семейно-школьный характер. Мальчики начинали обучение в 7–8 лет, хотя приходя в школу они уже должны были уметь читать, писать и считать. В школе учителя называли отцом, и слушались его как настоящих родителей. На занятия все учащиеся должны были приходить в определенной одежде — «дхоти курта». «Дхоти курта» - повязанная вокруг бедер и ног полоса ткани, и к ней рубаха до пояса, отличающаяся у разных каст орнаментом, пошивом и материалом. Позже, с развитием буддизма и индуизма в I-VI веках изменилась и одежда для школы. Ученики стали носить «курту» и «паджами» — длинную рубаху и широкие штаны.


Чуть позже школы в Индии тоже стали появляться при монастырях.


Слайд 6:

В школах древнего Китая ученики одевались как монахи в монастырях. И кстати, именно в Китае зафиксирована традиция сдавать экзамены.

С очень давних лет в Японии сложилась традиция - Почти каждая школа имеет свою форму. Сейчас почти всегда школьная форма в Японии «сэйлор-фуку» — это матроска, юбка и банты у девочек. Она уже стала своеобразным символом.



Слайд 7:

Для современных японских девочек — это уже больше, чем просто школьная форма, — это полноценный стиль одежды. «Гакуран» носят в Японии мальчики — это брюки и пиджак темного цвета с воротником-стойкой, так же белая рубашка. В разных школах Японии цвета формы отличаются и выделяют учащихся. К форме обычно даётся, ещё и большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.






Слайд 8:

А вот в Европе традицию носить в школах единую форму ввели в Англии. В 1552 году была основана школа для сирот и детей из бедных семей. Для учеников был введён костюм из тёмно-синего жакета с фалдами до щиколотки, жилета, кожаного пояса и брюк чуть ниже колен. Примерно в таком виде форма сохранилась по сей день, единственная разница в том, что в наши дни ученики этой школы уже не дети-сироты, а будущая экономическая и культурная элита Великобритании.

Этот опыт с введением одинаковой одежды для всех учеников в XVIII веке пригодился директорам английских школ. В то время дети из богатых семей ходили в школу в дорогой одежде, подшучивали над скромно одетыми одноклассниками и учителями.

В начале XIX века многие английские школы вводят не только школьную форму, но и кодексы поведения, нарушение которых может привести к исключению ученика. Первыми стали вводить форму британские интернаты, потом она появилась в государственных школах, а в 1870 г. в Британии вышел указ, по которому государство гарантировало школьное образование каждому ребёнку и его обеспечение формой. Частные школы тоже ввели собственную форму, но не для того, чтобы обеспечить равенство учеников, а чтобы подчеркнуть их принадлежность к элите. Вот так символ равенства всех школьников превращается в объект престижа.

Тогда же ученики разных частных школ придумали сложную систему правил «внутреннего престижа»: сколько пуговиц застёгнуто на форменном блейзере; под каким углом надета шляпа; как повязаны шнурки на ботинках; носит ли ученик школьную сумку, взяв её за одну ручку или за обе… Эти символы были незаметны посторонним, зато ученики понимали место друг друга в школьной иерархии.


Слайд 9:

А если говорить о современной школьной форме разных стран, то:

В США каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code). Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. Джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой — вот что предпочитают ученики американских школ.

В большинстве европейских стран также нет единой формы, всё ограничивается достаточно строгим стилем.

Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австстралии, Сингапуре и Южной Африке. Однако, и в Великобритании и в её бывших колониях школьная форма не является обязательной, каждая школа сама решает. У каждой престижной школы есть свой логотип и ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком.


Слайд 10:

Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах. Отменена в результате студенческих протестов 1960-х годов. Некоторые школы практикуют ношение формы при разрешении родительского комитета.

В Германии нет единой школьной формы. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой так как ученики могут участвовать в её разработке. Что характерно, даже во времена Третьего Рейха школьники не имели единой формы — они приходили на занятия в повседневной одежде, в форме Гитлерюгенда или иных детских организаций.

