СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в системе социальных отношений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку повторени.

Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в системе социальных отношений"»

Человек и общество

Человек и общество

1. Понятие малой группы. Положение человека в малой группе Ближайшее  окружение  человека включает малую группу и межличностные отношения Малая группа – группа из двух или более человек, объединенных одной целью, схожими интересами и потребностями в совместной деятельности и общении, находящихся в непосредственном контакте друг с другом

1. Понятие малой группы. Положение человека в малой группе

Ближайшее окружение человека включает малую группу и межличностные отношения

Малая группа – группа из двух или более человек, объединенных одной целью, схожими интересами и потребностями в совместной деятельности и общении, находящихся в непосредственном контакте друг с другом

Основные признаки малой группы  прямое взаимодействие членов группы, их личное знакомство  совместная деятельность по достижению общей цели  небольшое число участников (от 2-3 до 20-25 чел.)  особые групповые ценности и нормы  эмоциональные отношения

Основные признаки малой группы

  • прямое взаимодействие членов группы, их личное знакомство
  • совместная деятельность по достижению общей цели
  • небольшое число участников (от 2-3 до 20-25 чел.)
  • особые групповые ценности и нормы
  • эмоциональные отношения
Классификация малых групп Критерий Виды групп Совместная деятельность Производственные, учебные, семейные, спортивные, др. Длительность сущест-вования Постоянные и временные Характер отношений между членами группы Формальные (официальные), неформальные (неофициаль-ные)

Классификация малых групп

Критерий

Виды групп

Совместная деятельность

Производственные, учебные, семейные, спортивные, др.

Длительность сущест-вования

Постоянные и временные

Характер отношений между членами группы

Формальные (официальные), неформальные (неофициаль-ные)

Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы Циклы жизнедеятельности малой группы Функциони- Образо- Стагнация рование  (застой) вание Регресс Распад Развитие

Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы

Циклы жизнедеятельности малой группы

Функциони-

Образо-

Стагнация

рование

(застой)

вание

Регресс

Распад

Развитие

Статус – положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права и обязанности, привилегии Критерии социального статуса:  собственность  уровень дохода  образ жизни  отношения между людьми в системе общественного разделения труда  место человека в иерархии политической системы  уровень образования этническое происхождение, др.

Статус – положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права и обязанности, привилегии

Критерии социального статуса:

  • собственность
  • уровень дохода
  • образ жизни
  • отношения между людьми в системе общественного разделения труда
  • место человека в иерархии политической системы
  • уровень образования
  • этническое происхождение, др.
Роль – способ поведения, определяемый статусом человека (зависит от характера деятельности группы) Постоянные роли, закрепленные за человеком:  работник  член семьи  гражданин, др. Лидер – член группы, за которым признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях и нести ответственность - наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании в группе

Роль – способ поведения, определяемый статусом человека (зависит от характера деятельности группы)

Постоянные роли, закрепленные за человеком:

  • работник
  • член семьи
  • гражданин, др.

Лидер

член группы, за которым признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях и нести ответственность

- наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании в группе

Групповые нормы – совокупность правил и требований, которые вырабатываются реаль-но функционирующей общностью и играют роль средства регуляции поведения данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения Санкции – последствия в отношении членов группы, не признающих или нарушающих её нормы Виды санкций  осуждение  внушение  исключение, др.

Групповые нормы – совокупность правил и требований, которые вырабатываются реаль-но функционирующей общностью и играют роль средства регуляции поведения данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения

Санкции – последствия в отношении членов группы, не признающих или нарушающих её нормы

Виды санкций

  • осуждение
  • внушение
  • исключение, др.
Воздействие малой группы на человека Положительное Отрицательное  уверенность в себе  положительные эмоции, необходимые для развития человека  информация, формирую-щая восприятие себя и пра-вильную самооценку  обретение коммуника-тивных умений  приучает выполнять социальные нормы - групповой эгоизм – достижение целей группы за счет ущемления интересов отдельных её членов в ущерб интересов всего общества  конформность (конформизм) – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, которая проявляется в изме-нении поведения и установок по сравнению с позицией большинст-ва, которую он первоначально не разделял Конформист – человек, который осознанно расходится в мнениях с окружающими людьми, но тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений

Воздействие малой группы на человека

Положительное

Отрицательное

  • уверенность в себе
  • положительные эмоции, необходимые для развития человека
  • информация, формирую-щая восприятие себя и пра-вильную самооценку
  • обретение коммуника-тивных умений
  • приучает выполнять социальные нормы

