«
« Желаемые результаты – это достижение правильно
поставленных целей, среди которых
главная – повышение качества образования…»
Вадим Сергеевич Аванесов
Качество образования – это соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации соответствующей образовательной программы. (Слайд 3).
Составляющие качества образования:
качество обученности школьников по образовательным областям;
качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);
качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);
качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);
качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе). (Слайд 4).
Главная цель введения ФГОС НОО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Работа учителя - логопеда в рамках ФГОС НОО заключается в следующем:
Деятельностный подход при коррекции нарушений устной и письменной речи с учётом программного содержания обучения (формирование УУД). Перед учителем-логопедом стоит задача не только корригировать речевой дефект, но и добиваться развития детей с нарушением речи через всевозможные виды деятельности.
Оказание коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (русский язык, литературное чтение)
Предупреждение трудностей обучающихся по достижению метапредметных и личностных результатов
Использование современных образовательных технологий при реализации программы коррекционной работы
Организация деятельности учителя – логопеда с учётом самоменеджмента (управление профессиональной деятельностью, процессом личностного и профессионального самосовершенствования и развития) (Слайд 5).
Цель логопедического сопровождения ребенка в условиях ФГОС - это выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.
Задача логопедического сопровождения – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. (Слайд 6).
Логопедическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и просветительских мероприятий.
Для повышения качества образования обучающихся в условиях введения ФГОС в своей работе я использую современные инновационные технологии, новые формы организации и проведения коррекционных занятий.
На сегодняшний день существуют различные технологии в работе логопеда, которые способствуют эффективному речевому развитию ребенка и коррекции имеющихся нарушений.
Логопедические технологии – это совокупность различных упражнений и приемов, которые реализуются в определенной последовательности и ориентированы на устранение, либо сглаживание разнообразных речевых дефектов.
Технологии можно условно разделить на 2 группы – традиционные и инновационные. К традиционным относятся следующие технологии:
логопедического обследования.
коррекции звукопроизношения;
постановки речевого дыхания при различных отклонениях в произношении;
коррекции голоса при разных нарушениях произносительной стороны речи;
постановки интонации и темпа речи;
постановки ритмики речи;
развития лексико-грамматической стороны речи;
логопедического массажа.
Уход от традиционного занятия и введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и том уровне, который соответствует его способностям.
Сейчас на помощь формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности пришли новые педагогические технологии:
- личностно-ориентированная;
- технология уровневой дифференциации;
- проблемное обучение;
- игровые;
- ИКТ;
- здоровьесберегающие;
- и другие.
В своей практике я использую следующие современные инновационные технологии или их элементы:
Информационно- коммуникационные технологии
Проектно-исследовательские технологии
Арт-терапевтические (игровые) технологии
Технологии уровневой дифференциации
Технологии проблемного обучения
Здоровьесберегающие технологии (Слайд 7).
Информационно- коммуникационные технологии.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс современных методов и технических средств сбора, хранения, обработки и передачи информации, которая расширяет знания людей и создаёт возможности всестороннего развития личности.
Логопедическая работа по коррекции речевых нарушений с применением интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий осуществляется по следующим направлениям:
развитие слухового внимания;
активизация артикуляционного аппарата;
развитие фонематического слуха;
формирование правильного звукопроизношения;
уточнение, обогащение и активизация словаря;
коррекция грамматического строя речи;
развитие связной речи. (Слайд 8).
Применение компьютерных технологий позволяет:
оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков;
повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы школьников.
Занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий - это интересно, наглядно, эстетично, информативно, интерактивно, рационально по времени для учителя и ученика, личностно-ориентировано, что соответствует требованиям ФГОС.
Проектно-исследовательские технологии
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. (Слайд 9).
Проектная деятельность позволяет повысить эффективность работы по коррекции речевых нарушений, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, повышает мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности. (Слайд 10)
В копилке логопедического кабинета появились: творческие проекты: «Для чего придумывали чистоговорки», «Мои любимые загадки», «Синонимы», «Волшебные слова»; исследовательский проект «Могут ли суффиксы быть волшебниками».
Итогом выполнения данных работ стали: книжки малышки, словарик синонимов, сборник чистоговорок.
Арт-терапевтические технологии
Цель: гармоническое развитие ребенка, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь ребенку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Актуальность арт - терапии:
поддержание интереса ребенка к занятиям;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи;
улучшение межполушарных связей коры головного мозга (КГМ) за счет одновременной работы его моторной и речедвигательной зоны и, как следствие, улучшение качества и скорости коррекции речевых нарушений. (Слайд 11).
Цель: гармоническое развитие ребенка, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь ребенку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Направления арт-терапии:
ИЗОТЕРАПИЯ (нетрадиционные техники рисования)
КРЕАТИВНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ (песочная терапия)
ТЕСТОПЛАСТИКА
СКАЗКОТЕРАПИЯ
КУКЛОТЕРАПИЯ И МН.ДРУГИЕ (Слайд 12).
Технология уровневой дифференциации
В последние годы на занятия к логопеду все чаще поступают дети, у которых, наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, поведением. Процесс коррекции у таких детей идет длительно.
Эти дети испытывают значительные трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям. Причем во многих случаях общая оценка интеллектуального развития подобного контингента детей может и не выходить за пределы средненормативных показателей.
Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не может выполнять многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала.
В связи с этим особую значимость приобретает использование технологии дифференцированного (разноуровневого) обучения.
Технология дифференцированного (разноуровневого) обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого ребёнка.
Разноуровневые технологии для детей делают процесс обучения интересным, повышают познавательную активность и учебную мотивацию, исключают перегрузки, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. (Слайд 13).
Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достичь максимальных успехов не только в речевых нарушениях, но и в общем оздоровлении детей. Кроме того, используя эти методы и приемы, занятия становятся более интереснее и разнообразнее. Таким образом, возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
На своих логопедических занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий, среди которых:
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- гимнастика для глаз:
- пальчиковая гимнастика;
- массаж и самомассаж;
- физкультминутки;
- логоритмика;
- мышечная релаксация. (Слайд 14).
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно принять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение занятия с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований; оздоровительные моменты и смены видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность.
Таким образом, использование новых педагогических технологий на логопедических занятиях, сотрудничество учителя и учащихся способствует повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого обучающегося, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности.
Своевременная коррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов, способствует повышению качества образования и тем самым готовит эту категорию обучающихся к дальнейшему обучению в средней и старшей школе, что является важнейшим условием их интеграции в систему общего образования.