СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Познавательная интерактивная игра, как активная форма реализации ФГОС УО (ИН)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация и доклад авторской разработки с целью реализации требований ФГОС обучающихся с УО (ИН) к развитию познавательной активности.

 

 

Просмотр содержимого документа
«"Познавательная интерактивная игра, как активная форма реализации ФГОС УО (ИН)"»

V Межрегиональная НПК «Создание специальных условий образования для обучающихся с особыми образовательными потребностями в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы»

г. Иркутск


Доклад на тему

Познавательная интерактивная игра в начальных классах,

как активная форма реализации ФГОС УО (ИН)

Подготовили:

Безлепкина Е.А., учитель

Мишакова О.Н., учитель


В соответствии с требованиями современного общества к личности обучающихся, содержание образования диктует поиск новых способов и форм развития активной личности, ее успешной социализации и социальной адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Достижение данной цели лежит в основе ФГОС образования обучающихся с легкой УО (ИН).


ФГОС для данной категории детей предполагает:

- создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося;
- обеспечение разнообразия содержания и организационных форм получения образования обучающимися с УО (ИН);

- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся, имеющих УО (ИН).

Одним из способов реализации данных задач в начальных классах СКШ является игра, так как у УО детей младшего школьного возраста она еще долго остается ведущим видом деятельности.

В. А. Сухомлинский говорил: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

И в тоже время Л. С. Выготский назвал игру пространством «внутренней» социализации ребенка, средством усвоения социальных установок, то есть в игре происходит самореализация, освоение новых социальных ролей и приобретение нового социального опыта.

Введение ФГОС потребовало от нас наряду с традиционными методами поиска активных методов обучения, которые возможно эффективно применить в условиях СКШ.

И мы задались вопросом: «При каких условиях игра станет способом развития у детей с легкой УО способности к проявлению активности в коллективной деятельности при совместном решении общей задачи?»

И пришли к выводу, что игра требует нового формата. Если в нее включить познавательную деятельность, ребенок становится не просто слушателем, а активным участником в решении поисковой задачи. А если - организовать социальное взаимодействие, то игра приобретет уже интерактивный характер, в которой участник игры получит социальный опыт взаимодействия и возможность к самореализации своих возможностей.

Этим условиям отвечает познавательная интерактивная игра.

Познавательные интерактивные игры нами были апробированы на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах. В дальнейшем мы вышли за рамки образовательного учреждения, организовали и провели познавательную интерактивной игру «Умники и Умницы» на областном уровне среди обучающихся 2-4 классов СКШ Иркутской области.

Игра «Умники и Умницы» представляла собой некий модульный конструктор, включала материал, не выходящий за рамки учебной программы.

Задания имели поисковый занимательный характер, подбирались с учетом психофизических особенностей младших школьников 2-4 классов, имели коррекционно-практическую направленность, способствовали применению знаний в новых условиях.

Игра предполагала командное выполнение заданий, требующее проявления активности и применения продуктивного мышления. Ребята находились в условиях ограниченного времени и соревнования.

Независимое жюри оценивало правильность выполнения заданий, слаженную работу в команде, умение сотрудничать, договариваться, соблюдать правила игры.

В процессе игры участники были вовлечены в разные виды активности:

  • Познавательная (при выполнении умственных и занимательных заданий)

  • Социально-коммуникативная (при совместном поиске решений)

  • Физическая (при выполнении динамических пауз, которые проходили также в форме подвижных игр: на внимание «Сколько-столько» и «Звееробика» с движениями под музыку).

В результате на каждом этапе прослеживалось и познавательная активность участников и социальное взаимодействие при решении общих задач.

На 1 этапе «Знакомство» - у участников была возможность проявить индивидуальные качества, творческие способности.

2 Этап «Разминка» проводился в виде блиц-опроса. От участников требовалось проявление быстроты, общей эрудиции, знаний о родном крае, саморегуляции поведения (дослушать задание до конца, не выкрикивать, соблюдать очередность ответа команд).

На 3 и 5 этапах «По страницам сказок», «Математическая мозаика» - участникам нужно было продемонстрировать знания, полученные на разных уроках в новых условиях; проявить умение работать в команде, договариваться, поддерживать и помогать друг другу, проверять полученный результат.

4 этап «В мире профессий» имел социальную направленность, связь с жизнью и был ориентирован на знания доступных профессий.

На этапе «Экологическая задача» дети должны были предложить свое решение проблемы, проявить навыки публичного выступления и импровизации.

На заключительном этапе «Рефлексия» участники смогли выразить свое впечатление, полученное от участия в игре.

А по нашим наблюдениям, на протяжении всей игры участники проявляли познавательную и социальную активность в поиске решений заданий, показали заинтересованность и увлеченность на всех этапах мероприятия.


Таким образом, познавательная интерактивная игра является эффективным способом проявления активности детей с УО (ИН), в рамках игры можно создать специальные условия, разнообразить формы деятельности и организовать специальную образовательную среду для реализации возможностей разностороннего развития и социализации обучающихся с ИН, что в полном объеме отвечает требованиям ФГОС образования данной категории детей.

Независимые наблюдатели отметили практическую значимость и эффективность познавательной интерактивной игры «Умники и Умницы» и целесообразность проведения познавательных интерактивных игр. Участникам понравилось данное мероприятие, и они предложили сделать подобные игры традиционными среди обучающихся СКШ.


Использованные источники информации:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. -1966. -№6. -С.62-76. https://www.dissercat.com/content/formirovanie-igry-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-s-tyazheloi-umstvennoi-otstalostyu

3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974 г.

- 288 с.

4. Авторская методическая разработка «Познавательная интерактивная игра «Умники и Умницы» для обучающихся 2-4 классов СКШ Иркутской области»/Авторы: Безлепкина Е.А., Мишакова О.Н.

5. Материалы сети Интернет (изображения совы и др.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!