СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение качества образования обучающихся учителем-логопедом в условиях введения ФГОС.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на заседании педагогического совета по теме: "Повышение качества образования обучающихся учителем-логопедом в условиях введения ФГОС".

Просмотр содержимого документа
«Повышение качества образования обучающихся учителем-логопедом в условиях введения ФГОС.»

«

« Желаемые результаты – это достижение правильно

поставленных целей, среди которых

главная – повышение качества образования…»

Вадим Сергеевич Аванесов


Качество образования – это соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации соответствующей образовательной программы. (Слайд 3).

Составляющие качества образования:

  • качество обученности школьников по образовательным областям;

  • качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);

  • качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);

  • качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);

  • качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе). (Слайд 4).


Главная цель введения ФГОС НОО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Работа учителя - логопеда в рамках ФГОС НОО заключается в следующем:

Деятельностный подход при коррекции нарушений устной и письменной речи с учётом программного содержания обучения (формирование УУД). Перед учителем-логопедом стоит задача не только корригировать речевой дефект, но и добиваться развития детей с нарушением речи через всевозможные виды деятельности.

Оказание коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (русский язык, литературное чтение)

Предупреждение трудностей обучающихся по достижению метапредметных и личностных результатов

Использование современных образовательных технологий при реализации программы коррекционной работы

Организация деятельности учителя – логопеда с учётом самоменеджмента (управление профессиональной деятельностью, процессом личностного и профессионального самосовершенствования и развития) (Слайд 5).

Цель логопедического сопровождения ребенка в условиях ФГОС - это выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.

Задача логопедического сопровождения – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. (Слайд 6).

Логопедическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и просветительских мероприятий.

Для повышения качества образования обучающихся в условиях введения ФГОС в своей работе я использую современные инновационные технологии, новые формы организации и проведения коррекционных занятий.

На сегодняшний день существуют различные технологии в работе логопеда, которые способствуют эффективному речевому развитию ребенка и коррекции имеющихся нарушений.

Логопедические технологии – это совокупность различных упражнений и приемов, которые реализуются в определенной последовательности и ориентированы на устранение, либо сглаживание разнообразных речевых дефектов.

Технологии можно условно разделить на 2 группы – традиционные и инновационные. К традиционным относятся следующие технологии:

  • логопедического обследования.

  • коррекции звукопроизношения;

  • постановки речевого дыхания при различных отклонениях в произношении;

  • коррекции голоса при разных нарушениях произносительной стороны речи;

  • постановки интонации и темпа речи;

  • постановки ритмики речи;

  • развития лексико-грамматической стороны речи;

  • логопедического массажа.

Уход от традиционного занятия и введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и том уровне, который соответствует его способностям.

Сейчас на помощь формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности пришли новые педагогические технологии:

- личностно-ориентированная;

- технология уровневой дифференциации;

- проблемное обучение;

- игровые;

- ИКТ;

- здоровьесберегающие;

- и другие.

В своей практике я использую следующие современные инновационные технологии или их элементы:

Информационно- коммуникационные технологии

Проектно-исследовательские технологии

Арт-терапевтические (игровые) технологии

Технологии уровневой дифференциации

Технологии проблемного обучения

Здоровьесберегающие технологии (Слайд 7).

Информационно- коммуникационные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс современных методов и технических средств сбора, хранения, обработки и передачи информации, которая расширяет знания людей и создаёт возможности всестороннего развития личности.

Логопедическая работа по коррекции речевых нарушений с применением интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий осуществляется по следующим направлениям:

  • развитие слухового внимания;

  • активизация артикуляционного аппарата;

  • развитие фонематического слуха;

  • формирование правильного звукопроизношения;

  • уточнение, обогащение и активизация словаря;

  • коррекция грамматического строя речи;

  • развитие связной речи. (Слайд 8).

Применение компьютерных технологий позволяет:

  • оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков;

  • повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы школьников.

Занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий - это интересно, наглядно, эстетично, информативно, интерактивно, рационально по времени для учителя и ученика, личностно-ориентировано, что соответствует требованиям ФГОС.

Проектно-исследовательские технологии

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. (Слайд 9).

Проектная деятельность позволяет повысить эффективность работы по коррекции речевых нарушений, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, повышает мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности. (Слайд 10)

В копилке логопедического кабинета появились: творческие проекты: «Для чего придумывали чистоговорки», «Мои любимые загадки», «Синонимы», «Волшебные слова»; исследовательский проект «Могут ли суффиксы быть волшебниками».
Итогом выполнения данных работ стали: книжки малышки, словарик синонимов, сборник чистоговорок.

Арт-терапевтические технологии

Цель: гармоническое развитие ребенка, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.

В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь ребенку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.

Актуальность арт - терапии:

  • поддержание интереса ребенка к занятиям;

  • развитие мелкой моторики пальцев рук;

  • развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи;

  • улучшение межполушарных связей коры головного мозга (КГМ) за счет одновременной работы его моторной и речедвигательной зоны и, как следствие, улучшение качества и скорости коррекции речевых нарушений. (Слайд 11).

  • Цель: гармоническое развитие ребенка, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.

  • В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь ребенку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.

Направления арт-терапии:

ИЗОТЕРАПИЯ (нетрадиционные техники рисования)

КРЕАТИВНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ (песочная терапия)

ТЕСТОПЛАСТИКА

СКАЗКОТЕРАПИЯ

КУКЛОТЕРАПИЯ И МН.ДРУГИЕ (Слайд 12).


Технология уровневой дифференциации

В последние годы на занятия к логопеду все чаще поступают дети, у которых, наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, поведением. Процесс коррекции у таких детей идет длительно.

Эти дети испытывают значительные трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям. Причем во многих случаях общая оценка интеллектуального развития подобного контингента детей может и не выходить за пределы средненормативных показателей.

 Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не может выполнять многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала.

В связи с этим особую значимость приобретает использование технологии дифференцированного (разноуровневого) обучения.

Технология дифференцированного (разноуровневого) обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого ребёнка.

Разноуровневые технологии для детей делают процесс обучения интересным, повышают познавательную активность и учебную мотивацию, исключают перегрузки, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. (Слайд 13).

Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достичь максимальных успехов не только в речевых нарушениях, но и в общем оздоровлении детей. Кроме того, используя эти методы и приемы, занятия становятся более интереснее и разнообразнее. Таким образом, возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

    На своих  логопедических занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий, среди которых:

- дыхательная гимнастика;

- артикуляционная гимнастика;

- гимнастика для глаз:

- пальчиковая гимнастика;

- массаж и самомассаж;

- физкультминутки;

- логоритмика;

- мышечная релаксация. (Слайд 14).

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно принять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение занятия с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований; оздоровительные моменты и смены видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность.

Таким образом, использование новых педагогических технологий на логопедических занятиях, сотрудничество учителя и учащихся способствует повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого обучающегося, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности.

Своевременная коррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов, способствует повышению качества образования и тем самым готовит эту категорию обучающихся к дальнейшему обучению в средней и старшей школе, что является важнейшим условием их интеграции в систему общего образования.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!