В Бельгии школьная форма есть только в некоторых католических школах, а также в частных школах, основанных британцами. Типичная одежда - брюки и юбки темно-синего цвета, белая или голубая рубашка и галстук.

На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.

В Польше форма отменена полностью и запрещено её частное введение отдельными школами.

Турция - обязательная школьная форма, у каждой школы свой цвет, но единый фасон: для мальчиков- костюм, для девочек- блузка, джемпер и юбка, для всех- галстук цветов школы. Так подчёркивается, что все равны, независимо от социального и материального положения родителей.

Школьная форма в Китае – единая. Это мешковатый зелено-белый спортивный костюм. Он обычно на размер или два больше чем надо и лишает его обладателей каких-либо вообще половых отличий.

В Северной Корее - форма также обязательна и также некрасива.



Слайд 11:

А когда же появилась школьная форма в России?

До 1834 года школьной формы как таковой не существовало. В Московской Руси ученики приходил на занятия в прицерковные школы в обычной повседневной одежде. И только в 1834 году Император Николай I издал закон о принятии первой школьной формы, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры.



Слайд 12:

Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.

Фуражки обычно были светло-синими и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком… Имелась и выходная или праздничная форма: темно-синий или темно-серый мундир с обшитым серебряным воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец. Фасон формы менялся несколько раз, как и мода того времени.


Слайд 13:

В то же время началось развитие и женского образование. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. Девчачья форма была утверждена на целых 60 лет позже мальчуковой — в 1896 году, в результате появился первый наряд для учениц. Это был весьма строгий и скромный наряд. Но форма для девочек порадует нас знакомыми коричневыми платьями и фартучками — именно эти костюмы явились основой для формы советских школ. И те же самые белые воротнички, та же скромность фасона. Но цветовая гамма была разной у каждого учебного заведения: Например, из воспоминания выпускницы 1909 г. гимназия №36 Валентиной Савицкой, мы знаем, что цвет ткани платьев у гимназисток был разным, в зависимости от возраста: у младших он был темно-синим, для 12-14-летних — почти цвет морской волны, а у выпускниц — коричневый.

Однако вскоре после революции, в рамках борьбы с наследием царско-полицейского режима в 1918 был издан декрет, полностью отменявший ношение школьной формы. Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его.


Слайд 14:

Период «бесформенности» длился аж до 1949 года. Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной в СССР вводится единая школьная форма. Мальчиков одели в серые гимнастерки полувоенного образца, а девочек в темно-коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам – белым).

Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали — «модельные стрижки» до конца 50-х годов были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами.

Слайд 15:


Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер» и «Васёк Трубачёв и его товарищи».

В 1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, но военного вида они не потеряли. Важными аксессуарами была фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Строго регламентировались причёски - под машинку, как в армии. А форма девочек осталась старая.






Слайд 16:

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди. Но для девочек опять ничего не поменялось и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен. У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.

В некоторых союзных республиках фасон школьной формы немного отличался, также как и цвет. Так, на Украине школьная форма была коричневого цвета, хотя не запрещалась и синяя.

Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность. Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму».


Слайд 17:

Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.

Помимо обычного пионерского значка существовал особый вариант для пионеров, активно занимающихся общественной работой. Он был немного больше обычного и на нём была надпись «За активную работу».


Слайд 18:


Школьную форму 1980-х можно увидеть, например, в фильмах «Гостья из будущего» и «Приключения Электроника».

С 1985 года Старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилет и пиджак.

В 1988 году Некоторым школам в порядке эксперимента разрешили отказаться от обязательного ношения школьной формы.

Проходят годы, и в 1992 году решением Правительства России, с введением нового Закона об образовании. Запрет снят, ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой и опрятной.

Хотя сохранилась некоторая ностальгия по школьной форме - на последний звонок выпускницы очень часто одевают нечто напоминающее советскую форму.


Слайд 19:


Сегодня во многих школах вновь вводится школьная форма.

И сегодня мы вам предлагаем разработать проект: школа будущего.

Ваша задача на листах ватмана изобразить тот костюм школьной формы как для девочек так и для мальчиков, который вы бы хотели видеть в вашей школе. А потом вы нам расскажете почему ?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!