СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение эффективности урока биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен материал по повышению эффективности урока биологии.

Просмотр содержимого документа
«Повышение эффективности урока биологии»

Захарова Зоя Васильевна учитель биологии. МБОУ «Райковская СОШ»

Обобщение по теме самообразования: «Повышение эффективности урока биологии»

Сделать урок интересным.

Урок - основная форма организации учебно-воспитательной работы, и в создании творческой атмосферы его важное значение имеет эмоциональное восприятие детьми учебного материала. Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием учителя и в значительной мере зависит от его личности, увлеченности, эрудиции, педагогического опыта. Творческое применение имеющегося в распоряжении учителя арсенала средств и методов обучения, позволяет каждому создать свою систему работы. Более 30 лет я работаю в Райковской средней школе, за это время накопился немалый опыт работы, которым я хочу поделиться. При подготовке к уроку я стараюсь подобрать такой материал, который не оставил бы ребят равнодушными, создал эмоциональный настрой, вызвал интерес к предмету, что является источником повышения эффективности урока. Очень важно как пройдут первые уроки. Это и начало года, и начало новой темы. Поэтому я применяю самые разные методы и приемы, что повышает интерес к предмету и улучшает качество знаний, но самое главное: учитель не должен быть пассивным, его эмоциональный настрой - это настрой класса. Учитель может обладать многими качествами, но черствый, сухой, жестокий человек не может быть учителем. Конечно, не надо путать это с учительской требовательностью. Я считаю, что необходимо выработать у себя привычку смотреть на учебный материал глазами ребят и увидеть все возможные барьеры. Постоянное самосовершенствование. Если учитель не читает, не следует за новинками, не внедряет их в практику, он не интересен для ребят. Сейчас очень много новых методов в работе, чередуя их можно добиться хороших результатов. Одной из важнейших задач учителя считают не надо работать в режиме вне личностного обучения, то есть идти от возможностей ребенка к программе, они от программы к ребёнку, считая всех детей одинаковыми Любая методика или технология подбирается под возможности и особенности ребёнка, то есть без диагностики детей работать нельзя и высокого качества не получишь. Левополушарные и правополушарные или смешанного типа восприятия аудиалы, визуалы, кинестетики, умеет обобщать, выделять главное сравнивать, классифицировать. Различие детей по темпераменту - холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Самая главное часть урока : обобщение и закрепление.

Существует масса самых разных технологий. Образовательные технологии - лекции, семинары, лабораторные работы, опорный конспект, программированное обучение, коллективная творческая деятельность, метод проектов, модульные технологии, тренинговые технологии.

Коммуникативно диагностические техники учителя Это монолог информационный, фронтальный, индивидуальный, опрос, показ, инструктирование , моделирование, организации самостоятельной работы учащихся.

Методы обучения - это прежде всего объяснительно-иллюстративный , эвристический, проблемный исследовательский, проектно творческий креативный.


Урок-конференция, урок-семинар.

В своей работе я часто использую эти уроки, они вызывают интерес у учащегося. Эти уроки дополнительная работа для учителя, но результат стоит того. Семинар в отличие от конференции охватывает менее широкий круг вопросов. В основу семинара может лечь изучение какого-либо одного наибольшего вопроса (Человек и окружающая среда, гигиена кожи). Семинару могут предшествовать лекции. Конференция преследует несколько задач, главное: активизация познавательной деятельности, активности, самостоятельная работа с дополнительной литературой, интернет ресурсами. Как правило урок-конференция носит занимательный характер, что удерживает интерес к нему.

Подготовка.

За 2 недели, иногда за месяц учащиеся получают вопросы для подготовки к сообщению. Рекомендуется литература. Учащиеся могут составлять планы, писать конспекты, создавать презентации.. Часто в роли ведущего я выступаю сама. Когда урок носит игровой характер, ведущим может быть один из учащихся. На такой конференции присутствуют "академики" , "руководители научных учреждений", "корреспонденты".

Темы урока конференции: «Млекопитающие Хакасии», «Природа- лучшая аптека», «Курение - фактор риска».

