СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку обществознания 10 класс: "Познание окружающего мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

1.Теория познания.

2.Научное познание.

     2.1 Задача научного познания.

     2.2 Основные методы (способы) научного познания.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку обществознания 10 класс: "Познание окружающего мира"»

Познание окружающего мира

Познание окружающего мира

Вопросы Теория познания.  Научное познание.  2.1 Задача научного познания.  2.2 Основные методы (способы) научного познания.

Вопросы

  • Теория познания.
  • Научное познание.

2.1 Задача научного познания.

2.2 Основные методы (способы) научного познания.

Знание – сила Ф. Бэкон

Знание – сила Ф. Бэкон

Теория познания Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Источник познания – внешний мир, окружающий человека.

Теория познания

  • Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания.
  • Источник познания – внешний мир, окружающий человека.
Теория познания Формы познания Чувственное познание (познание с помощью чувств) Рациональное познание (познание с помощью разума) находятся в единстве, дополняют друг друга

Теория познания

  • Формы познания
  • Чувственное познание (познание с помощью чувств)
  • Рациональное познание (познание с помощью разума)

находятся в единстве, дополняют друг друга

Чувственное познание Живое непосредственное созерцание: ощущение; восприятие представление Вывод: дает представление об отдельных внешних сторонах вещей

Чувственное познание

  • Живое непосредственное созерцание:
  • ощущение;
  • восприятие
  • представление

Вывод: дает представление об отдельных внешних сторонах вещей

Чувственное познание Восприятие – целостное отражение предметов и явлений при воздействии на органы чувств. Представление – воспроизведение в сознании образа предметов и явлений без чувственного восприятия (на основе припоминания или воображения).

Чувственное познание

  • Восприятие – целостное отражение предметов и явлений при воздействии на органы чувств.
  • Представление – воспроизведение в сознании образа предметов и явлений без чувственного восприятия (на основе припоминания или воображения).
Рациональное познание Абстрактное (логическое) мышление: понятие; суждение; умозаключение. Вывод: раскрывает внутреннюю природу вещей, их сущность, законы их развития

Рациональное познание

  • Абстрактное (логическое) мышление:
  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.

Вывод: раскрывает внутреннюю природу вещей, их сущность, законы их развития

Рациональное познание Понятие – мысль, отражающая существенные, общие свойства, признаки предмета или явления. Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо через связь понятий. Умозаключение - это вывод (следствие) из нескольких логически связанных суждений.

Рациональное познание

  • Понятие – мысль, отражающая существенные, общие свойства, признаки предмета или явления.
  • Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо через связь понятий.
  • Умозаключение - это вывод (следствие) из нескольких логически связанных суждений.
Задание: 1. Что такое сенсуализм? 2. Рационализм?

Задание:

  • 1. Что такое сенсуализм?
  • 2. Рационализм?
Задача научного познания раскрыть внутреннюю природу, сущность предметов и явлений, законы их функционирования и развития

Задача научного познания

раскрыть внутреннюю природу, сущность предметов и явлений, законы их функционирования и развития

Два уровня научного исследования Эмперический (от греч. е mpeiria – опыт) нахождение новых фактов. Теоретический – формулирование общих закономерностей

Два уровня научного исследования

  • Эмперический (от греч. е mpeiria – опыт)

нахождение новых фактов.

Теоретический – формулирование общих закономерностей

Основные методы (способы) научного познания.   Научное наблюдение Эксперимент Моделирование Анализ Синтез Индукция Дедукция Теория

Основные методы (способы) научного познания.

  • Научное наблюдение
  • Эксперимент
  • Моделирование
  • Анализ
  • Синтез
  • Индукция
  • Дедукция
  • Теория
Научное наблюдение Целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их естественном виде (т.е. такими, какие они в  действительности)

Научное наблюдение

Целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их естественном виде (т.е. такими, какие они в действительности)

Эксперимент Исследование в специально созданных, искусственных условиях

Эксперимент

Исследование в специально созданных, искусственных условиях

Моделирование Воспроизводство одного предмета посредством другого (аналогичного ему)

Моделирование

Воспроизводство одного предмета посредством другого (аналогичного ему)

Анализ От греч. «разложение», «расчленение» - расчленение предмета на образующие его элементы, стороны, чтобы понять их место, выделить главное.

Анализ

От греч. «разложение», «расчленение» - расчленение предмета на образующие его элементы, стороны, чтобы понять их место, выделить главное.

