Человек и общество
1. Понятие малой группы. Положение человека в малой группе
Ближайшее окружение человека включает малую группу и межличностные отношения
Малая группа – группа из двух или более человек, объединенных одной целью, схожими интересами и потребностями в совместной деятельности и общении, находящихся в непосредственном контакте друг с другом
Основные признаки малой группы
- прямое взаимодействие членов группы, их личное знакомство
- совместная деятельность по достижению общей цели
- небольшое число участников (от 2-3 до 20-25 чел.)
- особые групповые ценности и нормы
Классификация малых групп
Критерий
Виды групп
Совместная деятельность
Производственные, учебные, семейные, спортивные, др.
Длительность сущест-вования
Постоянные и временные
Характер отношений между членами группы
Формальные (официальные), неформальные (неофициаль-ные)
Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы
Циклы жизнедеятельности малой группы
Функциони-
Образо-
Стагнация
рование
(застой)
вание
Регресс
Распад
Развитие
Статус – положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права и обязанности, привилегии
Критерии социального статуса:
- собственность
- уровень дохода
- образ жизни
- отношения между людьми в системе общественного разделения труда
- место человека в иерархии политической системы
- уровень образования
- этническое происхождение, др.
Роль – способ поведения, определяемый статусом человека (зависит от характера деятельности группы)
Постоянные роли, закрепленные за человеком:
- работник
- член семьи
- гражданин, др.
Лидер
– член группы, за которым признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях и нести ответственность
- наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании в группе
Групповые нормы – совокупность правил и требований, которые вырабатываются реаль-но функционирующей общностью и играют роль средства регуляции поведения данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения
Санкции – последствия в отношении членов группы, не признающих или нарушающих её нормы
Виды санкций
- осуждение
- внушение
- исключение, др.
Воздействие малой группы на человека
Положительное
Отрицательное
- уверенность в себе
- положительные эмоции, необходимые для развития человека
- информация, формирую-щая восприятие себя и пра-вильную самооценку
- обретение коммуника-тивных умений
- приучает выполнять социальные нормы
- групповой эгоизм – достижение целей группы за счет ущемления интересов отдельных её членов в ущерб интересов всего общества
- конформность (конформизм) – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, которая проявляется в изме-нении поведения и установок по сравнению с позицией большинст-ва, которую он первоначально не разделял
Конформист – человек, который осознанно расходится в мнениях с окружающими людьми, но тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений
Способы реагирования человека на давление группы
Способ
Характеристика
Внушаемость
- человек бессознательно принимает ли-нию поведения, мнение группы
Конформизм
- осознанное внешние согласие при внутреннем расхождении с мнением группы
Коллективизм
- сознательное согласие с мнением группы
- принятие и активное отстаивание её ценностей, норм, идеалов
2. Межличностные отношения
Межличностные отношения – взаимосвязи человека с окружающими его людьми:
- с другим человеком
- с группой (большой или малой)
Система взаимосвязи
Взаимодейст-вие
Взаимопони-мание
Взаимовоспри-ятие
- понимание на основе взаимности, понимание друг друга
- восприятие одним человеком других людей
Виды межличностных отношений
Вид
Характеристика
Деловые (офи-циальные)
Личные (неофи-циальные)
- с соблюдением каких-либо формальностей, правил
- с официальным лицом
- складываются между людьми на основе частных взаимоотношений, вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами
Межличностные отношения
Чувства людей - эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам
Сближающие (симпатия) - внутреннее расположение, привлекательность человека
Разъединяющие (антипатия) - внутреннее недовольство человеком, неудовлетворенность его поведением
- готовность к совместным усилиям и совместным действиям
- отсутствие стремления к сотрудничеству
Формы межличностных отношений
Условия возникновения
Примеры
Деловые или личные
Взаимная тяга, сим-патия, стремление к контакту, общению
- I уровень: «знаю в лицо, узнаю» - широкий круг людей
- II уровень: «приветствую» – только при взаимном узнавании
- III уровень: «приветствую и разговари-ваю на общие темы»
- приятельские отношения (приятельство)
Деловые связи, об-щая цель, средства и результаты общей деятельности
- отношения товарищества (товари-щество)
Взаимная симпатия, общность инте-ресов, взаимопомощь, верность, внутренняя близость, откровенность, доверие
Благородные чувства, высокая мо-раль, самоотверженность, готов-ность сделать все возможное для благополучия любимого человека, ответственность
3. Общение
Общение
– в широком смысле слова: взаимные отно-шения, деловая или дружеская связь между людьми
- в узком смысле слова: вид деятельности, при которой происходит обмен информацией, иде-ями, оценками, чувствами, конкретными дейст-виями
- обычно включено в практическое взаимодействие людей:
- совместный труд
- учение
- коллективная игра, др.
Структура общения
Субъекты – те, кто обмениваются информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями
Реальный
Воображаемый
Иллюзорный
- существующий в жизни (мать, друг, директор, др.)
- существующий в воображении ( ли-тературные герои)
- тот, на кого пе-реносят свойства реального субъек-та (Чебурашка, Лосяш, др.)
Цель – то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
Содержание – информация, идеи, оценка, чувства, которые передаются в межличностных контактах от одного человека к другому
Средства – способы общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета, др.)
Процессы, составляющие процесс общения
Обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия
Обмен информацией, её уточнение, обогащение
Восприятие и понимание партнера, его психологических особенностей его поведения
Виды общения
Вид
Познавательное
Характеристика
Деловое
Интимно-личностное
- средство достижения деловой цели
- само общение выступает как цель
Функции общения
- формирует и развивает межличностные отношения, является условием становления человека как личности
- способствует познанию людьми друг друга
- осуществляет определенное воздействие на психическое состояние человека
- возможность выразить причастность человека к группе: «Я – свой» или «Я – чужой»
- способствует организации совместной деятельности людей
Культура общения – установленный порядок поведения в обществе, направленный на целе-направленное взаимодействие людей на основе адекватного выбора, использования средств общения, который выражен главным образов в устной и письменной речи
Культура общения
Наличие доверия к тому, с кем общаешься
Наличие уважения к тому, с кем общаешься
Отказ от навязывания своих вкусов, привычек, предпочтений другому
Демонстрация уступчивости в общении
Внимание к собеседнику
Владение культурой речи
Источники:
https://studopedia.ru/7_161999_ponyatie-i-sushchnost-kulturi-obshcheniya.html https://spravochnick.ru/psihologiya/vvedenie_v_socialnuyu_psihologiyu/mezhlichnostnye_otnosheniya/
https://studwork.org/spravochnik/sociologiya/malye-socialnye-gruppy https://studwood.ru/1883051/psihologiya/gruppovye_normy