- групповой эгоизм – достижение целей группы за счет ущемления интересов отдельных её членов в ущерб интересов всего общества

  • конформность (конформизм) – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, которая проявляется в изме-нении поведения и установок по сравнению с позицией большинст-ва, которую он первоначально не разделял

Конформист – человек, который осознанно расходится в мнениях с окружающими людьми, но тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений

Способы реагирования человека на давление группы Способ Характеристика Внушаемость  человек бессознательно принимает ли-нию поведения, мнение группы Конформизм  осознанное внешние согласие при внутреннем расхождении с мнением группы Коллективизм  сознательное согласие с мнением группы  принятие и активное отстаивание её ценностей, норм, идеалов

Способы реагирования человека на давление группы

Способ

Характеристика

Внушаемость

  • человек бессознательно принимает ли-нию поведения, мнение группы

Конформизм

  • осознанное внешние согласие при внутреннем расхождении с мнением группы

Коллективизм

  • сознательное согласие с мнением группы
  • принятие и активное отстаивание её ценностей, норм, идеалов
2. Межличностные отношения Межличностные отношения – взаимосвязи человека с окружающими его людьми:  с другим человеком  с группой (большой или малой) Система взаимосвязи Взаимодейст-вие Взаимопони-мание Взаимовоспри-ятие  согласованность действий  понимание на основе взаимности, понимание друг друга  восприятие одним человеком других людей

2. Межличностные отношения

Межличностные отношения – взаимосвязи человека с окружающими его людьми:

  • с другим человеком
  • с группой (большой или малой)

Система взаимосвязи

Взаимодейст-вие

Взаимопони-мание

Взаимовоспри-ятие

  • согласованность действий
  • понимание на основе взаимности, понимание друг друга
  • восприятие одним человеком других людей
Виды межличностных отношений Вид Характеристика Деловые (офи-циальные)  связаны Личные (неофи-циальные)  с соблюдением каких-либо формальностей, правил  с официальным лицом  складываются между людьми на основе частных взаимоотношений, вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами

Виды межличностных отношений

Вид

Характеристика

Деловые (офи-циальные)

  • связаны

Личные (неофи-циальные)

  • с соблюдением каких-либо формальностей, правил
  • с официальным лицом
  • складываются между людьми на основе частных взаимоотношений, вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами
Межличностные отношения Чувства людей - эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам Сближающие (симпатия) - внутреннее расположение, привлекательность человека Разъединяющие (антипатия) - внутреннее недовольство человеком, неудовлетворенность его поведением  готовность к совместным усилиям и совместным действиям  отсутствие стремления к сотрудничеству

Межличностные отношения

Чувства людей - эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам

Сближающие (симпатия) - внутреннее расположение, привлекательность человека

Разъединяющие (антипатия) - внутреннее недовольство человеком, неудовлетворенность его поведением

  • готовность к совместным усилиям и совместным действиям
  • отсутствие стремления к сотрудничеству
Формы межличностных отношений Условия возникновения Примеры Деловые или личные  отношения знакомства Взаимная тяга, сим-патия, стремление к контакту, общению  I уровень: «знаю в лицо, узнаю» - широкий круг людей  II уровень: «приветствую» – только при взаимном узнавании  III уровень: «приветствую и разговари-ваю на общие темы»  приятельские отношения (приятельство) Деловые связи, об-щая цель, средства и результаты общей деятельности  отношения товарищества (товари-щество)

Формы межличностных отношений

Условия возникновения

Примеры

Деловые или личные

  • отношения знакомства

Взаимная тяга, сим-патия, стремление к контакту, общению

  • I уровень: «знаю в лицо, узнаю» - широкий круг людей
  • II уровень: «приветствую» – только при взаимном узнавании
  • III уровень: «приветствую и разговари-ваю на общие темы»
  • приятельские отношения (приятельство)

Деловые связи, об-щая цель, средства и результаты общей деятельности

  • отношения товарищества (товари-щество)
Взаимная симпатия, общность инте-ресов, взаимопомощь, верность, внутренняя близость, откровенность, доверие  дружба Благородные чувства, высокая мо-раль, самоотверженность, готов-ность сделать все возможное для благополучия любимого человека, ответственность  любовь

Взаимная симпатия, общность инте-ресов, взаимопомощь, верность, внутренняя близость, откровенность, доверие

  • дружба

Благородные чувства, высокая мо-раль, самоотверженность, готов-ность сделать все возможное для благополучия любимого человека, ответственность

  • любовь
3. Общение Общение – в широком смысле слова: взаимные отно-шения, деловая или дружеская связь между людьми - в узком смысле слова: вид деятельности, при которой происходит обмен информацией, иде-ями, оценками, чувствами, конкретными дейст-виями  обычно включено в практическое взаимодействие людей:  совместный труд  учение  коллективная игра, др.