Синтез От греч. «соединение»-вещественное или мысленное объединение частей, сторон предмета с целью раскрыть их внутренние связи и присущие предмету закономерности

Синтез

От греч. «соединение»-вещественное или мысленное объединение частей, сторон предмета с целью раскрыть их внутренние связи и присущие предмету закономерности

Индукция Движение мыслей от единичных явлений к общим выводам

Индукция

Движение мыслей от единичных явлений к общим выводам

Дедукция Движение мысли от общего к единичному

Дедукция

Движение мысли от общего к единичному

Дедуктивный метод

Фраза «дедуктивный метод» у каждого из нас вызывает ассоциации с гениальным сыщиком Шерлоком Холмсом. Всемирным помешательством на дедукции, распространившимся по всему цивилизованному миру, мы обязаны Артуру Конан Дойлю - британскому писателю, который создал великого Холмса. Что примечательно, самому писателю тоже приходилось встречаться с поклонниками прославленного метода.

Однажды Конан Дойль приехал в Париж. На вокзале его остановил таксист. — Куда вас доставить, месье Конан Дойль? – поприветствовал он писателя. - Откуда вы меня знаете? – искренне удивился приезжий. - Я применил ваш дедуктивный метод. – Заявил парень. - Во-первых, я вспомнил, что газеты писали о Вашем пребывании на Ривьере, а Вы сошли с марсельского поезда. Во-вторых, покрой костюма у Вас английский, да и манера держаться, как у врача. Ну и, в-третьих, на указательном пальце Вашей правой руки заметно чернильное пятно, следовательно, Вам приходится много писать.

Подобная прозорливость незнакомца очень поразила Конан Дойля. - Да Вы настоящий Шерлок Холмс! – восхитился он.

В ответ на это собеседник добавил, скромно потупив глаза: — Имеется еще одна небольшая деталь. На Вашем чемодане есть наклейка. На ней написано «Конан Дойль».

Теория Логически обоснованная система знаний о целостной группе явлений, о закономерностях существования этой группы явлений

Теория

Логически обоснованная система знаний о целостной группе явлений, о закономерностях существования этой группы явлений

Примеры научных теорий Первый тип описательные эмпирические теории - эволюционная теория Ч. Дарвина, физиологическая теория И. Павлова, различные современные психологические теории  Второй тип научных теорий составляют математизированные научные теории, использующие аппарат и модели математики Обычно эти теории основаны на аксиоматическом методе - наличии ряда базовых аксиом (принципов, принимаемых без доказательств), из которых выводятся все остальные положения теории.

Примеры научных теорий

Первый тип описательные эмпирические теории - эволюционная теория Ч. Дарвина, физиологическая теория И. Павлова, различные современные психологические теории

Второй тип научных теорий составляют математизированные научные теории, использующие аппарат и модели математики

Обычно эти теории основаны на аксиоматическом методе - наличии ряда базовых аксиом (принципов, принимаемых без доказательств), из которых выводятся все остальные положения теории.

Примеры научных теорий Третий тип - дедуктивные теоретические системы. К их построению привела задача обоснования математики. Первой дедуктивной теорией явились «Начала» Евклида, построенные с помощью аксиоматического метода.

Примеры научных теорий

Третий тип - дедуктивные теоретические системы. К их построению привела задача обоснования математики. Первой дедуктивной теорией явились «Начала» Евклида, построенные с помощью аксиоматического метода.

Проверь себя В3 . Установите соответствие между формами познания и их сущностью: в каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Сущность Формы познания А) мысль, отражающая существенные, 1) представление общие свойства, признаки предмета  или явления. Б) воспроизведение в сознании образа предметов 2)понятие и явлений без чувственного восприятия  (на основе припоминания или воображения). В) мысль, утверждающая или отрицающая 3)суждение что-либо через связь понятий. Г) целостное отражение предметов и явлений при воздействии на органы чувств. 4) восприятие

Проверь себя

  • В3 . Установите соответствие между формами познания и их сущностью: в каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Сущность Формы познания

А) мысль, отражающая существенные, 1) представление

общие свойства, признаки предмета

или явления.

Б) воспроизведение в сознании образа предметов 2)понятие

и явлений без чувственного восприятия

(на основе припоминания или воображения).

В) мысль, утверждающая или отрицающая 3)суждение

что-либо через связь понятий.

Г) целостное отражение предметов и явлений

при воздействии на органы чувств. 4) восприятие

Ответ 2134.

Ответ

  • 2134.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!