В десятом классе ежегодно провожу урок «Победа Ч. Дарвина» с элементами спектакля. Занятия такого рода полезны, вызывают интерес к науке, посильное участие всех в подготовке, проведение исследований в виде докладов, рефератов, оживляют процесс обучения, способствуют повышению качества знаний и умений учащегося. И пресс-конференции, и симпозиумы, и семинары, и лекции органически вписываются в целостную систему обучения. Расширяет кругозор учителя.

Дети очень любят обобщающие уроки, где каждый ученик имеет возможность показать свои знания. По своей форме обобщающие уроки очень разнообразны. Это КВН "Птицы - друзья наши верные", путешествие "по странам и континентам", "Следствие ведут знатоки" и многое другое. Одной из любимейших форм обучения биологии, позволяющей изучать объекты, явления и закономерности непосредственно в природе является экскурсия. И не надо их бояться, как правило, дети послушны и любознательны именно на природе. Здесь проявляется творческая работа ребят, результатом которой является сочинение, стихи, рисунки и прекрасные поделки. Мыслительная деятельность ребят развивается при разгадывании кроссвордов. Это и отдых и приятный труд и проверка знаний. Проверка знаний - одна из важных проблем, в ходе которой выявляются достижения школьников и их проблемы. Чем чаще ученик отвечает, тем интересней ему учиться и наоборот, чем больше ученик готов отвечать, а его не спросили, у него возникает ощущение, что он учил напрасно. Поэтому кроме основного опроса, я часто применяю биологические диктанты, тесты. Только ежедневный контроль помогает выявлять тех детей, которые что-то не доработали и помочь им. Сотрудничество с учащимся возможно только при уважение друг другу, когда идёт свободный обмен мнениями. Несмотря на появление новых форм и методов обучения, роль словесного метода не уменьшается, ибо ничто не заменит учительского слова и не создаст эмоционально-нравственную атмосферу урока, которую создает рассказ учителя. Я не ставлю двоек, считаю: сегодня не получилось, получится завтра. Главное не погубить у ребенка чувство самоуважения. Главная цель применения разнообразных методов контроля - не погоня за большим количеством оценок, а стремление не только оценить, но расширить, улучшить, углубить знания и вызвать интерес к предмету. Считаю, что трудно добиться прочных знаний, если у ребят нет интереса к предмету и изучаемому материалу. Любовь к природе, как и другая любовь не приходит сама, ее воспитание невозможно без экологического и нравственного, поэтому в своей работе я часто использую стихи, убеждена, что многие биологические явления, закономерности описаны поэтами лучше. Часто строчки поэзии становятся эпиграфом к уроку.

Р. Гамзатов. Порою делает вино, что сабле не дано.…….

Пословицы и поговорки также могут стать надежным средством воспитания у детей любви к природе , бережному отношению к ней. (Не плюй в колодец пригодится водицы напиться).

Для того чтобы отгадать загадку, надо знать хорошо тот или иной учебный материал. Использую загадки при закреплении, а ведь закрепление - необходимое условие прочного усвоения нового материала. Закрепление не должно сводиться к простому повторению, оно должно быть развивающим, углубляющим и дополняющим ранее изученное. Закрепление не должно приурочиваться к концу урока, когда дети устали, внимание ослаблено, а если это и так, то вот тут-то и помогут загадки, пословицы и стихи. Считаю, что сочетание науки и искусства даст хороший результат. Использую на уроках работы художников Саврасова,. Куиджи, Шишкина, Левитана. То есть сложилось система использования на уроках биологии произведений различных видов искусства, выливается в девиз: "Через красивое к человечному".

Домашнее задание.

Условия для успешной работы учащегося дома необходимо создавать на уроке. Все перечисленные методы и приемы позволяют усвоить детям на уроке основное, наконец важна четкость домашнего задания , его объём, обучение способов его выполнения и, конечно, систематическая его проверка. Много внимания я уделяю внеклассной работе. Это предметные недели, где участвуют все классы, работа "Зеленого патруля". Все эти мероприятия развивают интерес к предмету.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!