3. Общение

Общение

в широком смысле слова: взаимные отно-шения, деловая или дружеская связь между людьми

- в узком смысле слова: вид деятельности, при которой происходит обмен информацией, иде-ями, оценками, чувствами, конкретными дейст-виями

  • обычно включено в практическое взаимодействие людей:
  • совместный труд
  • учение
  • коллективная игра, др.
Структура общения Субъекты  – те, кто обмениваются информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями Реальный Воображаемый Иллюзорный  существующий в жизни (мать, друг, директор, др.)  существующий в воображении ( ли-тературные герои)  тот, на кого пе-реносят свойства реального субъек-та (Чебурашка, Лосяш, др.) Цель  – то, ради чего у человека возникает необходимость в общении

Структура общения

Субъекты – те, кто обмениваются информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями

Реальный

Воображаемый

Иллюзорный

  • существующий в жизни (мать, друг, директор, др.)
  • существующий в воображении ( ли-тературные герои)
  • тот, на кого пе-реносят свойства реального субъек-та (Чебурашка, Лосяш, др.)

Цель – то, ради чего у человека возникает необходимость в общении

Содержание  – информация, идеи, оценка, чувства, которые передаются в межличностных контактах от одного человека к другому Средства  – способы общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета, др.)

Содержание – информация, идеи, оценка, чувства, которые передаются в межличностных контактах от одного человека к другому

Средства – способы общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета, др.)

Процессы, составляющие процесс общения Обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия Обмен информацией, её уточнение, обогащение Восприятие и понимание партнера, его психологических особенностей его поведения Виды общения Вид Познавательное Характеристика  обмен знаними Деловое Интимно-личностное  средство достижения деловой цели  само общение выступает как цель

Процессы, составляющие процесс общения

Обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия

Обмен информацией, её уточнение, обогащение

Восприятие и понимание партнера, его психологических особенностей его поведения

Виды общения

Вид

Познавательное

Характеристика

  • обмен знаними

Деловое

Интимно-личностное

  • средство достижения деловой цели
  • само общение выступает как цель
Функции общения  формирует и развивает межличностные отношения, является условием  становления человека как личности  способствует познанию людьми друг друга  осуществляет определенное воздействие на психическое состояние человека  возможность выразить причастность человека к группе: «Я – свой» или «Я – чужой»  способствует организации совместной деятельности людей

Функции общения

  • формирует и развивает межличностные отношения, является условием становления человека как личности
  • способствует познанию людьми друг друга
  • осуществляет определенное воздействие на психическое состояние человека
  • возможность выразить причастность человека к группе: «Я – свой» или «Я – чужой»
  • способствует организации совместной деятельности людей
Культура общения – установленный порядок поведения в обществе, направленный на целе-направленное взаимодействие людей на основе адекватного выбора, использования средств общения, который выражен главным образов в устной и письменной речи Культура общения Наличие доверия к тому, с кем общаешься Наличие уважения к тому, с кем общаешься Отказ от навязывания своих вкусов, привычек, предпочтений другому Демонстрация уступчивости в общении Внимание к собеседнику Владение культурой речи

Культура общения – установленный порядок поведения в обществе, направленный на целе-направленное взаимодействие людей на основе адекватного выбора, использования средств общения, который выражен главным образов в устной и письменной речи

Культура общения

Наличие доверия к тому, с кем общаешься

Наличие уважения к тому, с кем общаешься

Отказ от навязывания своих вкусов, привычек, предпочтений другому

Демонстрация уступчивости в общении

Внимание к собеседнику

Владение культурой речи

Источники: https://studopedia.ru/7_161999_ponyatie-i-sushchnost-kulturi-obshcheniya.html  https://spravochnick.ru/psihologiya/vvedenie_v_socialnuyu_psihologiyu/mezhlichnostnye_otnosheniya/  https://studwork.org/spravochnik/sociologiya/malye-socialnye-gruppy  https://studwood.ru/1883051/psihologiya/gruppovye_normy

Источники:

https://studopedia.ru/7_161999_ponyatie-i-sushchnost-kulturi-obshcheniya.html https://spravochnick.ru/psihologiya/vvedenie_v_socialnuyu_psihologiyu/mezhlichnostnye_otnosheniya/

https://studwork.org/spravochnik/sociologiya/malye-socialnye-gruppy https://studwood.ru/1883051/psihologiya/gruppovye_normy


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!