V Межрегиональная НПК «Создание специальных условий образования для обучающихся с особыми образовательными потребностями в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы»
г. Иркутск
Доклад на тему
Познавательная интерактивная игра в начальных классах,
как активная форма реализации ФГОС УО (ИН)
Подготовили:
Безлепкина Е.А., учитель
Мишакова О.Н., учитель
В соответствии с требованиями современного общества к личности обучающихся, содержание образования диктует поиск новых способов и форм развития активной личности, ее успешной социализации и социальной адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Достижение данной цели лежит в основе ФГОС образования обучающихся с легкой УО (ИН).
ФГОС для данной категории детей предполагает:
- создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося;
- обеспечение разнообразия содержания и организационных форм получения образования обучающимися с УО (ИН);
- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся, имеющих УО (ИН).
Одним из способов реализации данных задач в начальных классах СКШ является игра, так как у УО детей младшего школьного возраста она еще долго остается ведущим видом деятельности.
В. А. Сухомлинский говорил: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
И в тоже время Л. С. Выготский назвал игру пространством «внутренней» социализации ребенка, средством усвоения социальных установок, то есть в игре происходит самореализация, освоение новых социальных ролей и приобретение нового социального опыта.
Введение ФГОС потребовало от нас наряду с традиционными методами поиска активных методов обучения, которые возможно эффективно применить в условиях СКШ.
И мы задались вопросом: «При каких условиях игра станет способом развития у детей с легкой УО способности к проявлению активности в коллективной деятельности при совместном решении общей задачи?»
И пришли к выводу, что игра требует нового формата. Если в нее включить познавательную деятельность, ребенок становится не просто слушателем, а активным участником в решении поисковой задачи. А если - организовать социальное взаимодействие, то игра приобретет уже интерактивный характер, в которой участник игры получит социальный опыт взаимодействия и возможность к самореализации своих возможностей.
Этим условиям отвечает познавательная интерактивная игра.
Познавательные интерактивные игры нами были апробированы на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах. В дальнейшем мы вышли за рамки образовательного учреждения, организовали и провели познавательную интерактивной игру «Умники и Умницы» на областном уровне среди обучающихся 2-4 классов СКШ Иркутской области.
Игра «Умники и Умницы» представляла собой некий модульный конструктор, включала материал, не выходящий за рамки учебной программы.
Задания имели поисковый занимательный характер, подбирались с учетом психофизических особенностей младших школьников 2-4 классов, имели коррекционно-практическую направленность, способствовали применению знаний в новых условиях.
Игра предполагала командное выполнение заданий, требующее проявления активности и применения продуктивного мышления. Ребята находились в условиях ограниченного времени и соревнования.
Независимое жюри оценивало правильность выполнения заданий, слаженную работу в команде, умение сотрудничать, договариваться, соблюдать правила игры.
В процессе игры участники были вовлечены в разные виды активности:
Познавательная (при выполнении умственных и занимательных заданий)
Социально-коммуникативная (при совместном поиске решений)
Физическая (при выполнении динамических пауз, которые проходили также в форме подвижных игр: на внимание «Сколько-столько» и «Звееробика» с движениями под музыку).
В результате на каждом этапе прослеживалось и познавательная активность участников и социальное взаимодействие при решении общих задач.
На 1 этапе «Знакомство» - у участников была возможность проявить индивидуальные качества, творческие способности.
2 Этап «Разминка» проводился в виде блиц-опроса. От участников требовалось проявление быстроты, общей эрудиции, знаний о родном крае, саморегуляции поведения (дослушать задание до конца, не выкрикивать, соблюдать очередность ответа команд).
На 3 и 5 этапах «По страницам сказок», «Математическая мозаика» - участникам нужно было продемонстрировать знания, полученные на разных уроках в новых условиях; проявить умение работать в команде, договариваться, поддерживать и помогать друг другу, проверять полученный результат.
4 этап «В мире профессий» имел социальную направленность, связь с жизнью и был ориентирован на знания доступных профессий.
На этапе «Экологическая задача» дети должны были предложить свое решение проблемы, проявить навыки публичного выступления и импровизации.
На заключительном этапе «Рефлексия» участники смогли выразить свое впечатление, полученное от участия в игре.
А по нашим наблюдениям, на протяжении всей игры участники проявляли познавательную и социальную активность в поиске решений заданий, показали заинтересованность и увлеченность на всех этапах мероприятия.
Таким образом, познавательная интерактивная игра является эффективным способом проявления активности детей с УО (ИН), в рамках игры можно создать специальные условия, разнообразить формы деятельности и организовать специальную образовательную среду для реализации возможностей разностороннего развития и социализации обучающихся с ИН, что в полном объеме отвечает требованиям ФГОС образования данной категории детей.
Независимые наблюдатели отметили практическую значимость и эффективность познавательной интерактивной игры «Умники и Умницы» и целесообразность проведения познавательных интерактивных игр. Участникам понравилось данное мероприятие, и они предложили сделать подобные игры традиционными среди обучающихся СКШ.
Использованные источники информации:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. -1966. -№6. -С.62-76. https://www.dissercat.com/content/formirovanie-igry-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-s-tyazheloi-umstvennoi-otstalostyu
3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974 г.
- 288 с.
4. Авторская методическая разработка «Познавательная интерактивная игра «Умники и Умницы» для обучающихся 2-4 классов СКШ Иркутской области»/Авторы: Безлепкина Е.А., Мишакова О.Н.
5. Материалы сети Интернет (изображения совы и др.)