СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение квалификации педагога по организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения на стажировочной площадке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение квалификации педагога по организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения на стажировочной площадке.

 

Просмотр содержимого документа
«Повышение квалификации педагога по организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения на стажировочной площадке»


УДК 378.014.3


Баранова Галина Анатольевна

канд. пед. наук, доцент

ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»,

г. Тула, РФ


Повышение квалификации педагога по организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения

на стажировочной площадке


Наиболее приоритетным направлением развития современной системы образования выступает инклюзивная практика, которая представляет собой перспективную форму обучения всех детей, так как инклюзивный образовательный процесс предполагает адекватную организацию учебной деятельности, удовлетворяющую образовательные потребности каждого ребенка. Для успешного осуществления инклюзивной практики важно наличие специально подготовленного педагога. Его подготовка требует концептуальных изменений в системе повышения квалификации. Это означает, что профессиональная деятельность педагога инклюзивного образования должна включать различные виды социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной деятельности, будучи направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

Одной из форм повышения квалификации педагогических работников по организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья является стажировочная площадка. Она пред-ставлет собой проектную структуру, основанную на совместной деятельности образовательных учреждений по повышению квалификации учителей посредством включения их в практику образовательного учреждения - носителя актуального опыта и создания условий для проектирования ими собственных вариативных моделей профессиональной деятельности, адаптированных к условиям конкретного образовательного учреждения, на основе изученного инновационного опыта [1, с.11].

Стажировка представляет собой одну из форм повышения квалификации, направленную на формирование и совершенствование профессиональных компетентностей педагогов - стажёров посредством включения их в практику учреждения - носителя актуального опыта. Цели стажировки: проектирование и реализация моделей образовательных систем, обеспечивающих повышение качества начального общего образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках стажировочной площадки осуществляются следующие виды деятельности: проектирование и внедрение моделей психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обеспечивающих современное качество начального общего образования; реализация программ повышения квалификации педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ; внедрение инновационных технологий и моделей сопровождения детей; реализация практико-ориентированных семинаров, направленных на обеспечение психологически грамотного подхода к воспитанию и обучению детей со стороны педагогов и родителей и осуществление профилактики различного рода дидактогений, повышение адаптационных возможностей детей с ОВЗ [1, с.11].

Стажировка осуществляется на основе образовательных программ (модулей) повышения квалификации. Стажировочная площадка может осуществлять свою деятельность в форме очного и дистанционного обучения, с использованием информационно-коммуникационных технологий. В процессе обучения на стажировочных площадках слушатели КПК осуществляют проектирование образовательной деятельности стажировочной площадки в рамках проведения мастер-классов, открытых уроков, внеклассных мероприятий; определяется оснащение стажировочной площадки специализированными учебными комплексами коррекционного, дидактического и компьютерного оборудования для организации коррекционной работы и обучения детей с ОВЗ (в соответствии с рекомендованными Минобрнауки России перечнями оборудования для каждой модели стажировочной площадки); определяется участие в реализации программы деятельности стажировочной площадки как ресурсного центра сетевого взаимодействия в муниципальных и региональной системах образования, обеспечение доступа педагогической общественности к ресурсам образовательных учреждений; проводится организация анализа результатов деятельности стажировочных площадок [1, с.14].

Процесс повышения квалификации в рамках стажировочной площадки предусматривает ознакомление педагогов с целым комплексом профессионально-педагогических знаний, необходимых педагогам по реализации практики инклюзивного образования в условиях начальной школы: знание нормативно-правовых основ инклюзивного образования; ознакомление слушателей с новейшими достижениями в области философии образования, педагогики, психологии и отраслей этих наук по реализации инклюзивной практики в образовательном процессе современной школы.

Профессиональная готовность учителя рассматривается как целостное образование личности, интегрирующее мотивационный, содержательный и операционный компоненты. В процессе повышения квалификации большое внимание уделяется формированию профессиональных компетенций педагога на основе государственных требований и квалификационных стандартов и раскрытии возможностей использовать полученные знания: способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с ОВЗ; готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в образовательном процессе школы с целью успешной социализации детей с ОВЗ; способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования и др.

Нужно подчеркнуть, что наиболее важным условием качества курсовой подготовки на стажировочной площадке является определение содержания обучения, оно должно учитывать потребности педагога и опираться на перечень компетенций, необходимых для осуществления инклюзивной практики. При этом следует учитывать, что инклюзия – это инновация для системы образования, и компетенции, обеспечивающие традиционную практику не идентичны компетенциям, необходимым для реализации инновационного подхода. В этом аспекте наиболее важным будет владение навыками организации: взаимодействия в детском коллективе; взаимо-действия с родителями; командного взаимодействия; исследовательской деятельности; проектной деятельности и др. Для точного определения перечня необходимых компетенций целесообразно использовать метод профессиографирования, что позволит создать некоторую обобщенную эталонную модель специалиста и, в соответствии с этим, определить содержание его подготовки. Формирование подобных компетенций возможно при широком использовании компетентностно-ориентированных технологий: ролевых игр, ИКТ, технологий проектирования и т.д. При такой организации учебных занятий акцент делается на активную самостоятельную работу, конструирование педагогами своих знаний [2, с.64].

В процессе повышения квалификации слушатели изучают: теоретические, нормативно-правовые основы инклюзивного образования; актуальные проблемы психологического сопровождения образовательной деятельности в условиях инклюзивной практики; методические аспекты инклюзивного образования в условиях начальной школы.

Особое внимание в процессе курсовой подготовки уделяется изучению научно-методических аспектов инклюзивного образования в условиях начальной школы, раскрывается содержание следующих вопросов: современные педагогические технологии: личностноориентированного, развивающего, адаптивного, разноуровневого обучения; технологии дистанционного обучения детей с ОВЗ; технологии составления индивидуальных программ обучения детей с ОВЗ; технологии разработки маршрута индивидуального сопровождения; технологии диагностики детей с ОВЗ и проведения мониторинговых наблюдений; технологии тьюторской психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ в условиях начальной школы [2, с.64]. Кроме этого на учебных занятиях рассматриваются вопросы по планированию, организации коррекционно-педагогического процесса в работе с детьми с ОВЗ в условиях начальной школы; формы, методы и приемы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования; раскрывается специфика проектирования инклюзивного урока.


Список использованной литературы:

1. Баранова Г.А. – Подготовка учителя к организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ОВЗ // В сборнике: Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XXIV Международной научно-практической конференции. – М.: Научно-информационный издатель-ский центр «Институт стратегических исследований». – 2015. – С. 11, 14.

2. Баранова Г.А. – Повышение профессионального уровня педагога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. –2015. – № 10-3. – С. 64.

3. Малофеев Н.Н., Никольская О.С. – Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – М. – 2010. – № 5. – С. 6-11.

© Г.А. Баранова, 2016



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!