"Повышение творческой активности всех учащихся, обеспечивающих самореализацию в отдельных видах учебной и социальной деятельности"
Подготовила
учитель изобразительного искусства
и технологии
МБОУ «СШ № 11» а.Старобжегокай
Хаджиева Нуриет Кимовна
Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, "научить учащихся учиться". В современной педагогике все больше намечаются тенденции к технологиям, позволяющим обеспечить общее развитие личности ребенка.
В XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал.
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – в предугадывании результата, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.
Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности в процессе школьного обучения.
Традиционное обучение содержит в основном элементы объяснительно-иллюстративного типа, когда учитель сам ставит проблемы и сам указывает пути их решения. Хотя по новым стандартам ученик сам должен найти пути решения задач и проблем, поставленных перед ним.
Основная цель образования – развитие нравственной, гармонической, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Именно поэтому педагогический процесс при активном сотрудничестве учащихся и учителя должен быть направлен на повышение творческой деятельности и развитие творческих способностей.
Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы. Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий зависит от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания.
Очевидно, в процессе обучения творчеству педагогу приходится принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, предвидеть предполагаемые последствия. Это требует от учителя гибкого подхода, умения скомбинировать свой собственный метод.
Я могу предположить что не по всем предметам, не на всех уроках можно дать такой простор развитию и поддержке творческим способностям детей. Вот на моих уроках изобразительного искусства и технологии можно в полной мере развернуть фантазию и реализовать свои творческие возможности. Что и в основном я предлагаю детям.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования на уроках ИЗО и не привычных работ, поделок на уроках технологии.
На уроках рисования я применяю рисование акварелью с гуашью, кляксографию, технику набрызга, рисование ватой, печать мятой бумагой т.д. А на технологии простор работы еще больше. Это и декупаж, и цветы из салфеток и конфет, топиарии из различных материалов, пластилинография, много работ из природного материала, из обычных компакт дисков, из гофрированной бумаги, плетенные корзиночки и т.д. Здесь даже дети сами придумывают и предлагают из чего и что можно сделать интересного. А если это еще и подарок своим близким, то делают ее с еще большим усердием. На 8 марта все детки с 1 класса по 6 класс сделали поделки своим мамам и некоторые даже бабушкам.
Работая с детьми в этом направлении, я убедилась в том, что работа с необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
А показателем и результатом работы можно считать то, что многие работы постоянно участвуют в районных и республиканских выставках и конкурсах, готовятся подарки к праздникам, что оказывает положительное воздействие на весь коллектив в целом.
Количество наглядного и иллюстрированного материала, сделанного руками учащихся, год от года растет. Большинство поделок дети забирают домой, особенно это подарки к праздникам.
Воспитать творческую личность сложно. С каждым учеником учитель нянчится по-своему. И тем не менее непрекращающийся процесс творчества в человеческой истории доказывает, что при всей своей сложности и нетехнологичности развитие творческой личности – задача вполне разрешимая.
В заключении хочется сказать, что проявление и развитие творческой активности на уроках во многом зависит от окружения, в котором находится ребенок в образовательном учреждении.
Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. Если учитель будет против проявления творческой активности ученика, то творческое начало ребенка может быть подавлено.
Поддержка и развитие творческой активности учащихся могут осуществляться разными путями. Одни приемы и методы будут пригодны для одних детей, другие для других. Учитель должен быть свободен в выборе пути для развития творческой активности своих учеников.
Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ребенка в проявлении творчества. Показывает учащимся, что оригинальность является важной чертой творчества. Поощряет успехи и не задерживает внимания на неудачах. Ошибки ребенка рассматривает, скорее, как накапливаемый им опыт, а не повод для наказания или осмеяния. Климат на уроках должен сводить к минимуму страх учащихся делать ошибки и поддерживать их попытки и старания проявлять творческую активность даже при неудаче.
Атмосфера на уроках должна обеспечивать свободу выражения, вопросы и взаимодействие учащихся. Необходимо планирование учебных ситуаций, вопросов, дискуссий, когда дети знают что их участие приветствуется и ценится.